Учебные программы
Авторы: |
Названия: |






Студенты 3-го курса обучения, специализирующиеся по кафедрам социальной психологии, общей психологии и психологии личности, валеопсихологии
Автор данного учебного курса охватывает следующие разделы:
теоретико-методологические аспекты гендерной психологии,
методики исследования гендерных характеристик личности.
В рамках курса изучаются вопросы влияния социального и политического контекста на социально-психологическую проблематику, рассматриваются проблемы возникновения и развития гендерных исследований, вопросы даны в рамках контекста феминистской критики и психологии, освещаются проблемы женских, гендерных исследований.
- К содержанию программы спецкурса прилагаются:
- список основных тем,
- список литературы.



лежат идеи, касающиеся границ и ограничений толерантного поведения.
В качестве объекта толерантности выбраны формы законопослушного и незаконопослушного поведения подростков.
программе развивается тезис о том, что увеличение спектра правонарушений происходит за счет терпеливого отношения подростков к правонарушителям. В этой связи формирование толерантности, трактуемой как приобретенная устойчивость к стрессогенным, деструктивным, конфликтогенным факторам (А.Г. Асмолов), а в данном случае к поведению, нарушающему закон, является одной из задач современной школы.
Главная цель социально – психологического тренинга - формирование у подростков толерантного отношения к воздействиям правонарушителей.
Задачи:
-развитие эмоциональной устойчивости к воздействиям сверстников – правонарушителей
-актуализация способов терпеливого отношения к правонарушите-лям
-содействие осознанию иерархии ценностей, включающей ценность закона
-формирование позитивного отношения к правилам и закону как ре-гуляторам социального
поведения;
-формирование навыков противостояния групповому давлению
Объем спецкурса- тренинга: 12 занятий. Длительность занятия – 1,5 час. Частота встреч – 1/2 раза в неделю.
К содержанию спецкурса-тренига прилагаются: содержание программы (полный
текст), с упражнениями
Приложение 1. Билль о правах ребенка
Приложение 2. Список ценностей.



Студенты 3 курса
Целью данного курса автор ставил расширение областей знаний студентов, связанной с гендерной проблематикой, а также освоение техник, позволяющих работать с гендером как в исследовательских проектах, так и деятельности практика.
Содержание учебного курса раскрывает область современных гендерных исследований, показывает освоение общей методологии гендерного анализа, останавливается на рассмотрении проблематики гендера в различных сферах жизнедеятельности общества: образования и здравоохранения, экономики, политики и права.
Данная программа поможет обучающимся расширить перспективу восприятия проблем гендерной психологии, переведет их на новый уровень осмысления.



для студентов старших курсов гуманитарного профиля
Автор в спецкурсе освящает проблемы основных теоретических концепций, определяющих проблемное поле сексуальности, а также делает акцент на проблематику сексуальности в психоанализе, сексуальности как интегративной характеристики личности.
В программе курса рассматриваются этапы и закономерности психосексуального развития гендерной социализации.
- К содержанию программы спецкурса прилагаются:
- список основных тем
- краткий список рекомендуемой литературы



студенты, аспиранты, преподаватели ВУЗов
Основная цель спецкурса:
способствовать деконструкции традиционного взгляда на вопросы пола, осознанию существа гендерных проблем;
Способствовать развитию гендерного сознания и личностной самореализации.
Курс включает:
во-первых, информацию, отражающую основные аспекты гендерной проблематики,
во-вторых, практические упражнения, направленные на развитие личности участников семинара.
К содержанию программы спецкурса прилагаются:
список основных тем, список литературы.



