Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 120

Авторы:
А Б В Г Д Е Ж З И ЙК Л М Н ОП Р С Т У Ф Х ЦЧ Ш Щ ЭЮ Я
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUV WXYZ
 
Названия:
АБ В Г ДЕЖ ЗИ ЙКЛ М Н О П Р С Т У Ф ХЦЧШЩЭ ЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
 

Сравнительная история семьи [учебная программа]
Опубликовано на портале: 06-09-2004
Дмитрий Юрьевич Бородин
Данная программа нацелена на гендерный анализ становления и развития института семьи в различных сообществах. Автор курса предлагает рассмотреть основные проблемы истории семьи и брака в обширном временном (с III тыс. до н.э. до конца II-го тыс. н.э.) и географическом измерении. Географические рамки охватывают территорию от Средиземноморья до Атлантики, от Китая до Северной Америки, от Восточной до Западной Европы. Такой обширный материал, с одной стороны, позволяет, а с другой - делает необходимым, применение сравнительного подхода. Будучи первой отличительной чертой курса, сравнительный подход включает в себя анализ как общих, так и отличительных черт сравниваемых сообществ. В ходе курса проводится сравнение на трех уровнях: синхроническом внутрикультурном уровне, синхроническом межкультурном и транскультурном. Программа курса снабжена обширным библиографическим списком, включающем в себя работы как отечественных, так и зарубежных исследователей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 20-05-2003
Марина Викторовна Буракова
Рассмотрены методологические источники гендерной теории, теоретические модели гендера, их реализация в сфере научного исследования и практического применения. Большое внимание уделено анализу понятийного аппарата и терминологии гендерной теории. Спецкурс включает четыре раздела. Первый знакомит студентов с основами гендерной теории: историей возникновения, методологией, понятиями, методами. Второй раздел посвящен проблеме гендера как психологического, социально-психологического, социологического феномена. В третьем рассмотрена проблема гендерных различий в способностях, социальном и невербальном поведение. В четвертом - формы объективации гендера в социальном пространстве. К каждой теме прилагается список рекомендуемой литературы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 20-05-2003
Елена Магаковна Варданян, Джемма Исраеловна Асратян
Примерная программа учебного курса составлена Центром гендерных исследований Ассоциации женщин с университетским образованием Армении с целью ее внедрения в лекционные курсы Ереванского лингвистического университета, Гюмрийского и Ванадзорского государственных педагогических институтов. В курсе рассмотрены предпосылки и история возникновения философской теории и методологии феминизма, основные тенденции в философии современного феминизма, политические концепции феминизма. В центре внимания находится гендерный подход в экономической теории. Курс знакомит с основными компонентами гендерной дифференциации, правовым регулированием женского равноправия, национальным менталитетом и общественным восприятием роли женщины в армянском обществе.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Елена Валерьевна Васильева
Для аспирантов, преподавателей, специалистов социальной сферы
Объем курса «Гендерно-чувствительная социальная работа» - 14 часов.

В учебной программе рассматриваются следующие вопросы:
гендерные аспекты социальной работы и социальной политики;
зарубежный опыт гендерно-чувствительной социальной работы;
гендерные стереотипы: осознание и изменение;
принципы гендерно-чувствительной социальной работы.

К содержанию программы прилагается краткий список рекомендуемой литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Ольга Александровна Воронина
преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Объем учебной программы-специализации "Гендерный подход в гуманитарных науках" -10 часов.
Автор в своей учебной программе ставит следующие цели:

продемонстрировать возможности применения гендерной методологии в гуманитарных науках, изучении искусства и культуры;
рассмотреть проблематику, методы и концепции важнейших направлений в гендерной истории как части междисциплинарных гендерных исследований;
показать, как применение гендерного анализа видоизменяет общую концепцию истории и позволяет построить новые объяснительные модели социально-исторического развития;
представить методологическую базу изучения гендерных аспектов языка и проанализировать феминистскую лингвистику;
рассмотреть отражение гендерных стереотипов в языке;
дать анализ специфической гендерной ситуации в современном российском искусстве; проследить ход развития культурно-исторической природы явления "женщина-художница" как феномена искусства ХХ века и особенности его проявления на российской почве;
подготовить слушателей к использованию гендерного подхода при разработке ими самостоятельных блоков или отдельных тем в рамках изучения истории, языка, культуры и искусства;
показать возможности использования различных демонстрационных материалов в преподавании, в том числе - кино- и видеосюжетов, сайтов интернета.


К содержанию программы прилагаются:
список основных тем модуля,
список рекомендуемой литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Ольга Александровна Воронина
преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Основные цели курса-специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований»:
ознакомить слушателей с основными понятиями, подходами и направлениями современной гендерной теории;
показать возможности применения гендерной теории и методологии для проведения социальных и гуманитарных исследований;
подготовить слушателей к использованию гендерной теории при разработке собственных учебных курсов по социальным и гуманитарным наукам;
проанализировать развитие гендерных исследований в России.

Объем курса - специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований» - 12 часов.

К содержанию программы прилагается список рекомендованной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Ольга Александровна Воронина, Елена Викторовна Кочкина
преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Объем курса «Гендерный подход в изучении политики и права» - 10 часов.

Данный курс является специализацией учебной программы по курсу «Основы гендерных исследований».
Цель модуля:

  • показать, как шло развитие конвенциональной западной политической науки в отношении прав женщин;
  • проанализировать феминистскую критику этой науки;
  • ознакомить с возможностями применения гендерного подхода для анализа политических процессов;
  • рассмотреть основные направления и темы гендерных исследований политики на Западе и в России;
  • проинформировать слушателей о международных и российских документах в области прав человека, о международных организациях по правам человека;
  • показать возможности защиты прав человека в России на основе международной практики и документов;
  • проанализировать историю и реальное состояние женских политических движений в России.
      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    1. список основных тем модуля,
    2. обширный список рекомендуемой литературы.
  • ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Основы гендерной психологии [учебная программа]
    Опубликовано на портале: 06-12-2003
    Дмитрий Владимирович Воронцов
    2002
    Цель спецкурса: сформировать у слушателей навыки гендерного анализа социально-психологических процессов и явлений.
    Задачи спецкурса:
    - ознакомить с основными теоретико-методологическими подходами к гендерным исследованиям в социальной психологии;
    - сформировать базовый понятийный аппарат гендерной психологии;
    - раскрыть содержание процесса гендерной социализации личности;
    - ознакомить с основными концепциями формирования гендерных различий;
    - сформировать навыки критического анализа социально-психологических работ, посвященных исследованию пола и гендера личности;
    - ознакомить с методиками изучения гендерных аспектов бытия личности;
    - сформировать навыки обнаружения гендерной проблематики в практической деятельности психолога.

    Место спецкурса в профессиональной подготовке студента: помочь обобщить и конкретизировать базовые знания, приобретенные студентами в ходе изучения следующих дисциплин: антропологии, социологии, социальной психологии, психологии развития, психологии личности. Спецкурс также расширяет представления студентов о возможностях интерпретации и анализа основных социально-психологических феноменов в гендерной перспективе.
    Спецкурс построен на основе принципов контрастности и компаративности и предполагает следующие требования к уровню усвоения содержания: свободное владение базовым понятийным аппаратом гендерной психологии, способность к критическому восприятию изучаемого материала, знание различных методологических подходов к гендерным исследованиям в социальной психологии, умение свободно и творчески использовать психодиагностический инструментарий в гендерной перспективе.
    Практические занятия предполагают групповой формат работы с применением методов активного социального обучения в гетерогенном по гендерному признаку составе.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Дмитрий Владимирович Воронцов
    Студенты 3-го курса обучения, специализирующиеся по кафедрам социальной психологии, общей психологии и психологии личности, валеопсихологии
    Объем спецкурса - «Прикладная гендерная психология» - 64 часа.
    Автор данного учебного курса охватывает следующие разделы:
    теоретико-методологические аспекты гендерной психологии,
    методики исследования гендерных характеристик личности
    .

    В рамках курса изучаются вопросы влияния социального и политического контекста на социально-психологическую проблематику, рассматриваются проблемы возникновения и развития гендерных исследований, вопросы даны в рамках контекста феминистской критики и психологии, освещаются проблемы женских, гендерных исследований.
      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    • список основных тем,
    • список литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 05-06-2003
    Елена Ильинична Гапова
    Рассматриваются дискурсы и практики гендера в качестве ключевых категорий в организации социальной жизни в советском и постсоветском обществе. Социальные изменения, происходившие в течение почти всего ХХ века, анализируются с точки зрения гендерных проблем. Курс начинается с рассмотрения классовых и гендерных отношений накануне Октябрьской революции, затем переходит к марксистским теориям семьи и новых мужчины и женщины, далее останавливается на радикальных изменениях в частной сфере и гендерных ролях, характерных для 1920-х и 1930-х годов. В курсе рассматривается укрепление традиционных ценностей и ролей в сфере гендерных отношений в ходе Второй мировой войны и послевоенного периода. Изучение развитого социализма вращается вокруг рассмотрения политики (советского) распределения ресурсов, образования и социального обеспечения. В курсе анализируются попытки переосмысления концептов мужчина и женщина в свете новой социальной стратификации в период перестройки. При рассмотрении постсоветского периода основными являются вопросы распада советской системы социальной защиты и переосмысления мужского и женского гражданства в свете новых национальных проектов и националистических идеологий, а также осмысление нового феномена - женского движения. К программе курса прилагается список рекомендуемой литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Социология пола [учебная программа]
    Опубликовано на портале: 09-08-2003
    Елена Ильинична Гапова
    Курс рассматривает социальное конструирование пола (гендера) как элемента культуры и системы стратификации. Анализируется роль культуры и общественных институтов в формировании и функционировании гендера; рассматриваются теории гендерной идентичности (психоаналитическая, функциональная, эволюционистская, теория конфликта и другие); социологические и антропологические теории возникновения гендерной иерархии и ее взаимодействие с другими системами стратификации - классовой и расовой (национальной). Значительное внимание уделяется проблемам биологического воспроизводства и культурному конструированию сексуальности, маскулинности и женственности в контексте распределения власти. Профессиональная сегрегация по признаку пола изучается в контексте глобализации экономики и трудовой миграции. Рассматриваются понятия мужского и женского гражданства. К программе прилагается список рекомендуемой литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

    Язык и гендер [учебная программа]
    Опубликовано на портале: 23-04-2003
    Елена Горошко
    Спецкурс посвящен гендерным проблемам в общественных науках и, в частности, языкознании. Предназначен для студентов старших курсов гуманитарного профиля (социологов, филологов, журналистов, психологов, философов), имеющих уже базовые знания в области общей и возрастной психологии, теории и истории языкознания и социологии, изучающих лингвистические, социологические и психологические дисциплины, связанные с проблематикой половых различий, а также для лингвистов, психологов и педагогов высшей школы, занимающихся проблемами гендерной дифференциации. Центральным вопросом курса является взаимоотношение между языком, речью и социальным полом человека (гендером). Курс знакомит с новейшими гендерными исследованиями в западной лингвистике и феминистской критикой языка. В курсе рассматриваются основные компоненты гендерной дифференциации, формирование гендерных ролей и стереотипов в процессе социализации, история гендерных исследований в языкознании, особенности мужского и женского вербального поведения.
    ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

    Опубликовано на портале: 11-08-2004
    Татьяна Александровна Гурко
    преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
    Основная цель курса «Феминистская ориентация в социологии»:

    рассмотреть концепции социополовых отношений в классических социологических теориях;
    ознакомить с основными направлениями феминистской критики социологических теорий;
    обсудить становление феминисткой методологии в социологии;
    показать различное отношение к институту семьи в различных течениях феминизма;
    ознакомить слушателей с применением гендерного подхода на примере социологии семьи.

    Объем программы «Феминистская ориентация в социологии» - 8 часов.

    К содержанию курса прилагаются: список тем, обширный список рекомендуемой литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Юлия Евгеньевна Гусева
    студенты 5 курса, гуманитарных факультетов
    Объем спецкурса «Женская журналистика: специфика деятельности и аудитории» - 32 часа.
    Автором рассматриваются вопросы зарождения и становления женской прессы в России и за рубежом,
    по-новому рассматриваются вопросы образа женщины и мужчины в прессе, отражение реальности или насаждение традиционных патриархатных воззрений,
    делается акцент на вопросах гендерного анализа телерекламы: рассматривается специфика образов мужчины и женщины.
      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    • список основных тем,
    • список рекомендованной литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 25-07-2004
    Юлия Евгеньевна Гусева, Мария Леонидовна Сабунаева
    Курс-тренинг рассчитан на 24 часа. Разработан как универсальный курс, применимый к широкой аудитории: студенты, аспиранты, преподаватели.
    Целью тренинга является расширение гендерного сознания личности. Цель достигается в четыре этапа:
    - информирование,
    - работа с личностным отношением к проблемам гендерной дифференциации,
    - тренировка различных моделей поведения с выходом за рамки типичных полоролевых ситуаций,
    - получение обратной связи от участников о тренинге и его эффективности.

    Форма организации тренинга (серии разделены временным промежутком в 3 месяца) предполагает самостоятельную работу участников и накопление ими собственного материала.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию