Учебные программы
Авторы: |
Названия: |
Задачи спецкурса:
- овладение студентами категориальным аппаратом социологии денег;
- ознакомление с классическими и современными социологическими теориями денег;
- формирование представления о специфике социологического анализа института денег;
- получение навыков самостоятельной разработки студентами социологических дефиниций;
- проведение анализа роли денег в современных российском и западном обществах.


2003
Программа подготовлена при содействии НФПК Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах Инновационного проекта развития образования.



2003


- рассмотрение основных понятий и теорий маркетинга;
- знакомство студентов с технологиями изучения рынка;
- практическое освоение навыков решения маркетинговых задач.
- основные маркетинговые теории;
- методы исследования и анализа рынка;
- методы продвижения продукта на рынке.
- поставить задачи маркетингового исследования и выбрать методы его реализации;
- провести анализ результатов маркетинговых исследований;
- сделать практические выводы на основе анализа результатов маркетинговых исследований.


Основные задачи курса включают в себя: во-первых, ознакомление студентов со спецификой конкретной социологической науки, исследующей экономическую сферу общественной жизни; ее объектом, предметом; историей развития, методологическими подходами к осмыслению и исследованию экономики с помощью системы категорий, разработанных данной наукой, и ее социальных механизмов; во-вторых, изучение объективных и субъективных условий функционирования социальных механизмов в сфере экономики и их закономерностей; в-третьих, исследование взаимосвязи и взаимозависимости, а также особенностей становления и развития экономического сознания и экономического мышления, мотивационного потенциала развития экономической подсистемы в целом и ее элементов, в частности; в-четвертых, изучение особенностей современного этапа экономической и общественной жизни России; в-пятых, формирование у студентов: навыков по проведению исследований в сфере экономических отношений людей, возникающих как в масштабе страны, так и в каждой ее ячейке – в регионах, на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Предлагаемый учебный курс «Экономическая социология» состоит из 3 тематических блоков – вводного ( Раздел№1), базового (Раздел№2 и№3) и специального (Раздел №4). Каждому из них соответствует определенный набор тем занятий и средств для их учебно-методического обеспечения. Курс рассчитан на 102 аудиторных часа (34 часа лекций, 17 - практических занятий, 51 - самостоятельной работы), читается один семестр. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.



1997 - 2001





Изучаются теории социальной мобильности, теории элит, теории средних классов. Много внимания уделяется вопросам - новые аспекты социальной стратификации: «культурные» классы и гражданство, стратификация в советском и в постсоветском обществе, а также советские и восточно-европейские теории и исследования социальной стратификации.
Объем курса - 14 лекций, 14 семинаров, 8 кредитов ECTS.
К содержанию курса «Теория социальной стратификации» прилагается: список рекомендованной литературы, сформированный отдельно по каждой теме, задания по темам.




Объем учебного курса «Социология потребления» - 46 часов аудиторной нагрузки, из них лекции - 26 часов, семинары и практические занятия - 20 часов.
К содержанию учебной программы прилагаются: обширный список литературы, сформированный отдельно по каждой теме.



III курс, бакалавриат
Данный курс читается студентам 3 курса экономического факультета социологической специализации. К этому моменту студенты уже получили подготовку по базовым экономическим и социологическим дисциплинам, в ходе прохождения практики «соприкоснулись» с социально-экономической реальностью и обладают достаточной гражданской зрелостью и профессиональной квалификацией для обсуждения серьезных теоретических и практических вопросов. Одной из задач курса является вооружение студентов добавочной аргументацией для понимания и объяснения актуальных проблем трансформирующегося российского общества.
Курс рассчитан на 72 аудиторных часов (32 часа лекций, 36 - практических занятий, 4 - самостоятельной работы). Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.



Студенты 2 и 3 курсов
Автор в своей программе раскрывает положение женщин и мужчин на рынке труда, а также рассматривает женскую и мужскую занятость в формальной и неформальной экономиках.
Данный курс разбит на четыре тематических блока.
Первый знакомит слушателей с различными трактовками понятий, используемых в курсе (гендер, труд, занятость, рынок труда) и рассматривает теоретические концепции, в рамках которых даны эти определения.
Второй и третий тематические блоки посвящены анализу положения женщин и мужчин в сфере занятости и на рынке труда в формальной экономике.
В рамках четвертого тематического блока рассматривается ситуация, сложившаяся с женской и мужской занятостью в неформальной экономике.
К содержанию спецкурса прилагается рекомендуемая литература (по каждой теме отдельно).





Студенты 2 курса экономических специальностей, студенты факультетов социологии
Основная цель преподавания курса:
показать, что традиционная экономическая социология в основном ориентировалась
на
мужчин и их проблемы и почти не исследовала социальное поведение и опыт женщин;
ознакомить студентов с гендерными аспектами экономической социологии.
Ориентировать слушателей на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами
и женщинами как представителями определенного пола;
способствовать развитию гендерного сознания, свободного от полоролевых стереотипов,
затрудняющих личностную самореализацию.
Основу лекционного курса составляют результаты социологических исследований,
монографии
российских и казахстанских авторов, газетные и журнальные публикации, правовые документы.
Используются экономические данные.
К содержанию программы спецкурса прилагается: обширный список рекомендуемой литературы.



Цель курса - формирование целостного представления о процессах, происходящих в экономической жизни. Задачи курса: ознакомление с особенностями современного экономического понимания; понимание взаимосвязей экономики с правом, этикой, культурой, политикой, экологией; понимание представления о социальном статусе экономики; развитие навыков современного экономического мышления.
Курс рассчитан на 36 аудиторных часов (50% лекций, 50% - практических занятий). Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.



Данный курс -авторская разработка, победитель конкурса учебных программ по гендерному образованию (Фонд Сороса).
Учебный курс "Индустриальная цивилизация в гендерном измерении" направлен на изучение истории России, Западной Европы и США в 19-20 вв. с точки зрения становления, развития и кризиса современных гендерных систем.
Цель курса - состоит в гендерной ревизии известного фактологического
материала. Кроме того, студентам предлагается проследить историческое развитие гендерных
отношений России и Западных стран в сравнительной перспективе.
Кроме того, для
России
гендерный подход в истории достаточно новая научная область, в то время, как существуют
обширные исследования американского и других западноевропейских обществ.
Концептуальная новизна учебной программы состоит в том, что предлагаемый
курс опирается именно на гендерный подход, который предполагает не вычленение "женской
истории"
из общенациональной или противопоставлении ее традиционной "мужской", а изучение
механизмов взаимодействия и взаимовлияния полов в историческом процессе.
В результате данного курса студенты не только "добавят" к полученной картине исторического
развития человечества женщину как субъекта истории, но и получат представление о
взаимоотношениях полов и гендерной истории в целом, что в дальнейшем будет способствовать
более объективному анализу исторических процессов.
К содержанию программы спецкурса прилагаются:
- список источников и литературы, сформированный отдельно по каждой теме;
- ресурсы Интернета.


