Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 17

Учебные программы

Авторы:
АБ В Г Д ЕЖЗИЙК ЛМ НОПР С Т УФХЦЧШЩЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
 
Названия:
АБВ Г ДЕЖЗИ ЙКЛМ НО П РСТ УФ ХЦЧШЩЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
 

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Мария Павловна Белоусова
Объем курса «Гендерные исследования в социологии» - 54 часа.

В данном спецкурсе раскрываются такие понятия как:

  • социализация и гендерные роли,
  • гендерные проблемы семейных отношений,
  • даются теоретические основы гендерных исследований.

Автор дает представление о гендерной системе в советской и постсоветской России,
исследует мировое женское движение.

Основная цель спецкурса - дать представление обучающимся о понятии гендерных исследований, о гендерных аспектах системы прав человека, о роли женщины в вопросах политического процесса. К содержанию программы спецкурса прилагаются:

  • темы семинарских занятий,
  • список рекомендуемой литературы, сформированный отдельно по каждой теме.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Гендер и право [учебная программа]
Опубликовано на портале: 06-09-2004
Анна Владимировна Бородина
Междисциплинарный курс (34 часа), разработанный для студентов 1 - 5 курсов всех факультетов вузов г.Твери, аспирантов, магистрантов, активисток женских неправительственных организаций.

В качестве методологического фрейма изложения курса предлагается социально-конструктивистский подход. Автор предлагает комплексный анализ отрасли права в гендерной перспективе. В частности, в курсе рассматриваются проблемы конструирования и (вос)производства гендерных категорий (правосубъектов) и отношений в контексте права, особенности языка юриспруденции и их возможности конструирования властных отношений и гендерного неравенства в праве.

Рассматривается отраслевая структура российского права в гендерной перспективе. Права женщин анализируются в контексте международного и российского права. Курс предложено проводить преимущественно в интерактивной лекционной форме.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Ольга Александровна Воронина
преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Объем учебной программы-специализации "Гендерный подход в гуманитарных науках" -10 часов.
Автор в своей учебной программе ставит следующие цели:

продемонстрировать возможности применения гендерной методологии в гуманитарных науках, изучении искусства и культуры;
рассмотреть проблематику, методы и концепции важнейших направлений в гендерной истории как части междисциплинарных гендерных исследований;
показать, как применение гендерного анализа видоизменяет общую концепцию истории и позволяет построить новые объяснительные модели социально-исторического развития;
представить методологическую базу изучения гендерных аспектов языка и проанализировать феминистскую лингвистику;
рассмотреть отражение гендерных стереотипов в языке;
дать анализ специфической гендерной ситуации в современном российском искусстве; проследить ход развития культурно-исторической природы явления "женщина-художница" как феномена искусства ХХ века и особенности его проявления на российской почве;
подготовить слушателей к использованию гендерного подхода при разработке ими самостоятельных блоков или отдельных тем в рамках изучения истории, языка, культуры и искусства;
показать возможности использования различных демонстрационных материалов в преподавании, в том числе - кино- и видеосюжетов, сайтов интернета.


К содержанию программы прилагаются:
список основных тем модуля,
список рекомендуемой литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-08-2004
Ольга Александровна Воронина
преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Основные цели курса-специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований»:
ознакомить слушателей с основными понятиями, подходами и направлениями современной гендерной теории;
показать возможности применения гендерной теории и методологии для проведения социальных и гуманитарных исследований;
подготовить слушателей к использованию гендерной теории при разработке собственных учебных курсов по социальным и гуманитарным наукам;
проанализировать развитие гендерных исследований в России.

Объем курса - специализации «Теоретико-методологические основы гендерных исследований» - 12 часов.

К содержанию программы прилагается список рекомендованной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 11-08-2004
Татьяна Александровна Гурко
преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Основная цель курса «Феминистская ориентация в социологии»:

рассмотреть концепции социополовых отношений в классических социологических теориях;
ознакомить с основными направлениями феминистской критики социологических теорий;
обсудить становление феминисткой методологии в социологии;
показать различное отношение к институту семьи в различных течениях феминизма;
ознакомить слушателей с применением гендерного подхода на примере социологии семьи.

Объем программы «Феминистская ориентация в социологии» - 8 часов.

К содержанию курса прилагаются: список тем, обширный список рекомендуемой литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-07-2004
Юлия Евгеньевна Гусева, Мария Леонидовна Сабунаева
Курс-тренинг рассчитан на 24 часа. Разработан как универсальный курс, применимый к широкой аудитории: студенты, аспиранты, преподаватели.
Целью тренинга является расширение гендерного сознания личности. Цель достигается в четыре этапа:
- информирование,
- работа с личностным отношением к проблемам гендерной дифференциации,
- тренировка различных моделей поведения с выходом за рамки типичных полоролевых ситуаций,
- получение обратной связи от участников о тренинге и его эффективности.

