Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 120

Авторы:
А Б В Г Д Е Ж З И ЙК Л М Н ОП Р С Т У Ф Х ЦЧ Ш Щ ЭЮ Я
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUV WXYZ
 
Названия:
АБ В Г ДЕЖ ЗИ ЙКЛ М Н О П Р С Т У Ф ХЦЧШЩЭ ЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
 

Независимость: за и против [учебная программа]
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Ирина Андреевна Тупицына
на широкую аудиторию, как на студентов, так и на аспирантов и преподавателей
Спецкурс - Тренинг «Независимость: за и против» предназначен для женщин, независимо от возраста, социального статуса, образования и других социальных характеристик. Конечно же, программа тренинга не исключает и участия мужчин, поскольку основные проблемы личной независимости схожи как для мужчин, так и для женщин.
Тренинг предполагает участие от 15 до 25 человек.

Цели тренинга:
Обучить стратегиям независимого поведения и личной ответственности.
Способствовать повышению уверенности в себе, принятию себя и других людей.
Способствовать разрешению традиционного ролевого конфликта, противоречия возникающего между двумя сферами жизни женщины: дом (семья) - работа (карьера).

Объем курса - 24 часа.

К содержанию спецкурса - тренинга прилагаются: список тем, краткий список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендер в анекдотах [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Ирина Андреевна Тупицына, Полина Витальевна Румянцева
Данный учебный курс рассчитан на широкую аудиторию:как на студентов, так на аспирантов и преподавателей. В игровой, манере авторы данного курса дают наглядное представление о достаточно сложных теоретических конструктах - «картинки в слове» (Н.Пезешкиан), а также используют метод закрепления уже полученных знаний.

Авторы курса показывают как анекдот способствует осознанию гендерных стереотипов.
Поскольку в анекдотах гендерные стереотипы зачастую доводятся до абсурда, они становятся более доступными для восприятия и осознания. А смех, следующий за рассказанным анекдотом, - это ничто иное как разрядка чувств, в том числе и довольно тяжелых, связанных с опытом подавления по признаку пола.
Курс рассчитан на 1 у.ч.

К программе курса прилагается список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Ирина Андреевна Тупицына, Полина Витальевна Румянцева
рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей
Основная цель и задачи спецкурса - тренинга «Моя работа и мой пол: преодоление барьеров и расширение возможностей» -
направлена на анализ как личных гендерных стереотипов, так и стереотипных представлений в области профессиональной деятельности. Одной из целей данного тренинга является также работа с личными эмоциональными трудностями участников, обучение методам конструктивного поведения в эмоционально-напряженных ситуациях.

Объем данного курса - 36 часов.

К содержанию спецкурса «Моя работа и мой пол: преодоление барьеров и расширение возможностей» прилагается: список тем, краткий список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Лидия Анатольевна Тысько
Студенты 4 и 5 курса дневного и заочного отделений историко-филологического факультета; Преподаватели
Спецкурс «Гендерный аспект методики ученических социологических исследований» рассчитан на 28 часов.
Автором спецкурса рассматриваются, прежде всего, такие понятия как:
  • гендерная асимметрия российского общества,
  • методика ученических социологических исследований (на примере 10 - 11 классов средней школы).
  • исследуются различные темы ученических социологических исследований с учетом гендерных различий
К содержанию программы спецкурса прилагается список рекомендованной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 27-04-2005
Альмира Рифовна Усманова
Основной задачей данного курса является ознакомление слушателей с основными темами и проблемами современной гендерной теории с точки зрения современной парадигмы «культурных исследований» (культурологическое направление, получившее развитие в Великобритании и других англо-саксонских сранах). В методологическом плане школа "культурных исследований" базируется на марксистской традиции, с которой у феминистской теории всегда складывались не простые отношения. Поэтому одной из центральных проблем курса является сравнительный анализ эпистемологических и методологических параллелей между гендерной теорией и марксизмом. В то же время антиэссенциалистский пафос сближает гендерные исследования (особенно в постфеминистской трактовке) с постмодернистской теорией. Ключевые понятия курса – «эссенциализм», «конструктивизм», «культурализм», «идентичность», «репрезентация», «мультикультурализм», «идеология», «коммодификация», «субкультура» и др. Курс предполагает ознакомление с постфеминистской теорией гендерной идентичности, постколониальной теорией субъекта и проблематикой так называемых queer studies, а так же с основными достижениями феминистской теории масс медиа и популярной культуры.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 18-09-2004
Альмира Рифовна Усманова
В учебной программе «Гендерные репрезентации в масс медиа и визуальной культуре: методология анализа» раскрываются следующие темы: Понятие репрезентации, репрезентация и идеология: анализ идеологии как дискурса, критика концепций, семиотика рекламного текста: «качественные» VS «количественные» методы анализа гендерных репрезентаций в СМИ, телевизионные «технологии гендера» и другие.
Данный курс читается в формате месячного специализированного курса «Гендерная социология».

Объем курса - 12 часов.

К содержанию курса «Гендерные репрезентации в масс медиа и визуальной культуре: методология анализа» прилагается: список рекомендованной литературы, сформированный отдельно по темам.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 27-04-2005
Альмира Рифовна Усманова
Задачей данного курса является ознакомить слушателей с актуальными проблемами и достижениями современной феминистской критики в сфере исследования визуальных искусств и аудиовизуальной коммуникации (живопись, скульптура, кино, телевидение, видео- и NET-арт, реклама, постеры). Основное внимание будет уделено формам репрезентации в кинематографе и различным аналитическим стратегиям современного феминизма: от семиотики и постструктуралистской теории субъективности до психоанализа (в связи с чем потребуется экспликация соответствующего терминологического инструментария и прояснения генеалогии целого ряда концептов - таких, как «вуайеризм», «первичная и вторичная идентификация», «нарциссизм», «стадия зеркала», «Воображаемое», «идеология», «субъективность» и т.д.). Немалый интерес представляет компаративный анализ стратегий репрезентации женщины в западной визуальной культуре и в отечественной, а также различия в парадигмах интерпретации: предстоит выяснить, идет ли речь о принципиальных различиях идеологий репрезентации, о специфике более общих культурных конвенций или о несовместимости интеллектуальных дискурсов в сфере анализа этих практик (точнее, о дискурсивных границах западного и восточноевропейского феминизма). Поэтому, например, интересным материалом для такого анализа представляется не только сопоставление парадигмы фемининности в раннем советском кино (20-е гг.), в более позднем тоталитарном (30-40-е гг.) и постсоветской визуальной культуре (90-е гг.), но также обнаружение параллелей и различий в развитии некоторых жанров (film noir , триллеры и фантастика в США; «оптимистическая трагедия», «Боевые киносборники» и советский мюзикл ).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Сергей Александрович Ушакин
Студентов-магистрантов
Объем курса «Политическая теория феминизма: современные дебаты» - 24 часа.
Задачей курса является знакомство с основными направлениями современной политической теории. Процесс занятий базируется на обсуждении двух типов текстов - прочтение "классических произведений" по теории, философии или социологии политики, что сопровождается чтением текстов, в которых сходная проблематика рассматривается в контексте феминистской критики.
Подобное "двустороннее", диалогическое обсуждение теоретических проблем политики помогает,
во-первых, лучше понять логику аргументации "классического" и "феминистского" подходов,
и - во-вторых - позволит несколько изменить контекст, в котором традиционно оказываются произведения "политической классики".
В целом, курс нацелен на освоение принципов "подробного" чтения, т.е. на выявление в процессе аналитического чтения текстуальной логики и аргументационной структуры, благодаря которым рассматриваемые произведения стали возможны.

К содержанию программы спецкурса прилагаются:
список основных тем,
список литературы, сформированный по каждой теме отдельно.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Гендерология и феминология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 23-07-2004
Валентина Григорьевна Ушакова
студенты отделения Социальной работы, социальной антропологии и этнической социологии факультета социологии
Объем спецкурса «Гендерология и феминология» - 34 часа.
Базовый курс по данной тематике широко освещает вопросы гендерных исследований,затрагивая гендерный подход в гуманитарных науках в контексте содержания понятий феминология и феминизм.
Автором широко рассматриваются такие направления как:
  • проблема пола в европейской общественно-политической, философской, социологической мысли,
  • классические теории гендерной социализации,
  • гендерная антропология (медико-биологические данные о половой дифференциации),
  • особенности полового диморфизма и психофизиологии половых различий,
  • гендерный анализ избирательных систем и электорального поведения и т.д.

К содержанию программы спецкурса «Гендерология и феминология прилагаются»:
  1. тематический план программы курса;
  2. список основной и дополнительной литературы;
  3. список вопросов к экзамену и зачету;
  4. список вопросов для проведения дискуссий;
  5. список тем для курсовых и дипломных работ.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Юлия Васильевна Фасхиева
Студенты 3-4 курсов
Объем курса «Гендерный подход в педагогике» - 20 часов.

Автор в своей программе раскрывает понятие гендерных стереотипов на примере воспитательных процессов.

    Анализируются такие понятия как:
  • учет гендерных различий в коммуникации,
  • коммуникативные нормы, принципы и правила,
  • языковой вкус, речевые манеры и индивидуальный стиль,
  • делается акцент на проблеме предотвращения насилия в современном обществе(на примере мужского и женского поведенияя в деструктивных конфликтах),
  • затрагиваются вопросы гендерных аспектов образования - гендерные аспекты образования в России, специфика светского и духовного образования
  • делается экскурс в историю: домашнее образование для женщин, первые светские женские учебные заведения, борьба за публичное женское образование,
  • в динамическом аспекте рассматриваются реалии традиционной и гендерной педагогики (гендерный подход в дошкольной педагогике, гендерное образование в школе и в вузе: перспективы развития).

    К содержанию программы спецкурса прилагается список основной и дополнительной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Катерина Владиславовна Фофанова
Студенты 3 курса дневного и 4 курса заочного отделения кафедры "Социальная работа"
Учебный курс «Гендер и социальная политика» рассчитан на 72 часа и является обязательным курсом в обучении студентов 3 дневного и 4 заочного курсов отделения кафедры "Социальная работа", "регионоведение", а также прослушавших общие дисциплины по философии, политологии, социальной психологии, теории и практике социальной работы.

Автор учебного курса использует следующие принципы:
ориентация на гендерный анализ социальной политики и социальной безопасности;
учет разнообразия имеющихся концепций и подходов к определению социальной политики и гендерной теории;
социально-правовой анализ положения женщины в современном мире.

Основная задача данного курса - формирование у студентов целостного представления о гендерных основах социальной жизни и социального развития, позволяющего специалистам социальной работы, социального менеджмента и других профессий осуществлять и разрабатывать профессиональные стратегии деятельности в сфере социальной помощи, защиты и социальной политики.

К содержанию курса прилагается список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Катерина Владиславовна Фофанова
Объем курса «Гендерный подход к ювенологии» - 18 ч.

В рамках предлагаемого курса анализируются вопросы:
социализации молодежи,
вопросы межпоколенческих, брачно-семейных взаимоотношений,
рассматривается тема молодежных субкультур и молодежной политики с позиций гендерного анализа.

Цель курса - формирование научного знания о гендерном факторе, влияющем на развитие человека в период юношества и молодости.

В задачи курса входит изучение теоретических и методологических основ понятия "гендер" в ювенологии, формирование навыков и умений по применению гендерного анализа процессов социализации, воспитания, образования новых поколений.

В результате изучения студенты должны:
-приобрести теоретические знания о роли гендера в ювенологии
-систематизировать знания о гендерных исследованиях
-уметь анализировать проблемы с применением гендерной интерпретации в социальной практики при работе с подростками и молодежью.

