Всего учебных программ в данном разделе: 9
Учебные программы
Авторы: |
Названия: |
Вынужденная миграция: проблемы и решения [учебная программа]
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Евгения Сергеевна Балабанова
2003
Курс дает обзор существующих подходов к проблеме вынужденной миграции и основных
политических мероприятий, цель которых – контроль миграционных процессов и
содействие адаптации беженцев и вынужденных переселенцев на новом месте жительства.
Используются материалы как отечественного, так и зарубежного опыта миграционной
политики,
а также результаты собственного исследования проблем вынужденных мигрантов в Нижегородской
области и других регионах России. Специальное внимание уделяется проблеме вынужденной
миграции из республик бывшего СССР. Курс построен как междисциплинарный: рассматриваются
социологические, правовые, политические, медицинские и экологические аспекты вынужденной
миграции.


Гендер и социальная политика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 24-07-2004
Марина Евгеньевна Баскакова, Наталия Сергеевна Григорьева
Для преподавателей социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Объем курса «Гендер и социальная политика» составляет 12 часов.
Данная учебная программа - специализация по курсу «Основы гендерных исследований».
Целью своей программы авторы ставили:
подготовить слушателей к разработке самостоятельных блоков или отдельных тем по гендерному анализу социальной политики;
выяснить, в какой мере конфликт между социальными правами и рыночными ценностями может быть представлен в гендерной экспертизе социальной политики;
проследить изменения в социальной политике России советского и постсоветского периода в сравнительном анализе со структурой государства благосостояния;
рассмотреть социальные последствия реформирования систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения России;
проанализировать определяющие особенности положения мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда, пенсионное обеспечения различных социально-демографических групп населения.
К содержанию программы прилагается список литературы.
Данная учебная программа - специализация по курсу «Основы гендерных исследований».
Целью своей программы авторы ставили:
подготовить слушателей к разработке самостоятельных блоков или отдельных тем по гендерному анализу социальной политики;
выяснить, в какой мере конфликт между социальными правами и рыночными ценностями может быть представлен в гендерной экспертизе социальной политики;
проследить изменения в социальной политике России советского и постсоветского периода в сравнительном анализе со структурой государства благосостояния;
рассмотреть социальные последствия реформирования систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения России;
проанализировать определяющие особенности положения мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда, пенсионное обеспечения различных социально-демографических групп населения.
К содержанию программы прилагается список литературы.



Социальная политика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 21-02-2004
Татьяна Михайловна Малева, Лилия Николаевна Овчарова, Оксана Вячеславовна Синявская, Сергей Владимирович Захаров, Сергей Владимирович Шишкин
Курс «Современная социальная политика» состоит из теоретической и прикладной
частей. Первая часть – лекционная. В рамках теоретической части
студенты знакомятся
с основными теоретическими разработками в области современных методов социальной
политики.
Практическая часть курса проходит в виде семинарских занятий, в ходе которых
студенты получают возможность использовать полученные теоретические знания
для обсуждения
конкретных направлений социальной политики.
Учебная задача дисциплины
В результате изучения курса студент должен:
•знать основные направления и методы социальной политики, а также ее взаимосвязь с экономической и институциональной политикой;
•уметь анализировать конкретные ситуации, возникающие в ходе трансформационных процессов в социальной сфере;
•обладать навыками нахождения, освоения и использования информации по проблемам социальной политики в России и в мире.
Учебная задача дисциплины
В результате изучения курса студент должен:
•знать основные направления и методы социальной политики, а также ее взаимосвязь с экономической и институциональной политикой;
•уметь анализировать конкретные ситуации, возникающие в ходе трансформационных процессов в социальной сфере;
•обладать навыками нахождения, освоения и использования информации по проблемам социальной политики в России и в мире.



Социальная и экономическая статистика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 18-08-2004
Ольга Валерьевна Назарова
2 курс, 3-4 модуль
Курс Социальная и экономическая статистика предназначен для студентов бакалавриата
факультета социологии. Тематическое содержание курса предполагает изучение студентами
возможностей исследования социальной проблематики методами статистического анализа
эмпирических данных. Предлагаемый курс содержит изложение основных понятий, категорий
и объектов социальной статистики, принципов и методов сбора и обработки информации,
а также анализа и интерпретации полученных результатов, знакомство с понятием и содержанием
основных социальных индикаторов.