Форма организации тренинга (серии разделены временным промежутком в 3 месяца) предполагает самостоятельную работу участников и накопление ими собственного материала.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Наталья Викентьевна Досина
Студенты кафедры социально-политических теорий, гуманитарных дисциплин
Объем учебного курса - специализации «Методология и методика гендерных исследований» - 30 часов.
Важной составной частью курса является анализ методологических проблем становления гендерных исследований и новых для России возможностей применения качественного анализа гендерных проблем. Это позволяет обнаружить подлинное взаимодействие социальных групп друг с другом и с государством, специфику исполнения ими ролей и функций, раскрыть глубинные изменения в политической системе при её переходе к новому состоянию.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  1. список основных тем,
  2. список семинарских занятий,
  3. список рекомендуемой литературы к лекционному курсу,
  4. список рекомендуемой литературы к семинарским занятиям.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Ирина Сергеевна Клецина
магистрантам и студентам старших курсов психолого-педагогического факультета, гуманитарных факультетов
Объем учебного курса «Психология гендерных отношений» - 42 часа.
Данная учебная программа является обязательным курсом, авторской разработкой, а также победителем конкурса учебных программ по гендерному образованию.
Основная цель курса "Психология гендерных отношений" заключается в проведении психологического анализа межполовых отношений в контексте гендерного измерения. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятиях "мужское" и "женское". Центральная идея, которая положена в основу программы курса "Психология гендерных отношений", заключается в том, чтобы обозначить и проанализировать специфические социально-психологические детерминанты половой дифференциации и иерархичности в разных сферах жизнедеятельности и в разные возрастные периоды.

Основной методический подход конструирования содержания курса заключается в рассмотрении влияния на психосоциальное развитие личности, на возможности ее самореализации особой социальной подсистемы гендерных отношений, функционирующей на нескольких уровнях.
    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем
  • обширный список рекомендованной литературы, сформированный по каждой теме отдельно
.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Наталья Николаевна Кукаренко
студенты гуманитарных факультетов
Объем учебного спецкурса «История философии в гендерной перспективе» - 26 часов.
Основная идея курса - показать, как философия в ходе всей своей истории проявляла фаллологоцентризм;
как, когда и почему в истории философии произошла подмена понятия "человек" идентифицирующим понятием "мужчина", вытеснившим "женщину" за рамки дискурса.
Для анализа предлагаются "канонические", "классические" философы, причем задачей является не добавление гендерного аспекта в философские проблемы, а трансформация самой дисциплины.
Целью курса является попытка раскрыть, как гендерные противоречия оказались вписанными в сами философские категории, которыми философы оперировали.
Задача курса: ознакомить студентов с основами гендерного подхода в истории философии.
Курс предполагает дать знания основных категорий и понятий гендерного анализа и научить студентов более осмысленно и критически подходить к тематике курса. К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем,
  • список рекомендуемой литературы.
  • ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 25-07-2004
    Ольга Григорьевна Максименко
    Студенты 4 курс
    Учебный курс «Введение в проблематику гендерных исследований: гендер, язык, культура» рассчитан на 20 часов.

    В учебном курсе автор описывает современные теории гендера в социальных и гуманитарных науках.
    Акцент делается на проблематику гендерных исследований в лингвистике и лингвокультурологии. В частности, анализируется то,
    как конструируется гендер в языке,
    как общаются лица разных полов в повседневной жизни, на рабочем месте,
    какие стратегии используются ими в коммуникации,
    рассматриваются средства выражения идеологии политической корректности в области обозначения половой принадлежности индивида.

    В рамках данного курса делается попытка выявления культурно-значимых составляющих таких универсальных концептов как «мужественность» и «женственность», а также обсуждается гендерные аспекты массовой коммуникации.

    К курсу прилагается:
    список основной и дополнительной литературы,
    а также список сообщений, отредактированных по темам обучения.

    Форма аттестации: недифференцированный зачет.

    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Маргарита Леонтьевна Михальченко
    студенты гуманитарных факультетов
    Объем спецкурса «Основы гендерных исследований» - 40 часов.
    Основная цель курса: формирование представления о гендерном подходе,
    рассмотрение общих вопросов курса в контексте гендерных исследований
      Задачи курса:
    1. ознакомится с основными положениями гендерной теории;
    2. показать целесообразность и возможности применения гендерного подхода в различных областях социогуманитарного знания;
    3. сформировать навыки гендерного анализа социальных явлений и процессов.

    В программе учебного курса раскрывается важность рассмотрения социальных процессов через категорию "пол", понятия социальный пол, "гендер".
    Рассматриваются сферы приложения гендерного подхода, а также роль гендерного подхода в формировании мировоззрения обучающихся.
    Выделяется аспект гендерных исследований как новое направление социогуманитарного знания.
      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    • список основных тем,
    • список рекомендуемой литературы.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Надежда Константиновна Радина
    Объем методического семинара «Использование гендерного анализа в подготовке гендерных психологов» - 2 часа.
    Автор семинара использует ключевую "технику" - гендерный анализ в качестве инструмента познания социальной реальности, который позволяет понять взаимодействие мужчин и женщин в контексте культуры и социальных отношений.
    В данном прочтении гендерный анализ - инструмент в познании властных отношений и иерархии в обществе на основе признания большего влияния одной социальной группы.

    Поскольку гендерный анализ является во многом исследовательским инструментом, в данном учебном курсе он используется в организации обучения "практиков" вне официальных программ и стандартов, и в качестве того "фокуса", который позволяет изменять привычный взгляд на многие существенные проблемы в жизни человека, а также позволяет многократно увеличить познавательную мотивацию студентов в процессе обучения. В программе содержится ряд приложений.

    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 10-08-2004
    Надежда Константиновна Радина
    Студенты 4 курса отделения "Психология"
    В содержании учебного курса «Фокус-группа: изучение гендерной идентичности» рассматривются такие понятия как «идентичность», «социальная идентичность», «женская идентичность», «мужская идентичность».
    Оцениваются различия в понятиях: «половая идентичность», «гендерная идентичность».
    Рассматривается конструирование женской идентичности (имеется в виду специфичный для женщины "женский опыт").
    В данном курсе показано, что гендерные исследования и гендерная методология в отечественной психологии, так же, как, например, в американской психологии, дают ответы на самые злободневные социальные вопросы, помогают разумно и взвешенно строить социальную политику общества. Содержание гендерной идентичности можно изучать, используя качественные методы, направленные на раскрытие причинно-следственных связей.
    Основная цель занятий - Изучить и практически применить методику Фокус-группа (качественная, групповая) для изучения гендерной идентичности.

    К содержанию программы «Фокус-группа: изучение гендерной идентичности» прилагаются:
    темы сравнительных характеристик качественных и количественных методов,
    основное оснащение курса,
    варианты тем для групповой дискуссии (фокус-группы),
    список контрольных вопросов,
    список основных требований, определяющие порядок работы в фокус-группе,
    список тем для работы Модератора,
    приведены некоторые типичные ошибки при проведении фокус-группы,
    отчет по фокус-групповому исследованию,
    примеры использования фокус-группы для студенческого исследования,
    список фоновых вопросов,
    примеры ответов на вопросы в процессе фокус-группы,
    рекомендуемая литература о фокус-группах,
    рекомендуемая литература по проблеме гендерной идентичности.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 23-07-2004
    Лорина Петровна Репина
    студенты 3-5 курсов и аспиранты
    Объем спецкурса «История Западной Европы в гендерном измерении» - 34 часа.
    Цель курса - познакомить студентов с одним из наиболее динамично развивающихся направлений - с методологией и концептуальным аппаратом женской и гендерной истории,
    показать эвристические возможности и интегративный потенциал гендерного анализа в истории.

      Задачи учебного курса состоят,
    • во-первых, в том, чтобы дать целостное представление о важнейших темах и направлениях (исследовательских подходах) в рамках женской и гендерной истории, ознакомить их с новейшими концепциями пола, с теми понятиями, моделями и методами гендерного анализа, которые используются в практике гендерно-исторических исследований,
    • во-вторых, в том, чтобы показать пути интеграции гендерного подхода в изучение всеобщей истории, а также те новые интерпретации прошлого, которые создаются на его базе.

    В курсе лекций нашли отражение становление, эволюция, существенные изменения в предмете и проблематике рассматриваемого исследовательского направления, а также его последние достижения в области конкретно-исторического анализа и в его синтетических построениях.
    Таким образом, в курсе сочетаются и взаимно дополняют друг друга теоретико-историографический и проблемно-хронологический подходы.

      К содержанию программы спецкурса прилагаются:
    1. список тем семинарских занятий,
    2. обширный список рекомендуемой и дополнительной литературы список специальной литературы (для подготовки рефератов и докладов).
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Опубликовано на портале: 07-09-2004
    Мария Леонидовна Сабунаева
    Спецкурс (18 часов) рассчитан на педагогов школ, вступающих в должность или повышающих квалификацию; студентов педагогических вузов, колледжей, училищ; специалистов по воспитательной работе (методисты, завучи). Цель курса - ознакомить педагогов с основами гендерного подхода к процессу социализации детей и подростков. В курсе рассматриваются основные понятия гендерной теории: гендерная идентичность, фемининность, маскулинность, гендерная социализация, гендерные стереотипы и пр. Курс дополнен лекциями, освещающими психологические аспекты половых различий и дискуссию о раздельном обучении.
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию