Эксоцман
на главную поиск contacts
Поиск
Автор:
Название:
Учебное заведение:
Всего учебных программ в данном разделе: 36

Авторы:
АБ ВГ Д ЕЖЗ И ЙК ЛМ НОП Р С Т УФХЦЧШЩ Э ЮЯ
A BCD EF G HIJKL MNOP QRSTUVWXYZ
 
Названия:
А БВ Г ДЕЖЗИ ЙК ЛМН О П Р С ТУ Ф ХЦЧШЩЭЮЯ
ABC DEFG HIJKLMNOPQRS TUVWXY Z
 

Социальная антропология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 11-01-2003
Фарид Исламович Минюшев
Курс предназначен для студентов социологического факультета, прослушавших курсы по философии, культурологии, истории социологии и социальной психологии. Целью курса является обучение студентов современному знанию о взаимоотношениях в системе общество, культура и личность.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социология культуры [учебная программа]
Опубликовано на портале: 20-05-2003
Фарид Исламович Минюшев
Цель курса - завершить обучение студентов социологического факультета (4 курс) в области культуры. Курс даёт знания и навыки профессионального уровня в области исследований специализированной (высокой) культуры: науки, образования, искусства, СМИ, обеспечивает понимание и усвоение органичности связей современных социологических и культурологических знаний, необходимых для исследования процессов, протекающих в системе Человек - культура - общество.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-04-2003
В.Н. Песенко
2001
Рассматриваются основные вопросы методологии современной зарубежной социальной философии, проблема взаимодействия человека и общества как одна из центральных в различных зарубежных социально-философских направлениях. Изучается роль различных философских концепций в решении проблемы "человека и общества", их значение для культурно-этического и социально-политического развития современного общества.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Людмила Николаевна Попкова
Объем курса «Индустриальная цивилизация в гендерном измерении» - 60 часов.
Данный курс -авторская разработка, победитель конкурса учебных программ по гендерному образованию (Фонд Сороса).
Учебный курс "Индустриальная цивилизация в гендерном измерении" направлен на изучение истории России, Западной Европы и США в 19-20 вв. с точки зрения становления, развития и кризиса современных гендерных систем.

Цель курса - состоит в гендерной ревизии известного фактологического материала. Кроме того, студентам предлагается проследить историческое развитие гендерных отношений России и Западных стран в сравнительной перспективе.
Кроме того, для России гендерный подход в истории достаточно новая научная область, в то время, как существуют обширные исследования американского и других западноевропейских обществ.
Концептуальная новизна учебной программы состоит в том, что предлагаемый курс опирается именно на гендерный подход, который предполагает не вычленение "женской истории" из общенациональной или противопоставлении ее традиционной "мужской", а изучение механизмов взаимодействия и взаимовлияния полов в историческом процессе.

В результате данного курса студенты не только "добавят" к полученной картине исторического развития человечества женщину как субъекта истории, но и получат представление о взаимоотношениях полов и гендерной истории в целом, что в дальнейшем будет способствовать более объективному анализу исторических процессов.
К содержанию программы спецкурса прилагаются:

  • список источников и литературы, сформированный отдельно по каждой теме;
  • ресурсы Интернета.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Анализ идеологии [учебная программа]
Опубликовано на портале: 21-02-2004
Ильдар Абдулович Рисмухамедов
Курс рассчитан на студентов последних курсов, прослушавших основные курсы по теории и истории социологии, истории философии (отделение социологии, отделение философии).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Культурология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Николай Розов
Учебный курс «Культурология» по своему содержанию охватывает все основные темы данного раздела. В плане лекций следующие темы: Культура в структуре социальной онтологии. Роль культуры. Идеи образованности и культуры в человеческой жизнедеятельности. Культура и общество. Основные направления анализа культуры в XX в.
Дается анализ основных вех развития российской культуры, направления культуры в XX в.
Изучаются закономерности культурного и цивилизационного развития, мировые культурные центры и другие темы.
К содержанию курса «Культурология» прилагаются: списки обязательной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Философия истории [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Николай Розов
Обязательный курс по специализации «Социальная философия». Лекционный курс «Философия истории» предназначен для ознакомления слушателей с важнейшими идеями и направлениями философии истории и теоретической истории в западной, отечественной традиции и современной мысли. В основном выдерживается принцип «что могут прочитать сами слушатели, не следует пересказывать на лекциях».
Лекции посвящаются большей частью обобщениям, наиболее сложным и тонким вопросам, а также изложению материала, не доступного слушателям (непереведенные современные исследования).
Чтение классических текстов организуется в форме подготовки письменных и устных докладов по реконструкции историософских учений с помощью определенной методики.
Семинарские занятия посвящаются заслушиванию и обсуждению этих докладов.

Объем курса - 68 часов.

К содержанию курса «Философия истории» прилагаются: отдельными списками -рекомендованная литература, план семинарских занятий на осенний семестр, экзаменационные вопросы по курсу «Философия истории».Дана методика анализа текстов.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социокультурные системы [учебная программа]
Опубликовано на портале: 02-08-2004
И. И. Силятицкая
для студентов социологического факультета)
Учебный курс «Социокультурные системы» рассчитан на 30 часов.

В данной программе автор знакомит с двумя крупнейшими социокультурными системами - социумом и культурой.
Изучается принцип системности и общенаучные функции системного подхода, а также методологические возможности и возможные ограничения применения системного подхода в разных науках.
Рассматриваются: культурно-аналитический подход к выделению социального: проблематизация существования социальной объективности, исследование смыслового конструирования социальной реальности.
феноменологическая линия в социологии: особенности подхода к выделению социального. Положительные методологические возможности и ограничения феноменологического подхода.

Изучается формирование структурного подхода в лингвистике, возможности применения лингвистического структурализма в методологии гуманитарных наук,
дается понятие социальной стратификации, возможности и особенности стратифицирования общества в зависимости от изначального понятия социального.

К содержанию программы прилагаются:
обширный список литературы, список вопросов для экзаменационных билетов.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-09-2006
Александр Васильевич Соловьев
2006, IV курс, 7-8 семестр
Слушатели курса должны изучить: предмет и задачи социальной и культурной антропологии; социобиологические основания современных концепций человека; особенности взаимодействия человека и природной среды; символические формы социокультурного опыта; регулятивные образования в культуре, нормы и ценности; механизмы взаимодействия людей и передача культурного опыта; соотношение традиции и инновации в культуре; основания и формы социальных объединений людей; формы социокультурного воспроизводства общества как устойчивой целостности; механизмы трансляции социокультурного опыта, социализации и аккультурации индивида; социокультурные функции в образовательной деятельности.

Содержание курса сформировано на основе государственного образовательного стандарта и тесно связано с курсами "Философия культуры", "Социология культуры", "Этнология", "История культур и цивилизаций".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-04-2004
Андрей Римович Тузиков
Идеология - наверное одно из самых неоднозначных понятий и одна из самых сложных проблем в истории социальной мысли и социальных наук. И дело не только во множестве теоретических подходов, которые существовали в прошлом и существуют в настоящем, но в том, что идеология как социальный феномен проявляет себя практически во всех сферах социальной жизни и неотделима от самой социальной реальности и общественного сознания современных обществ. Причем, речь идет не только о групповом и массовом сознании, но и о научной мысли. Поэтому высшее образование в сфере социальных и гуманитарных наук вряд ли может считаться полным без тщательного изучения такого социального феномена как идеология, который, оформившись в эпоху модерна, продолжает существовать и в наше время. Продолжает, несмотря на неоднократные декларации о ее конце и стремление сторонников постмодернизма отказаться от использования самого термина «идеология».
ресурс содержит прикрепленный файл

Независимость: за и против [учебная программа]
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Ирина Андреевна Тупицына
на широкую аудиторию, как на студентов, так и на аспирантов и преподавателей
Спецкурс - Тренинг «Независимость: за и против» предназначен для женщин, независимо от возраста, социального статуса, образования и других социальных характеристик. Конечно же, программа тренинга не исключает и участия мужчин, поскольку основные проблемы личной независимости схожи как для мужчин, так и для женщин.
Тренинг предполагает участие от 15 до 25 человек.

Цели тренинга:
Обучить стратегиям независимого поведения и личной ответственности.
Способствовать повышению уверенности в себе, принятию себя и других людей.
Способствовать разрешению традиционного ролевого конфликта, противоречия возникающего между двумя сферами жизни женщины: дом (семья) - работа (карьера).