Экономика и социология труда [учебная программа]
Опубликовано на портале: 18-04-2005
Надежда Константиновна Смирнова, Каринэ Валерьевна Кузнецова, Дмитрий Александрович Покровский
2004 г.
Цель курса: ознакомление преподавателей с методологией дисциплины Labor Economics; методикой адаптации западных стандартов преподавания дисциплины Labor Economics под российскую проблематику рынка труда для формирования у студентов адекватных представлений об экономических и социальных явлениях и процессах на рынках труда, их взаимосвязанности, об экономическом анализе правовых аспектов экономики труда, о проведении микро- , макроэкономического и социологического анализа проблем рынков труда, об использовании математического аппарата для интерпретации экономических концепций на уровне, приближенным к западному стандарту, обеспечения знаний о современных концепциях экономики и социологии труда; формирования понимания и интерпретации как микроэкономических, так и макроэкономических концепций функционирования и регулирования рынка труда.
Задачи курса: познакомить слушателей с современными концепциями Labor Economics; продемонстрировать возможности современных методик проведения лекционных, практических и семинарских занятий; показать методики междисциплинарной интеграции курсов; познакомить с методиками и требованиями к написанию студентами письменных форм итогового и промежуточного контролей (реферат, эссе, контрольная работа, экзамен или зачет); ознакомить слушателей с методикой руководства учебно-исследовательскими работами студентов.
Курс предназначен для преподавателей высших учебных заведений, преподающих дисциплину «Экономика труда» и дисциплины, содержащие элементы теории рынка труда, а именно курсы: экономической теории, менеджмента, социологии труда, управления персоналом и др., для студентов направления: «Экономика», «Менеджмент», специальности: «Экономика труда», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит».
Курс рассчитан на 64 часа - 32 ч. аудиторных занятий, 32 ч. самостоятельной работы.
Программа курса содержит темы и краткое описание тем курса, рекомендации по формам итогового контроля, списки основной и дополнительной литературы.
Задачи курса: познакомить слушателей с современными концепциями Labor Economics; продемонстрировать возможности современных методик проведения лекционных, практических и семинарских занятий; показать методики междисциплинарной интеграции курсов; познакомить с методиками и требованиями к написанию студентами письменных форм итогового и промежуточного контролей (реферат, эссе, контрольная работа, экзамен или зачет); ознакомить слушателей с методикой руководства учебно-исследовательскими работами студентов.
Курс предназначен для преподавателей высших учебных заведений, преподающих дисциплину «Экономика труда» и дисциплины, содержащие элементы теории рынка труда, а именно курсы: экономической теории, менеджмента, социологии труда, управления персоналом и др., для студентов направления: «Экономика», «Менеджмент», специальности: «Экономика труда», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит».
Курс рассчитан на 64 часа - 32 ч. аудиторных занятий, 32 ч. самостоятельной работы.
Программа курса содержит темы и краткое описание тем курса, рекомендации по формам итогового контроля, списки основной и дополнительной литературы.



Социальная политика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 01-06-2004
Сергей Николаевич Смирнов, Татьяна Юрьевна Сидорина
2003
Цель и задачи курса - познакомить студентов с основными концептуальными и практическими основами социальной политики, обращаясь к рассмотрению таких вопросам, как теоретические основы формирования и реализации социальной политики; история социальной политики; социальная политика в переходной экономике; социальные последствия экономических решений; социальная защита населения; государственная политика на рынке труда; финансирование социальной политики и др.