студенты 2 и 3 курсов
С этой целью рассматривается ситуация с гендерным равенством в России:
как гендерные стереотипы влияют на формирование профессиональной ориентации,
влияние гендерной системы на формирование стратификационной системы общества,
рассматриваются гендерные аспекты безработицы (влияние гендера на практики увольнения, на восприятие и переживания последствий безработицы),
даются основные подходы к определению значения термина "гендер".
Автором приводится обзор результатов зарубежных и отечественных исследований общественного мнения по вопросам:
пространственная и временная относительность деления профессий на "женские" и "мужские" профессии
анализ объема информации о женщинах в средствах массовой информации, (с этой точки зрения рассматриваются женские журналы, книги, видео ролики, фильмы, рекламная продукция)
рассматриваются "женские" и "мужские" сферы бизнеса (например, женщина в "мужском" бизнесе, сексуальность и рабочее место, приставания и изнасилования на рабочем месте: ситуация в мире и в России).
Изучается сложившаяся ситуация с гендерным неравенством в заработной плате (приводятся возможные пути преодоления разрыва в заработной плате).
Объем курса «Социология неравенства: гендерный аспект» - 36 часов.
К содержанию программы прилагаются списки рекомендованной литературы, сформированные отдельно по каждой теме.



Студенты 4-5 курсов гуманитарных факультетов, аспирантов кафедры социальной психологии
Продолжительность данной учебной программы - 28 учебных часов.
Основная цель данного спецкурса состоит в том, чтобы
сформировать представление не столько о предмете психологии общения,
о типах общения и его строении,
о феноменах и закономерностях общения,
о возможностях управления впечатлением в общении,
о технологиях подготовки к различным формам общения,
о способах применения полученных знаний в практической деятельности, в регуляции социального поведения личности и группы,
сколько научить студентов анализировать обозначенные аспекты общения с позиций гендерной психологии.
К содержанию программы прилагается обширный список литературы.



1. Сформировать у студентов социально-психологическое видение мира, понимание ими духа социальной психологии.
2. Обеспечить четкое понимание слушателями сущности научного подхода к социально-психологическим явлениям и закономерностям, отличие его от обыденного психологического познания. Привить уважение к таким научным ценностям как беспристрастность, обоснованность и надежность, преемственность научного поиска.
3. Создать предпосылки для применения социально-психологических знаний, полученных на экспериментальных моделях, к анализу и пониманию жизненной практики в семье, на производстве, в системах обслуживания, в личных взаимоотношениях людей и т.п.


2003
основные функции социологии возраста,
главные цели применения социологического знания,
современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией,
основные методы и направления исследований;
теоретические концепции социализации и взросления,
об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий и возрастных кризисах;
Обучающийся должен уметь организовать социологическое исследование в предметном поле социологии возраста, получать и обрабатывать информацию, использовать информационные технологии для поиска, сбора информации.
Объем курса «Социология возраста» - всего – 72 ч.(Аудиторные занятия – 32, Самостоятельная работа - 40 ч.)
К содержанию программы прилагаются:
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника
вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования
Учебно-тематические планы занятий
План групповых занятий
Темы семинарских занятий, вопросы для обсуждения, темы для докладов
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Примерные вопросы к зачету/экзамену
Список рекомендованной литературы (основной и дополнительной).






Студенты 5 курса
Цель курса:
познакомить студентов с основами гендерной теории,
рассмотреть различия между лидерами мужчинами и женщинами,
способствовать
самореализации обучающихся в профессиональной сфере и в сфере межличностных отношений
(Я-образы и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает
мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы
жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий
самореализации и оптимизации отношений).
При построении курса была использована стратегия поэтапного включения в гендерные
знания, от элементарных проблем половых различий к сложным гендерным исследованиям.
В учебном курсе автором рассматриваются следующие вопросы:
Основы гендерной теории, включая исторические аспекты психологии гендерных отношений
и гендерной психологии лидерства;
Феномены гендерной идентичности и гендерной социализации;
Гендерные стереотипы. Предрассудки, установки;
Жизненные стратегии личности и проблема самореализации;
Модели и теории лидерства, включая гендерные концепции лидерства;
Женское лидерство как социально-психологический феномен;
Политическое лидерство.
К содержанию программы спецкурса прилагаются:
темы практических занятий;
список литературы;
список примерных тем для обсуждения;
список тем рефератов, предлагаемых для самостоятельной разработки;
обширный список тем основной и дополнительной литературы к курсу;
представлено оснащение к проведению практических занятий.



2001