Объем курса - 24 часа.

К содержанию спецкурса - тренинга прилагаются: список тем, краткий список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 05-11-2003
Татьяна Борисовна Щепанская
32 ак. часа, с 1997 (по наст. время)
В рамках курса слушатели знакомятся с основными субкультурами, существующими в России и к настоящему моменту получившими отражение в научной литературе. Подробно обсуждаются детская, молодежная, женская (материнская), армейская (“дедовщина”), криминальная, а также профессионально-корпоративные (ученые-гуманитарии, инженеры, программисты и хакеры) и религиозно-мистические (буддисты, кришнаиты и др.) субкультуры. Большое внимание отводится теории и методологии исследования мультикультурного общества в терминах “субкультур”, "знаковых систем", "социальных сетей" и “жизненных стилей”. Задача курса - ознакомление с особенностями символики, стилей, норм поведения, коммуникативных стратегий разных (нередко замкнутых) социокультурных групп.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Религия. Идеология. Культура [учебная программа]
Опубликовано на портале: 27-08-2004
Александр Маркович Эткинд
«Религия. Идеология. Культура» - этот курс сочетает введение в социологию религии, обзор критики идеологии и очерк культуральных исследований.
Какие формы принимают вечные ценности в меняющемся обществе? Являются ли религиозные реформы первичными в отношении капитализма, или вторичными, или вовсе необязательными?
Немецкая реформация, французское просвещение, американская демократия и русская революция давали свои ответы на исторический вызов буржуазии.
В чем разница между идеологией и религией, и как они участвуют в культуре современного общества? Способна ли секуляризация компенсировать пропущенные религиозные реформы?
Являются ли культурные формы массовым исключением из законов целерациональности?

Культуральные исследования представляют собой междисциплинарную область, объединенную интересом к современным обществам и верой во внеэкономическую каузальность символических форм.
Является ли национализм единственным проектом современности? Исчерпал ли себя проект Просвещения? Есть ли идеология у современных обществ, или постмодернизм является собственно культурным явлением? Какова роль культурных факторов в процессах глобализации? Способна ли эстетизация этнических различий противостоять политическому национализму?
Мы будем искать ответы от Токвиля до Фуко, от Вебера до Маркузе, от Чаадаева до Жижека.

К содержанию курса «Религия. Идеология. Культура» прилагается список рекомендованной литературы, сформированной отдельно по темам.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социология культуры [учебная программа]
Опубликовано на портале: 19-02-2004
Лия Вильевна Янгулова
Основная цель этого курса – познакомить студентов с таким направлением социологической мысли как социология культуры, а также показать, как вообще возможно социологически концептуализировать столь широкое по значению понятие "культура". Проблематика этого курса, с одной стороны, позволит затронуть и проанализировать основные теоретические подходы в социологии, с другой же стороны, - сделать большее ударение на конкретный иллюстративный материал (используя примеры как исторические, так и современные). Задача этого курса заключается в том, чтобы развить разностороннее восприятие современности в исторической и множественной культурной перспективе. Важным представляется осмысление исторических, научных и социальных особенностей бытования культуры в различных обществах, и различных исторических периодах, а также анализ современных культурных тенденций. Стимулирование интереса к этой области и, возможно, инициирование конкретных студенческих исследований.
Курс предназначен для студентов социологических отделений 2 и 3 года обучения.
ресурс содержит прикрепленный файл

GRADUATE SEMINAR. Culture, Identity, and Practice [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-02-2004
Javier Auyero
Spring 2002
Курс рассчитан на 'graduates' то есть на магистрантов, имеющих вузовское социологическое и около-социологическое образование. "Культурная социология" представляется как одно из самых интересных направлений в современных социальных науках. Базовая часть: основные ссылки на концепции Гирца, Дюркгейма, Мосса, Грамши, Уильямса, Томпсона, Фуко, Гофмана.. Вторая часть посвящена «генетическому структурализму» Бурдье как синтетическому подходу к исследованию культуры, а также концепциям Уиллиса и тех, кто затрагивает вопросы господства и сопротивления сквозь призму культуры. В третьей части рассматриваются вопросы изучения политической культуры и коллективной идентичности в спорных ситуациях.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него