Социальная политика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 08-10-2003
Сергей Николаевич Смирнов, Татьяна Юрьевна Сидорина
2003
Необходимость преподавания курса «Социальная политика» в высших учебных заведениях России обусловлена многими причинами, среди которых особенности социально-экономической ситуации в стране, характер развития современного российского общества, его институциональной структуры, специфика социальных процессов и многое другое, что определяет современную общественную ситуацию. Цель и задачи курса - познакомить студентов с основными концептуальными и практическими основами социальной политики, обращаясь к рассмотрению таких вопросам, как теоретические основы формирования и реализации социальной политики; история социальной политики; социальная политика в переходной экономике; социальные последствия экономических решений; социальная защита населения; государственная политика на рынке труда; финансирование социальной политики и др.
Методическая новизна прежде всего определяется тем, что преподавание курса по социальной политике в России находится в стадии становления. Соответственно все, предпринимаемое в рамках подготовки этого курса, является новым как по содержанию, так и по форме подачи материала. Авторы курса предполагают внести существенный творческий элемент в проведение семинарских занятий, которые должны включать в себя деловые игры, подготовку исследовательских работ, тестирование, разработку мини-проектов по тематике социальной политики. (Вопрос о новизне курса более подробно раскрыт в п. II).
Курс «Социальная политика» органично вписывается в систему социогуманитарного образования. Целесообразно изучения данной дисциплины на 4-м курсе бакалавриата, после того, как студенты познакомятся с такими дисциплинами, как «Социальная стратификация», «Экономическая социология», «Социология труда и занятости», «Социальная и экономическая антропология», «Основы права», «Экономическая теория», «Социальная и экономическая статистика», «Философия», «Институциональная социология», «Социология риска», «Политология» и др.
Методическая новизна прежде всего определяется тем, что преподавание курса по социальной политике в России находится в стадии становления. Соответственно все, предпринимаемое в рамках подготовки этого курса, является новым как по содержанию, так и по форме подачи материала. Авторы курса предполагают внести существенный творческий элемент в проведение семинарских занятий, которые должны включать в себя деловые игры, подготовку исследовательских работ, тестирование, разработку мини-проектов по тематике социальной политики. (Вопрос о новизне курса более подробно раскрыт в п. II).
Курс «Социальная политика» органично вписывается в систему социогуманитарного образования. Целесообразно изучения данной дисциплины на 4-м курсе бакалавриата, после того, как студенты познакомятся с такими дисциплинами, как «Социальная стратификация», «Экономическая социология», «Социология труда и занятости», «Социальная и экономическая антропология», «Основы права», «Экономическая теория», «Социальная и экономическая статистика», «Философия», «Институциональная социология», «Социология риска», «Политология» и др.



Гендер и социальная политика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 24-07-2004
Катерина Владиславовна Фофанова
Студенты 3 курса дневного и 4 курса заочного отделения кафедры "Социальная работа"
Учебный курс «Гендер и социальная политика» рассчитан на 72 часа
и является обязательным курсом в обучении студентов 3 дневного и 4 заочного курсов
отделения кафедры "Социальная работа", "регионоведение", а также прослушавших общие
дисциплины по философии, политологии, социальной психологии, теории и практике социальной
работы.
Автор учебного курса использует следующие принципы:
ориентация на гендерный анализ социальной политики и социальной безопасности;
учет разнообразия имеющихся концепций и подходов к определению социальной политики и гендерной теории;
социально-правовой анализ положения женщины в современном мире.
Основная задача данного курса - формирование у студентов целостного представления о гендерных основах социальной жизни и социального развития, позволяющего специалистам социальной работы, социального менеджмента и других профессий осуществлять и разрабатывать профессиональные стратегии деятельности в сфере социальной помощи, защиты и социальной политики.
К содержанию курса прилагается список литературы.
Автор учебного курса использует следующие принципы:
ориентация на гендерный анализ социальной политики и социальной безопасности;
учет разнообразия имеющихся концепций и подходов к определению социальной политики и гендерной теории;
социально-правовой анализ положения женщины в современном мире.
Основная задача данного курса - формирование у студентов целостного представления о гендерных основах социальной жизни и социального развития, позволяющего специалистам социальной работы, социального менеджмента и других профессий осуществлять и разрабатывать профессиональные стратегии деятельности в сфере социальной помощи, защиты и социальной политики.
К содержанию курса прилагается список литературы.



Economics of Pensions [учебная программа]
Опубликовано на портале: 21-02-2004
Ondřej Schneider
Seminar on Economics of Pensions - The seminar will bring a series of topics and
papers dealing with them that will cover most issues related to the pension systems
characteristics. We will start with a review of basic design issues and discuss different
pension systems ability to adjust to parametric changes. Then we will compare parametric
reforms of PAYG systems with systemic/multi-pillar reforms. Significant attention
will be given to the political economy of pension reforms and to the situation in
the transition countries.

