Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 31

Учебные программы

Авторы:
А Б В Г Д ЕЖЗИ ЙК Л М Н О П Р С ТУФХЦЧ Ш ЩЭЮЯ
ABC D EFGHI JKLMN OPQRS TUVWXYZ
 
Названия:
А БВ ГДЕЖЗИ ЙКЛМ НО П РС Т УФХЦЧШЩЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOP QRS TUVWXYZ
 

История социологии [учебная программа]
Опубликовано на портале: 28-08-2004
Даниил Александрович Александров
Курс «История социологии» сочетает в себе историю социологии и изучение социологической классики.
В лекциях в духе исторической социологии знания рассматривается исторический контекст социологических исследований, их связь с политикой и идеологиями своего времени, дается институциональный анализ науки и университетских систем разных стран, в которых проходит развитие социологии.
Для анализа развития социологии и деятельности социологов применяются разные социологические теории и подходы, в том числе и в первую очередь, те, которые разработаны самими объектами нашего историко-социологического анализа.

Семинары посвящены чтению классических работ по социологии, рассматриваемых в двух дополнительных аспектах: как в контексте их времени, так и с точки зрения их современного прочтения.

Одна из задач курса — развить социологическую рефлексию, в том числе опираясь на различие между этими двумя точками зрения

К содержанию курса «История социологии» прилагается: общий список рекомендованной литературы, список тем к семинарам, список литературы к семинарам.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 27-08-2004
Даниил Александрович Александров
Лекционный курс «Социология знания и организация науки» вводит основные понятия социологии знания, рассматривает проблемы производства и воспроизводства знания, способы функционирования научных сообществ.
Курс рассматривает основные концепции и подходы в социологии знания и социологии науки.
Основной упор сделан на изучении научной повседневности. Примеры из истории науки (в частности, истории социологии) освещают социальные условия производства знания.

Задача курса в том, чтобы выработать у слушателей рефлексивную установку исследователей, научив критически применять социологические подходы к науке и научному знанию, в том числе и в первую очередь, к социологии.

К содержанию курса «Социология знания и организация науки» прилагается: список тем к семинарам, список обязательной литературы к семинарам, обширный список список общей литературы по всему курсу.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-12-2003
Светлана Петровна Баньковская
Курс «История социологии. Современные теории» является неотъемлемой частью курса по истории социологии и логическим продолжением курса по «классическим» социологическим теориям. В соответствии с этим, цель курса заключается в том, чтобы адекватно представить современные теории в контексте целостности и единства дисциплины, подчеркивая преемственность и поступательность развития социологического теоретического знания. Представленный в курсе материал – это, прежде всего, образцы теоретического исследования в социологии и современного социологического стиля мышления в целом.
Основными задачами курса, способствующими достижению этой цели, являются следующие: дать представление об основных эпистемологических проблемах в социологии с тем, чтобы студенты в дальнейшем изложении курса ориентировались в понятийном аппарате современных теорий; представить наиболее значительные (популярные) в современном социологическом дискурсе теории, фигуры, школы; проследить их взаимосвязь и общие основания; показать преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией; акцентировать в изложении различных теорий два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания; при изложении каждой из теорий показать как ее общетеоретические и философские основания, так и прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).
Курс состоит из 11 тем, изложенных в 17 лекциях. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