К содержанию учебной программы прилагается: краткий список рекомендуемой литературы

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-04-2003
Инесса Васильевна Хайдер
Спецкурс посвящен изучению гендерных отношений в традиционных обществах. Особое внимание уделено влиянию взаимодействия традиционности и современности на изменение гендерных ролей и гендерных стереотипов мышления. Рассмотрены исторические аспекты изучаемой проблемы. Основной методический подход спецкурса заключается в рассмотрении влияния особой социальной подсистемы гендерных отношений на традиционные общества прошлого и настоящего. Структурно курс разбит на четыре тематические части: введение в гендерные исследования; теоретические проблемы гендерных отношений в традиционном обществе; историко-социологический анализ обществ прошлого и настоящего; влияние экономического фактора на гендерные отношения. К программе курса прилагается список литературы, вопросы к экзамену и тематика дипломных работ по спецкурсу "Женщина и мужчина в традиционном и посттрадиционном обществах".
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-10-2004
Ольга Александровна Хасбулатова, Ольга Вадимовна Шнырова, Марина Тимофеевна Полывянная
2001/2002
Учебная программа по курсу "Женщина и мужчина в XXI веке: стратегии и реалии гендерного равенства" - одна из новых учебных программ, предназначенных для учащихся старшего звена общеобразовательных школ. Если в системе высшей школы гендерное образование все активнее интегрируется в систему гуманитарных дисциплин, то средняя школа при всей актуальности проблемы все еще далека от этого процесса. Поэтому предлагаемая учебная программа представляет собой пропедевтический спецкурс, цель которого - ввести учащихся старших классов в проблематику гендерных исследований. Это, думается, будет способствовать процессу формирования в нашей стране более свободного, толерантного, демократического общества. При построении курса использована "мягкая" стратегия поэтапного включения гендерного знания - от элементарных проблем половых различий к сложным сюжетам гендерных исследований. В структуре курса - лекции, семинарские занятия, выполнение конкретных практических заданий исследовательского характера, занятия тренингового типа, написания эссе, проведение анкетирования. Лекционная форма обучения предполагает включение элементов дискуссии; семинарские занятия построены на обсуждении статей по гендерной проблематике и других материалов проблемного характера. С целью вовлечения учащихся в активную деятельность разработаны гендерно-ориентированные темы исследований. Для выполнения практических заданий предполагается объединение учащихся в рабочие творческие группы. Курс состоит из восьми тем, на каждую из которых отводится два часа. Форма итоговой аттестации - зачет. Зачетная работа предполагает участие слушателей курса в конкурсе творческих работ, в социологическом исследовании, а также написании реферата по гендерной тематике. По завершению курса предполагается проведение школьной конференции "Мужчина и женщина в XXI веке: стратегии и реалии гендерного равенства". При разработке курса авторы использовали свой личный опыт преподавания основ гендерных знаний в общеобразовательных школах г. Иванова в 2000 году в рамках малого гранта Посольства Королевства Нидерландов, а также опыт гендерного образования канадских школьников и студентов. Учебная программа разработана специально для проекта "Модельная программа комплексного гендерного образования (школа-технический колледж-технический вуз-бизнес)" доктором исторических наук, профессором О. А. Хасбулатовой, кандидатом исторических наук, доцентом ИвГУ О.В. Шныровой и учителем школы-лицея №22 г. Иванова М.Т. Полывянной. Программа прошла апробацию в 2001/2002 учебном году в школе-лицее № 22 и школе №14 г. Иванова. В ходе реализации проекта на основе этой программы будет разработано учебное пособие для преподавателей общеобразовательных школ, пройдет семинар-тренинг для учителей с целью повышения их квалификации в области гендерной проблематики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Наталия Валерьевна Ходырева
Объем курса «Гендерные проблемы в психологии» - 74 часа.
Лекции - 24 часа; семинары - 10 часов; самостоятельная работа - 40 часов.

Цель данного учебного курса: формирование представлений о понятии гендер в гуманитарных дисциплинах.

В задачи курса входит формирование знаний и умений по анализу гендерного фактора
и навыков в проведении гендерных исследований.

Материал спецкурса посвящен:
теоретическим знаниям о роли гендера в практических исследованиях;
возможности систематизировать знания по гендерным исследованиям;
анализу гендерных проблем и применению знаний в социальной практике

К содержанию программы спецкурса прилагается: список основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию