Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 18

Учебные программы

Авторы:
АБ В ГД ЕЖЗ И ЙКЛМ Н ОП РСТ УФХЦЧШЩЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
 
Названия:
АБВ ГДЕЖЗИ ЙК ЛМ НО ПРС Т У ФХЦЧШЩЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
 

Опубликовано на портале: 12-08-2003
Елена Геральдовна Васильева
В курсе рассматриваются методологические проблемы и вопросы разработки программы конкретных социологических исследований; количественные и качественные методы сбора первичной социологической информации; процедуры обобщения и анализа данных исследования. Затронуто множество тем, очень детальная программа курса. Приводится также план семинарских занятий и литература к ним.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-08-2004
Наталья Вадимовна Веселкова
магистратура
Цель курса «Интервью в социологическом исследовании» - показать сущность и разнообразие исследовательских возможностей метода интервью, вариативность характеристик интервью в зависимости от положения в методологическом и методическом континууме.

Спецкурс читается в рамках магистерской программы, а так же в формате месячного специализированного курса «Качественные методы в социологическом исследовании».

Объем курса«Интервью в социологическом исследовании» - 16-20 часов.
Курс рассчитан на большее количество часов, поэтому его содержание тематически варьируется в зависимости от курса и потребностей аудитории.

К содержанию учебного курса прилагаются:
темы семинаров,
список вопросов и заданий для обсуждения, сформированный отдельно по каждой теме,
обширный список рекомендованной литературы

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 27-03-2003
Инна Феликсовна Девятко
Систематически рассматриваются основные проблемы, возникающие при планировании и проведении исследования - от концептуализации стоящих перед исследователем задач и выбора исследовательской стратегии до анализа полученных результатов. Наряду с традиционными методами массовых опросов, детально анализируются возможности и практика применения в социологических исследованиях включенного наблюдения, биографического метода и эксперимента. Изучение курса предполагает ознакомление студентов с современной трактовкой качества социологического измерения, с ключевыми подходами к конструированию индексов и шкал. Большое внимание уделяется фундаментальным понятиям статистического анализа результатов - от одномерного анализа и методов представления данных до самых популярных техник анализа связи между переменными.
В ходе теоретических и практических занятий затрагиваются вопросы, возникающие при соотнесении практики и результатов социологического исследования с его социальным контекстом: представление результатов исследования, этические аспекты взаимоотношений с респондентами и заказчиками и т.п.

Формы оценки: Окончательная оценка выставляется по результатам сдачи письменного аудиторного экзамена. Обязательным условием допуска к экзамену является своевременная сдача четырех самостоятельных практических работ-эссе по ключевым разделам курса.

Курс рассчитан на 58 часов аудиторных занятий (лекции - 34 часа, семинары и практические занятия - 24 часа). Планируемый объем внеаудиторной нагрузки 32 часа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2003
Инна Феликсовна Девятко
2002
Курс Модели объяснения и логика социологического исследования освещает два взаимосвязанных вопроса:
    - каковы основные типы теоретического объяснения в социологии?
    - какого рода эмпирические данные используются сторонниками различных моделей объяснения?
В курсе систематически рассматриваются основные модели социологического объяснения - позитивистская, бихевиористская, интерпретативная, этнометодологическая, функционалистская и структуралистская. Анализируется влияние, оказываемое различиями между описанными моделями, на методы исследования, способы концептуализации эмпирического материала, а также на критерии оценки различных теорий.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-06-2003
Инна Феликсовна Девятко
2000-2001
Образцы ежегодно обновляемых заданий к письменному экзамену по авторскому курсу И.Ф. Девятко «Методы социологического исследования» . Разделы заданий к письменному экзамену соответствуют основным разделам программы курса. Предусмотрена возможность выбора заданий внутри разделов.

Опубликовано на портале: 14-06-2003
Инна Феликсовна Девятко
2002
Приведены два варианта заданий к письменному экзамену по курсу «Модели объяснения и логика социологического исследования». Экзаменационные баллы входят в итоговую оценку вместе с баллами за промежуточные письменные работы (эссе).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2003
Тамара Моисеевна Дридзе
Прогнозное (проблемно-ориентированное или проблемно-целевое) социальное проектирование представляет собой ключевой наукоёмкий этап социально-управленческого цикла. В нем конкретизированы принципы такого взаимодействия общественных и естественных наук с практикой регулирования социально значимых процессов, в основе которых лежат приоритеты целей и ценностей воспроизводства физически и нравственно здорового человека в здоровой жизненной среде.

В этом смысле социально значимым управленческим решением в равной мере может оказаться и инженерный или градостроительный проект, и программа развития предприятия или населенного места, план реорганизации административной структуры или реконструкции жилого массива, модификация старых или разработка новых нормативно-правовых актов и т.п. в той мере, в какой они вносят "возмущение" в среду обитания людей, задевают их достоинство и интересы, сказываются на качестве и образе их жизни.

Речь, таким образом, идет не о том, чтобы прогнозировать события, ход которых зависит от вмешательства извне, а о том, чтобы сделать осмысленным и по возможности безвредным само вмешательство в неуправляемый ход тех или иных событий. Чтобы вместо реализации интересов узкого круга лиц, занятых лишь поиском собственной выгоды, и/или "перевода" абстрактно-утопических прогнозных разработок в управленческие решения, несущие реальную социокультурную опасность, создать условия для интеграции общего и конкретного (основанного на социально-диагностических исследованиях) научного знания о локальной социальной ситуации в практику выработки решений.

Именно по этой причине технология прогнозного социального проектирования носит комплексный междисциплинарный характер и исходит из постулата о принципиальной возможности гуманизации и "диалогизации" процесса выработки решений на всех уровнях управления социально значимыми процессами.

Курс состоит из 4-х разделов (тем), позволяющих проследить логику перехода от теоретико-методологической платформы прогнозного социального проектирования к прикладным возможностям этой весьма перспективной социальной технологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-02-2004
Оксана Николаевна Запорожец, Елена Станиславовна Баева
9 семестр, 5 курс
Курс концентрируется на теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании основных проблем дифференциации современного российского общества. Авторы делают акцент не столько на привычной констатации особенностей социальной стратификации российского общества, сколько на процессах развития социокультурных различий с учетом параметров повседневного поведения социальных агентов и комплексности капиталов вновь складывающихся общностей. В качестве основной и вспомогательной литературы представлен обширный список работ как отечественных, так и западных исследователей. В описании тем занятий присутствуют ссылки на ряд новых для отечественной аудитории проблем, таких как субкультурные теории, этнографическая стратегия, конверсационный анализ и т.д. Курс нацелен на применение ряда инновационных методик преподавания. Целевая аудитория – 5 курс отделения социологии.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-08-2004
Елена Андреевна Здравомыслова, Анна Адриановна Темкина
Курс «Качественные методы в социологическом исследовании» предполагается провести в форме семинарских и практических занятий в рамках программы гендерных исследований.
Каждый из участвующих сможет ознакомиться с методами проведения эмпирических исследований и апробировать их на материале собственных исследовательских проектов.

Объем курса - 14 лекций, 14 семинаров; 4 кредита ECTS

К содержанию курса «Качественные методы в социологическом исследовании» прилагается список рекомендованной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 18-12-2003
Александр Анатольевич Иудин
Цель курса: данный курс описывает и сравнивает различные подходы к процессам социологического измерения, сбора информации, анализа данных, интерпретации результатов в ходе изучения социальной ситуации. В курсе предусматривается преемственность основных дисциплин, читаемых по кафедре прикладной социологии. Курс дополняет цикл базовых курсов по методам анализа социологической информации.
Курс состоит из 4 разделов (тем) и 17 лекций. Курс рассчитан на 64 аудиторных часа (50 % - лекций, 50% - практических занятий), читается один семестр. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Ольга Михайловна Маслова
В методических материалах «Методика и техника социологических исследований» рассматривается содержание 2 семинаров: «Обоснование адекватности методики наблюдения исследовательской задаче», «Отчет о результатах проведенного наблюдения»
а также предлагается описание -
ведение полевых записей, полевой дневник исследователя
методические материалы к разделу «Неформализованное наблюдение»

К структуре курса «Методика и техника социологических исследований» прилагаются:
Методические материалы к разделу «Формализованное наблюдение».
Методические материалы к разделу «Неформализованное наблюдение»
План семинара № 1 по Теме: «Обоснование адекватности методики наблюдения исследовательской задаче»
План семинара № 2 по Теме «Отчет о результатах проведенного наблюдения»
Инструкция для наблюдателя
Полевой дневник исследователя
Задание к следующему семинару

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 15-06-2003
Ольга Михайловна Маслова
Целью курса является формирование представлений о социологическом исследовании как о едином и целостном процессе обоснования достоверности исследовательского результата. Даётся характеристика методической и организационной специфики исследовательской деятельности социолога в зависимости от его методологической ориентации, целей, предмета и объекта исследования, типа исследовательской стратегии и других параметров. Рассматривается проблема адекватности перехода от исходной теоретической концепции к эмпирическому уровню исследования и к определению границ интерпретации эмпирических данных.

Анализируются познавательные возможности основных методов сбора эмпирической информации: опроса, анализа документов, наблюдения, эксперимента. Показывается становление познавательных возможностей каждого из названных методов в научном аспекте, характеризуются современные нормативные требования к их использованию в различных исследовательских ситуациях, дается описание отечественного и зарубежного опыта их применения.

Особое внимание уделяется модификациям каждого метода по степени формализации ("жесткие" и "мягкие" их варианты) в зависимости от исследовательских задач. Показываются возможные отношения дополнительности этих вариантов методических решений в количественной и качественной традициях социологических исследований.

Специальная задача курса - дать слушателям практические навыки методической работы: проектирования методического инструментария, его априорного анализа и апробации в пилотажном (пробном) исследовании. Предусматриваются семинары и практические занятия: различные виды анкетирования, интервьюирования, наблюдения и анализа документов, разработка инструкций для интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-06-2003
Елена Юрьевна Мещеркина
Специальный курс, читается в рамках магистерской программы, а также в формате месячного специализированного курса "Качественные методы в социологическом исследовании". В курсе десять тем: история биографического метода в психологии и социологии, американская и европейская школы биографических исследований; современное состояние биографических исследований; методология качественного исследования; классические качественные исследования; качественный содержательный анализ; психоаналитическая интерпретация текста; объективная герменевтика (ОГ); конверсационный анализ; анализ языка тела и гендер; технология биографического исследования. Программа включает подробную аннотацию каждой темы и список рекомендуемой литературы.
Автор программы: к.социол.н., Е.Ю. Мещеркина
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социология управления [учебная программа]
Опубликовано на портале: 18-12-2003
Вера Николаевна Минина
I курс, магистратура
Цель курса - формирование навыков применения социологических категорий и инструментария для объяснения социальных явлений и процессов, возникающих в управлении, для решения социальных проблем, а также навыков принятия управленческих решений на основе социологических знаний. Новизна курса определяется тем, что он организован в виде индивидуальных занятий и занятий в малых группах (2-3 чел.), предусматривающих лекции-беседы по наиболее сложным темам и вопросам курса, обсуждение с магистрантом/магистрантами ключевых проблем социологии управления как научной дисциплины на основе прочтения им/ими рекомендованной литературы, подготовку реферата по одному из источников, по усмотрению автора, с соответствующей аргументацией выбора, консультирование и методическую помощь в организации самостоятельного научного исследования в рамках темы магистерской диссертации.
Курс рассчитан на 72 аудиторных часа (18 часов лекций, 30 - практических занятий, 24 - самостоятельной работы), читается один семестр. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-09-2006
Галина Александровна Наместникова
Цель и задачи курса изучение истории, теории и практики социального прогнозирования и проектирования. В курсе рассмотрены: понятийный аппарат этой области знания в целом, терминология конкретных ее разделов; методологический и исторический контекст возникновения, становления и развития социального прогнозирования и проектирования; методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования; особенности социально-экономического, социально-политического, социально-культурного и т.д. прогнозирования и проектирования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него