История социологии [учебная программа]
Опубликовано на портале: 18-12-2003
Геннадий Семенович Батыгин, Денис Глебович Подвойский
I курс, магистратура
Курс имеет своей целью дать подробную, углубленную, упорядоченную в соответствии с хронологическим принципом характеристику концептуального содержания важнейших авторских теорий, составляющих «золотой фонд» мировой социологической мысли. Настоящий курс является базисной, основополагающей дисциплиной в системе профессионального социологического образования, призванной сформировать и структурировать общий объем знаний студентов об истории развития социологических идей.
Достижение указанной цели предполагает разрешение следующих задач: осуществить систематический разбор содержания концепций, определявших доминантные ориентиры интеллектуального развития социологической теории; описать и проанализировать комплекс явных и латентных (исторических, социокультурных и мировоззренческих) оснований отдельных концепций и исследовательских подходов, разрабатывавшихся конкретными авторами и научными школами в контексте эволюции западной социологической мысли; охарактеризовать пространство базовых концептов теоретической социологии, важнейших понятий, конституирующих проблемное поле классического и современного общественно-научного дискурса; способствовать формированию и развитию у будущих специалистов историко-социологической культуры, склонности к историко-социологической рефлексии и эвристических навыков «социологического воображения»; способствовать расширению интеллектуального кругозора студентов в области истории социологии и социальных наук.
Курс рассчитан на 216 аудиторных часов (50 % - лекций, 50% - практических занятий), читается три семестра. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-08-2003
Валерия Валентиновна Василькова
2001
Программа спецкурса "Самоорганизация социальных систем" рассчитана на 22 лекционных часа и двухчасовое практическое занятие. Спецкурс ориентирован на изучение и рассмотрение проблем синергетики - универсальной (по мнению автора) теории о законах самоорганизации систем, эволюции и становления социального порядка. В курсе рассматриваются также темы общества как самоорганизующейся системы, эволюции социальных структур порядка, самоорганизации в культуре, стохастических моделей в теории управления. Программа интересна преимущественно для специалистов в области системного анализа и сторонников нетрадиционных подходов в социальной теории.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 14-08-2003
Вадим Викторович Волков
2 семестр
Идея курса заключается в демонстрации образцов социологической постановки и решения проблем, своего рода "открытий" в социологии. Курс не предполагает стандартного изучения различных направлений социальной теории или истории социологии. Вместо этого, детальному разбору подвергаются авторы, оказавшие наибольшее влияние на становление дисциплины и ввиду этого заслуживающие изучения того, "как сделаны" их наиболее значимые работы. Автор учебного курса обращается к теоретическим взглядам Т. Куна, М. Полани, Л. Витгенштейна, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Б. Мура, Т. Веблена, Д. Норта, Д. Гамбетты, М. Фуко, Дж. Скотта, П. Бурдье, И. Гоффмана и других. Курс включает 14 лекций, программа курса содержит тематически сгруппированный список рекомендуемой литературы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 05-11-2003
Зинаида Тихоновна Голенкова
2000-2001
Учебный курс читается в магистратуре Центра социологического образования Института социологии РАН (ЦСО ИС РАН) и входит в число базовых курсов.

Структурно он разделен на десять крупных тем: первая - история русской социологии (определение границ предметно-тематического пространства и проблемы периодизации); вторая - российская общественная мысль в XIX столетии (основные проблемы и темы, общая атмосфера интеллектуального развития); третья - субъективная школа в русской социологии; четвертая - позитивистская перспектива в русской социологической мысли второй половины XIX - начала XX вв.; пятая - марксистское направление в российской социологической мысли конца XIX - начала XX вв.; шестая - неопозитивизм в русской социологии начала XX века; седьмая - антипозитивистские альтернативы в русской социологии; восьмая - российская социологическая наука в 20-30-е годы XX века; девятая - социологическая наука в СССР в 60-80-е годы XX века; десятая - основные тенденции и перспективы развития современной российской социологии.

В курсе рассматриваются взгляды известных русских общественных мыслителей XIX-начала ХХ вв.: В. Н. Майкова, Э. К. Ватсона, И. В. Киреевского, К. С. Аксакова, Ю. Ф. Самарина, П. Я. Чаадаева А. И. Герцена Б. H. Чичерина, К. Д. Кавелина, А. Д. Градовского, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. И. Кареева, С. Н. Южакова, В. М. Чернова, А. И. Стронина, П. Ф. Лилиенфельда, Е. В. де Роберти, М. М. Ковалевского, В. И. Сергеевича, С. А. Муромцева, Н. М. Коркунова, Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова-Ленина, П. Б. Струве, М .И. Туган-Барановского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, А. С. Звоницкой, К. М. Тахтарева, П. А. Сорокина, Б. А. Кистяковского, В. М. Хвостова, А. С. Лаппо-Данилевского, Н. И. Бухарина, С. А. Оранского, И. П. Разумовского и других.

Программа включает рекомендуемый список литературы и возможные темы эссе. Автор - д. филос. н. проф. З. Т. Голенкова.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 16-06-2003
Инна Феликсовна Девятко
2002
Курс Модели объяснения и логика социологического исследования освещает два взаимосвязанных вопроса:
    - каковы основные типы теоретического объяснения в социологии?
    - какого рода эмпирические данные используются сторонниками различных моделей объяснения?
В курсе систематически рассматриваются основные модели социологического объяснения - позитивистская, бихевиористская, интерпретативная, этнометодологическая, функционалистская и структуралистская. Анализируется влияние, оказываемое различиями между описанными моделями, на методы исследования, способы концептуализации эмпирического материала, а также на критерии оценки различных теорий.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-06-2003
Инна Феликсовна Девятко
2002
Приведены два варианта заданий к письменному экзамену по курсу «Модели объяснения и логика социологического исследования». Экзаменационные баллы входят в итоговую оценку вместе с баллами за промежуточные письменные работы (эссе).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2003
Инна Феликсовна Девятко
2001
Образцы письменных заданий к экзамену по курсу "Социология организаций". Баллы за экзамен (итоговая оценка) суммируются с результатами промежуточного контроля (два письменных эссе).

Опубликовано на портале: 26-05-2003
Инна Феликсовна Девятко
Рассматриваются основные тенденции развития современной социологической теории. Особое внимание уделяется аналитическим головоломкам, возникающим в результате применения различных моделей социологического объяснения к основным концептуальным областям социологической теории - деятельности, рациональности, структуре и социальной системе.

Четыре раздела рассчитаны на 40 часов лекций и 32 часа семинаров.
Раздел I. Ведущие социологические парадигмы и модели объяснения в 1980-е - 1990-е гг.: возможности теоретической кодификации и концептуальной стандартизации социологического знания.
Раздел II. Социальное действие и деятельность: теории субъективности и рациональности.
Раздел III. Анализ глубинной структуры социальных отношений в современной социологической теории.
Раздел IV. Системное теоретизирование в социологии.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Социология организаций [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-05-2003
Инна Феликсовна Девятко
1997 - 2001
В курсе рассматриваются различные подходы к анализу деловых организаций, сформировавшиеся в рамках основных социологических парадигм. Особое внимание уделяется сравнительно новым социологическим перспективам в исследовании организаций как ключевых корпоративных акторов современного общества - от этнографии организаций до теории институционального изоморфизма.
ресурс содержит прикрепленный файл

Социология риска [учебная программа]
Опубликовано на портале: 17-07-2003
Инна Феликсовна Девятко
2001
Данный курс знакомит студентов с основными концепциями риска, рискованного поведения и мониторинга рисков в индустриальных и постиндустриальных обществах. В лекционной части курса рассматриваются ключевые подходы к анализу рисков в современной социальной теории, а также методы выявления, классификации и исследования рисков. В курсе также излагаются ключевые результаты современных исследований обыденного восприятия риска и рискованного поведения; влияния типов политической культуры на отношение к различным типам рисков и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2003
Инна Феликсовна Девятко, В. П. Костюк, Николай Иванович Лапин, Овсей Ирмович Шкаратан
2001 год
Курс является авторским, не имеющим аналогов в России. Авторам не известен подобный курс и в зарубежных университетах. Он предполагает органичное соединение элементов общей теории систем, теории социетальной эволюции, теории общества как социетальной системы, сопоставительного анализа концепций советского и современного российского общества как социально-экономической системы.

Виртуализация общества [учебная программа]
Опубликовано на портале: 18-12-2003
Дмитрий Владиславович Иванов
2003
Целью курса является формирование на основе теории виртуализации общества систематических представлений о специфике и направленности современных социальных процессов. Курс ориентирован на овладение навыками: исследования общественных явлений с помощью новейших концептуальных средств; интерпретации эмпирических тенденций на основе различных теоретических подходов – теорий постиндустриального общества, постмодернизации, глобализации, виртуализации; сравнительного анализа и оценки адекватности альтернативных теоретических моделей общественных изменений.
Курс является элементом профессиональной подготовки в области социологии, формирует базовые представления о современном обществе и ориентирует слушателей в современных тенденциях развития социологической теории.
Длительность учебного курса составляет 40 часов аудиторных занятий, 16 часов самостоятельной работы. Курс читается в течение одного семестра. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл