Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 36

Учебные программы

Авторы:
АБ ВГ Д ЕЖЗ И ЙК ЛМ НОП Р С Т УФХЦЧШЩ Э ЮЯ
A BCD EF G HIJKL MNOP QRSTUVWXYZ
 
Названия:
А БВ Г ДЕЖЗИ ЙК ЛМН О П Р С ТУ Ф ХЦЧШЩЭЮЯ
ABC DEFG HIJKLMNOPQRS TUVWXY Z
 

Генедер и культура [учебная программа]
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Наталья Александровна Блохина
для 4 и 5 курса
Курс (по выбору) «Гендер и культура» ставит своей целью:
актуализировать представления о "мужском" и "женском" в культуре,
сформировать у студентов современные представления о гендере, гендерной системе и перспективах гендерного развития.

Для этого выдвигаются следующие задачи:
Дать представление об основных категориях гендерных исследований;
Выяснить роль и место гендера в культуре;
Изучить основные этапы и концепции женских и гендерных исследований;
Дать сравнительных анализ женского движения на Западе и в России;
Проанализировать гендерный аспект основных сфер культуры;
Изучить гендерные аспекты теории культуры, общее и различное в гендерных и культурных исследованиях

Объем курса «Генедер и культура» - 42 часа
К содержанию программы курса прилагаются:
список тем лекций,
список тем семинаров,
темы дискуссии,
список тем для написание рефератов и сочинений
список литературы, сформированный отдельно по каждой теме и к семинарским занятиям
обширный список рекомендованной литературы к курсу в целом.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-04-2003
Оксана Вячеславовна Гавришина
Курс семинарских занятий знакомит слушателей с методами изучения культуры повседневности.

Цели курса:

  • Дать целостное представление о культуре. Раскрыть сложность культуры, неоднозначность и многообразие культурных феноменов, включающих все сферы жизни человека. Показать значение выделения сферы материальной и социальной культуры, прочитанной сквозь призму культуры повседневности, как самостоятельного, заслуживающего особого внимания объекта изучения, позволяющего достичь целостного восприятия культуры.
  • Представить основные методы изучения культуры повседневности.
  • Представить особенности работы с источниками.
  • Представить специфику написания целостного текста в области истории культуры повседневности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Язык и гендер [учебная программа]
Опубликовано на портале: 23-04-2003
Елена Горошко
Спецкурс посвящен гендерным проблемам в общественных науках и, в частности, языкознании. Предназначен для студентов старших курсов гуманитарного профиля (социологов, филологов, журналистов, психологов, философов), имеющих уже базовые знания в области общей и возрастной психологии, теории и истории языкознания и социологии, изучающих лингвистические, социологические и психологические дисциплины, связанные с проблематикой половых различий, а также для лингвистов, психологов и педагогов высшей школы, занимающихся проблемами гендерной дифференциации. Центральным вопросом курса является взаимоотношение между языком, речью и социальным полом человека (гендером). Курс знакомит с новейшими гендерными исследованиями в западной лингвистике и феминистской критикой языка. В курсе рассматриваются основные компоненты гендерной дифференциации, формирование гендерных ролей и стереотипов в процессе социализации, история гендерных исследований в языкознании, особенности мужского и женского вербального поведения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-02-2004
Александр Николаевич Дмитриев
Предлагаемый курс должен дать общий очерк попыток исследования «массовой культуры» в момент ее зарождения, преимущественно во второй четверти ХХ века. Новый социальный опыт, рожденный Первой мировой войной и революционными изменениями в России и Центральной Европе, находил выражение в трансформации содержания культуры и литературного канона (в том числе и в Соединенных Штатах Америки). Появление «массового общества» и сопутствующих культурных изменений (от новых видов искусства, вроде кинематографа, до средств психологической мобилизации и пропаганды) стало предметом как новых художественных практик, так и теоретической рефлексии. В настоящем курсе основное внимание уделено будет именно этой последней, включая философские, методологические, институциональные и политические аспекты теории массовой культуры и ее мифологической составляющей. Именно поэтому самое существенное место в нем будет занимать опыт «критики идеологии», связанный с наследием Франкфуртской школы социальных исследований, реализованный именно при изучении американской массовой культуры в 1940-е гг. (В.Беньямин, Т. Адорно, Л.Левенталь) Исследование популярных жанров и мифов обыденного сознания у Ролана Барта (в «Мифологиях») и низовой словесности у русских формалистов и их последователей (с конца 1920-х гг.) будет рассмотрен в качестве важных сопоставительных примеров анализа массовой литературы и ее исторической эволюции.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Татьяна Алексеевна, Доронина
Студентам 5 курса (магистратура)
Объем данного учебного курса - 36 часов.

Основная цель спецкурса:
познакомить студентов с основами гендерных знаний;
оказывать содействие формированию в них эгалитарного мышления с целью смягчения гендерной асимметрии в обществе;
оказывать содействие воспитанию у студентов гендерной чувствительности;

При разработке данного курса автор учитывал специфику будущей профессиональной деятельности студентов.

В рамках курса ставятся следующие задачи:
ознакомить студентов с проблемами и перспективами гендерных исследований;
раскрыть слушателям понятия и определения, которые относятся к гендерной теории;
познакомить с важнейшими проблемами использования гендерного подхода в общественно-гуманитарных науках;
предоставить вариативные методики использования гендерного знания в литературоведении;
сформировать у слушателей навыки использования основ гендерных знаний в будущей профессиональной деятельности;
оказывать содействие преодолению у слушателей гендерных стереотипов и формированию у них гендерной культуры.

К содержанию прогрммы прилагаются:
основные понятия, сгруппированные по каждой теме отдельно
отдельно выделены тематика практических занятий
темы для самостоятельной работы
обширный список литературы, снабженный некоторыми ссылками.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 01-07-2003
Борис Владимирович Дубин, Лев Дмитриевич Гудков
В курсе изучаются вопросы взаимодействия культуры и современности (модерности). Занятия построены таким образом, что первоначально рассматриваются отдельно культура как феномен и отдельно ключевые проблемы современной эпохи. Далее показываются различные формы проявления культуры в контексте модернистских тенденций, структура и распределение культурного потенциала в обществе, пространственно-временная организация культуры и общества. К программе прилагается литература. Курс рассчитан на студентов культурологов, занимающихся социологией и философией культуры.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-02-2004
Оксана Николаевна Запорожец, Елена Станиславовна Баева
9 семестр, 5 курс
Курс концентрируется на теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании основных проблем дифференциации современного российского общества. Авторы делают акцент не столько на привычной констатации особенностей социальной стратификации российского общества, сколько на процессах развития социокультурных различий с учетом параметров повседневного поведения социальных агентов и комплексности капиталов вновь складывающихся общностей. В качестве основной и вспомогательной литературы представлен обширный список работ как отечественных, так и западных исследователей. В описании тем занятий присутствуют ссылки на ряд новых для отечественной аудитории проблем, таких как субкультурные теории, этнографическая стратегия, конверсационный анализ и т.д. Курс нацелен на применение ряда инновационных методик преподавания. Целевая аудитория – 5 курс отделения социологии.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Социология культуры [учебная программа]
Опубликовано на портале: 31-01-2004
А. В. Захаров
Основной задачей курса является овладение методологией и практическими навыками, которые будут необходимы для самостоятельного социологического исследования явлений культур. Предметом выступает культурная жизнь современного общества и социокультурные практики, в том числе общественное сознание традиции, образование, религия, искусство, субкультуры, стили жизни, досуг, повседневность. Автор раскрывает новейшие теоретические концепции социологии культуры: теорию дискурса, герменевтику, символический интеракционализм, социологию, повседневности, визуальную социологию и др. Захаров применяет интересный метод обучения: курс, наряду с лекциями, представляет из себя постоянно действующий семинар по средствам Интернета. Студенты в течение обучения самостоятельно готовят доклады и выступления на интересующие их темы, публикуют свои тезисы и доклады в электронном виде, обсуждают их в интернет-аудитории. Курс также способствует полуению практических навыков использования методов и приемов эмпирического исследования культуры: наблюдения, анкетного опроса, интервью, контент-анализа.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 01-07-2003
Вера Владимировна Зверева
В курсе рассмотрены формы и процессы современной западной и российской культуры; дан анализ феномена массовой культуры; представлены различные подходы к изучению текстов массовой культуры, выявлены их познавательные возможности и границы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Виртуализация общества [учебная программа]
Опубликовано на портале: 18-12-2003
Дмитрий Владиславович Иванов
2003
Целью курса является формирование на основе теории виртуализации общества систематических представлений о специфике и направленности современных социальных процессов. Курс ориентирован на овладение навыками: исследования общественных явлений с помощью новейших концептуальных средств; интерпретации эмпирических тенденций на основе различных теоретических подходов – теорий постиндустриального общества, постмодернизации, глобализации, виртуализации; сравнительного анализа и оценки адекватности альтернативных теоретических моделей общественных изменений.
Курс является элементом профессиональной подготовки в области социологии, формирует базовые представления о современном обществе и ориентирует слушателей в современных тенденциях развития социологической теории.
Длительность учебного курса составляет 40 часов аудиторных занятий, 16 часов самостоятельной работы. Курс читается в течение одного семестра. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-08-2003
Владимир Игоревич Игнатьев
Программа курса "Социология информационного общества" предназначена для студентов факультета гуманитарного образования Новосибирского технического университета. В рамках курса анализируется новейшая стадия человеческой цивилизации. Показана связь между компьютерной революцией, информационными технологиями и глубинными изменениями в социальной структуре, культуре общества и моделью поведения индивида.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Социология культуры [учебная программа]
Опубликовано на портале: 09-08-2003
Игорь Вадимович Кондаков
2000
Предметом курса является культура, рассмотренная через призму социальных закономерностей, объясняющих ее строение, становление, типологию, развитие, смену форм и способов ее функционирования в обществе, механизмы ее самосохранения и обновления в историческом процессе. Целью курса является раскрытие места и роли культуры в системе общества, анализ ее строения и функционирования в различных слоях, классах и группах общества, изучение социального содержания и значения культуры в разные исторические эпохи и в различных политических контекстах, исследование принципов и методов анализа культуры как общественного явления.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Наталья Николаевна Кукаренко
студенты гуманитарных факультетов
Объем учебного спецкурса «История философии в гендерной перспективе» - 26 часов.
Основная идея курса - показать, как философия в ходе всей своей истории проявляла фаллологоцентризм;
как, когда и почему в истории философии произошла подмена понятия "человек" идентифицирующим понятием "мужчина", вытеснившим "женщину" за рамки дискурса.
Для анализа предлагаются "канонические", "классические" философы, причем задачей является не добавление гендерного аспекта в философские проблемы, а трансформация самой дисциплины.
Целью курса является попытка раскрыть, как гендерные противоречия оказались вписанными в сами философские категории, которыми философы оперировали.
Задача курса: ознакомить студентов с основами гендерного подхода в истории философии.
Курс предполагает дать знания основных категорий и понятий гендерного анализа и научить студентов более осмысленно и критически подходить к тематике курса. К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем,
  • список рекомендуемой литературы.
  • ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

    Социология культуры [учебная программа]
    Опубликовано на портале: 15-05-2006
    Анастасия Витальевна Матецкая
    Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности "Социология", знакомых с базовыми социологическими понятиями и концепциями, основными вехами истории социологии. Включает 46 часов лекционных и семинарских занятий. Форма отчетности – зачет.

    Цели курса: познакомить студентов с социологией культуры, очертить ее проблемное поле, показать специфику современной социологии культуры, выражающуюся в разнообразном толковании предмета изучения и места дисциплины в системе социологического знания, дискуссионности вопроса о времени возникновения социологии культуры; отметить возрастание значимости культурной проблематики в социологических исследованиях на исходе ХХ века; описать основные аспекты социального бытия культуры, фундаментальную роль культуры в функционировании общества, взаимодействие культуры и социальной структуры.

    См. также учебное пособие по данному курсу.
    ресурс содержит прикрепленный файл

    Опубликовано на портале: 11-08-2004
    Татьяна Альбертовна Мелешко
    Студенты 1-3 курсов отделений "Связь с общественностью" и "Лингвистика и межкультурная коммуникация"
    Курс «Гендерный анализ современной отечественной женской прозы» предназначается для студентов дневной и вечерней форм обучения по программе «Гендерные исследования».

    Целью данного спецкурса является ознакомление студентов с основными понятиями гендерных исследований, с характеристикой современного литературного процесса России, в том числе, с наиболее представительными литературно-эстетическими течениями, с творчеством современных женщин-писательниц с точки зрения гендерных стратегий их текстов.

    Объем курса «Гендерный анализ современной отечественной женской прозы» - 34 часа.

    К содержанию учебной программы прилагаются:
    списки разделов и тем,
    список вопросов для зачета,
    формы самостоятельной работы студентов,
    список рекомендованной литературы (список литературы обязательной и дополнительной).
    ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию