Всего учебных программ в данном разделе: 55
Учебные программы
Авторы: |
Названия: |
Гендер без границ: в тисках пола
[учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Юлия Евгеньевна Гусева, Мария Леонидовна Сабунаева
Курс-тренинг рассчитан на 24 часа. Разработан как универсальный курс, применимый
к широкой аудитории: студенты, аспиранты, преподаватели.
Целью тренинга является расширение гендерного сознания личности. Цель достигается в четыре этапа:
- информирование,
- работа с личностным отношением к проблемам гендерной дифференциации,
- тренировка различных моделей поведения с выходом за рамки типичных полоролевых ситуаций,
- получение обратной связи от участников о тренинге и его эффективности.
Форма организации тренинга (серии разделены временным промежутком в 3 месяца) предполагает самостоятельную работу участников и накопление ими собственного материала.
Целью тренинга является расширение гендерного сознания личности. Цель достигается в четыре этапа:
- информирование,
- работа с личностным отношением к проблемам гендерной дифференциации,
- тренировка различных моделей поведения с выходом за рамки типичных полоролевых ситуаций,
- получение обратной связи от участников о тренинге и его эффективности.
Форма организации тренинга (серии разделены временным промежутком в 3 месяца) предполагает самостоятельную работу участников и накопление ими собственного материала.



Гендер в анекдотах [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Ирина Андреевна Тупицына, Полина Витальевна Румянцева
Данный учебный курс рассчитан на широкую аудиторию:как на студентов, так на аспирантов
и преподавателей. В игровой, манере авторы данного курса дают наглядное представление
о достаточно сложных теоретических конструктах - «картинки в слове»
(Н.Пезешкиан), а также используют метод закрепления уже полученных знаний.
Авторы курса показывают как анекдот способствует осознанию гендерных стереотипов.
Поскольку в анекдотах гендерные стереотипы зачастую доводятся до абсурда, они становятся более доступными для восприятия и осознания. А смех, следующий за рассказанным анекдотом, - это ничто иное как разрядка чувств, в том числе и довольно тяжелых, связанных с опытом подавления по признаку пола.
Курс рассчитан на 1 у.ч.
К программе курса прилагается список литературы.
Авторы курса показывают как анекдот способствует осознанию гендерных стереотипов.
Поскольку в анекдотах гендерные стереотипы зачастую доводятся до абсурда, они становятся более доступными для восприятия и осознания. А смех, следующий за рассказанным анекдотом, - это ничто иное как разрядка чувств, в том числе и довольно тяжелых, связанных с опытом подавления по признаку пола.
Курс рассчитан на 1 у.ч.
К программе курса прилагается список литературы.



Гендер и культура в парадигме "культурных исследований" [учебная программа]
Опубликовано на портале: 27-04-2005
Альмира Рифовна Усманова
Основной задачей данного курса является ознакомление слушателей с основными темами
и проблемами современной гендерной теории с точки зрения современной парадигмы «культурных
исследований» (культурологическое направление, получившее развитие в Великобритании
и других англо-саксонских сранах). В методологическом плане школа "культурных исследований"
базируется на марксистской традиции, с которой у феминистской теории всегда складывались
не простые отношения. Поэтому одной из центральных проблем курса является сравнительный
анализ эпистемологических и методологических параллелей между гендерной теорией
и марксизмом. В то же время антиэссенциалистский пафос сближает гендерные исследования
(особенно в постфеминистской трактовке) с постмодернистской теорией. Ключевые
понятия курса – «эссенциализм», «конструктивизм», «культурализм»,
«идентичность», «репрезентация», «мультикультурализм»,
«идеология», «коммодификация», «субкультура» и др.
Курс предполагает ознакомление с постфеминистской теорией гендерной идентичности,
постколониальной теорией субъекта и проблематикой так называемых queer studies,
а так же с основными достижениями феминистской теории масс медиа и популярной
культуры.


Гендер и право [учебная программа]
Опубликовано на портале: 06-09-2004
Анна Владимировна Бородина
Междисциплинарный курс (34 часа), разработанный для студентов 1 - 5 курсов всех факультетов
вузов г.Твери, аспирантов, магистрантов, активисток женских неправительственных организаций.
В качестве методологического фрейма изложения курса предлагается социально-конструктивистский подход. Автор предлагает комплексный анализ отрасли права в гендерной перспективе. В частности, в курсе рассматриваются проблемы конструирования и (вос)производства гендерных категорий (правосубъектов) и отношений в контексте права, особенности языка юриспруденции и их возможности конструирования властных отношений и гендерного неравенства в праве.
Рассматривается отраслевая структура российского права в гендерной перспективе. Права женщин анализируются в контексте международного и российского права. Курс предложено проводить преимущественно в интерактивной лекционной форме.
В качестве методологического фрейма изложения курса предлагается социально-конструктивистский подход. Автор предлагает комплексный анализ отрасли права в гендерной перспективе. В частности, в курсе рассматриваются проблемы конструирования и (вос)производства гендерных категорий (правосубъектов) и отношений в контексте права, особенности языка юриспруденции и их возможности конструирования властных отношений и гендерного неравенства в праве.
Рассматривается отраслевая структура российского права в гендерной перспективе. Права женщин анализируются в контексте международного и российского права. Курс предложено проводить преимущественно в интерактивной лекционной форме.



Гендер и право [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Елена Николаевна Махмутова
Учебный курс «Гендер и право» рассчитан на 20 часов.
- В
основе курса: изучение гендерной идентичности.
Рассматриваются вопросы гендерных исследования в контексте междисциплинарных отраслей знания.
Даются понятие гендера как социально-культурного процесса продуцирования обществом различий в мужских и женских ролях.
Изучаются основные направления взаимодействия гендерных исследований и юридической психологии, гендерного конфликта и проблемы виктимности и т.д.
К содержанию курса прилагаются:
список контрольных заданий,
содержание семинарских заданий,
обширный список основной и дополнительной литературы.



Гендер и социальная политика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 24-07-2004
Катерина Владиславовна Фофанова
Студенты 3 курса дневного и 4 курса заочного отделения кафедры "Социальная работа"
Учебный курс «Гендер и социальная политика» рассчитан на 72 часа
и является обязательным курсом в обучении студентов 3 дневного и 4 заочного курсов
отделения кафедры "Социальная работа", "регионоведение", а также прослушавших общие
дисциплины по философии, политологии, социальной психологии, теории и практике социальной
работы.
Автор учебного курса использует следующие принципы:
ориентация на гендерный анализ социальной политики и социальной безопасности;
учет разнообразия имеющихся концепций и подходов к определению социальной политики и гендерной теории;
социально-правовой анализ положения женщины в современном мире.
Основная задача данного курса - формирование у студентов целостного представления о гендерных основах социальной жизни и социального развития, позволяющего специалистам социальной работы, социального менеджмента и других профессий осуществлять и разрабатывать профессиональные стратегии деятельности в сфере социальной помощи, защиты и социальной политики.
К содержанию курса прилагается список литературы.
Автор учебного курса использует следующие принципы:
ориентация на гендерный анализ социальной политики и социальной безопасности;
учет разнообразия имеющихся концепций и подходов к определению социальной политики и гендерной теории;
социально-правовой анализ положения женщины в современном мире.
Основная задача данного курса - формирование у студентов целостного представления о гендерных основах социальной жизни и социального развития, позволяющего специалистам социальной работы, социального менеджмента и других профессий осуществлять и разрабатывать профессиональные стратегии деятельности в сфере социальной помощи, защиты и социальной политики.
К содержанию курса прилагается список литературы.



Гендер и социальная политика [учебная программа]
Опубликовано на портале: 24-07-2004
Марина Евгеньевна Баскакова, Наталия Сергеевна Григорьева
Для преподавателей социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Объем курса «Гендер и социальная политика» составляет 12 часов.
Данная учебная программа - специализация по курсу «Основы гендерных исследований».
Целью своей программы авторы ставили:
подготовить слушателей к разработке самостоятельных блоков или отдельных тем по гендерному анализу социальной политики;
выяснить, в какой мере конфликт между социальными правами и рыночными ценностями может быть представлен в гендерной экспертизе социальной политики;
проследить изменения в социальной политике России советского и постсоветского периода в сравнительном анализе со структурой государства благосостояния;
рассмотреть социальные последствия реформирования систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения России;
проанализировать определяющие особенности положения мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда, пенсионное обеспечения различных социально-демографических групп населения.
К содержанию программы прилагается список литературы.
Данная учебная программа - специализация по курсу «Основы гендерных исследований».
Целью своей программы авторы ставили:
подготовить слушателей к разработке самостоятельных блоков или отдельных тем по гендерному анализу социальной политики;
выяснить, в какой мере конфликт между социальными правами и рыночными ценностями может быть представлен в гендерной экспертизе социальной политики;
проследить изменения в социальной политике России советского и постсоветского периода в сравнительном анализе со структурой государства благосостояния;
рассмотреть социальные последствия реформирования систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения России;
проанализировать определяющие особенности положения мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда, пенсионное обеспечения различных социально-демографических групп населения.
К содержанию программы прилагается список литературы.



Гендерная психология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Ирина Ярославовна Шевцова
Студенты 5-го курса психологического факультета
Объем курса «Гендерная психология» - 45 учебных часов.
Теоретической основой спецкурса «Гендерная психология» является гендерный подход, предлагающий новый способ познания действительности, в котором отсутствует поляризация и иерархия "мужского" и "женского".
Основной задачей спецкурса автор ставит:
формирование у студентов представлений о развитии и становлении личности мужчины и женщины с точки зрения гендерного подхода,
рассмотрение вопросов гендерных различий и гендерных отношений;
обучение использованию гендерного подхода в повседневной профессиональной деятельности.
Принятие позиции, что пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать "Я-образ" и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений,
дает возможность переоценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества,
активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации.
К содержанию данной программы прилагается:
список литературы, сформированный по каждой теме отдельно;
общий список литературы.
Теоретической основой спецкурса «Гендерная психология» является гендерный подход, предлагающий новый способ познания действительности, в котором отсутствует поляризация и иерархия "мужского" и "женского".
Основной задачей спецкурса автор ставит:
формирование у студентов представлений о развитии и становлении личности мужчины и женщины с точки зрения гендерного подхода,
рассмотрение вопросов гендерных различий и гендерных отношений;
обучение использованию гендерного подхода в повседневной профессиональной деятельности.
Принятие позиции, что пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать "Я-образ" и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений,
дает возможность переоценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества,
активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации.
К содержанию данной программы прилагается:
список литературы, сформированный по каждой теме отдельно;
общий список литературы.



Гендерная психология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Анна Валерьевна Емельяненкова
Студенты 3 курса
Объем курса «Гендерная психология» - 102 часа.
Целью данного курса автор ставил расширение областей знаний студентов, связанной с гендерной проблематикой, а также освоение техник, позволяющих работать с гендером как в исследовательских проектах, так и деятельности практика.
Содержание учебного курса раскрывает область современных гендерных исследований, показывает освоение общей методологии гендерного анализа, останавливается на рассмотрении проблематики гендера в различных сферах жизнедеятельности общества: образования и здравоохранения, экономики, политики и права.
Данная программа поможет обучающимся расширить перспективу восприятия проблем гендерной психологии, переведет их на новый уровень осмысления.
Целью данного курса автор ставил расширение областей знаний студентов, связанной с гендерной проблематикой, а также освоение техник, позволяющих работать с гендером как в исследовательских проектах, так и деятельности практика.
Содержание учебного курса раскрывает область современных гендерных исследований, показывает освоение общей методологии гендерного анализа, останавливается на рассмотрении проблематики гендера в различных сферах жизнедеятельности общества: образования и здравоохранения, экономики, политики и права.
Данная программа поможет обучающимся расширить перспективу восприятия проблем гендерной психологии, переведет их на новый уровень осмысления.



Гендерная психология общения [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Вера Александровна Лабунская
Студенты 4-5 курсов гуманитарных факультетов, аспирантов кафедры социальной психологии
Спецкурс «Гендерная психология общения» представляет собой самостоятельный,
оригинальный курс, который развивает основные положения базового курса специализации
- "прикладная гендерная психология".
Продолжительность данной учебной программы - 28 учебных часов.
Основная цель данного спецкурса состоит в том, чтобы
сформировать представление не столько о предмете психологии общения,
о типах общения и его строении,
о феноменах и закономерностях общения,
о возможностях управления впечатлением в общении,
о технологиях подготовки к различным формам общения,
о способах применения полученных знаний в практической деятельности, в регуляции социального поведения личности и группы,
сколько научить студентов анализировать обозначенные аспекты общения с позиций гендерной психологии.
К содержанию программы прилагается обширный список литературы.
Продолжительность данной учебной программы - 28 учебных часов.
Основная цель данного спецкурса состоит в том, чтобы
сформировать представление не столько о предмете психологии общения,
о типах общения и его строении,
о феноменах и закономерностях общения,
о возможностях управления впечатлением в общении,
о технологиях подготовки к различным формам общения,
о способах применения полученных знаний в практической деятельности, в регуляции социального поведения личности и группы,
сколько научить студентов анализировать обозначенные аспекты общения с позиций гендерной психологии.
К содержанию программы прилагается обширный список литературы.



Гендерная социология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 09-08-2003
Наталья Сергеевна Ладыжец
Программа курса гендерной социологии включает изложение базовых понятий предмета.
Особое внимание уделяется знакомству с концепциями феминизма и его историей. В курс
также включены
лекции по социальному конструированию гендера, гендерной идентичности и гендерной
политике. Остальные курсы блока в процессе разработки.




Гендерная социология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Елена Геннадьевна Луковицкая
Для студентов 3 курса кафедры социологии по специальности "психология"
Объем данного курса составляет - 22 часа.
Основная цель спецкурса:
показать, что традиционная социология в основном ориентировалась на мужчин и их проблемы и почти не исследовала социальное поведение и опыт женщин;
ознакомить студентов с основными понятиями гендерной социологии;
ориентировать слушателей на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами и женщинами как представителями определенного пола;
способствовать развитию гендерного сознания, свободного от полоролевых стереотипов, затрудняющих личностную самореализацию;
а также показать, что гендерная асимметрия в обществе мешает личностной реализации как мужчин, так и женщин;
способствовать осмыслению проблем и причин насилия;
сформировать представление о социокультурном влиянии на формирование половой роли и ее восприятие окружающими;
ознакомить с особенностями влияния и проявления гендерной асимметрии в языке.
К содержанию спецкурса прилагается список основной и дополнительной литературы.
Основная цель спецкурса:
показать, что традиционная социология в основном ориентировалась на мужчин и их проблемы и почти не исследовала социальное поведение и опыт женщин;
ознакомить студентов с основными понятиями гендерной социологии;
ориентировать слушателей на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами и женщинами как представителями определенного пола;
способствовать развитию гендерного сознания, свободного от полоролевых стереотипов, затрудняющих личностную самореализацию;
а также показать, что гендерная асимметрия в обществе мешает личностной реализации как мужчин, так и женщин;
способствовать осмыслению проблем и причин насилия;
сформировать представление о социокультурном влиянии на формирование половой роли и ее восприятие окружающими;
ознакомить с особенностями влияния и проявления гендерной асимметрии в языке.
К содержанию спецкурса прилагается список основной и дополнительной литературы.



Гендерная социология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 24-07-2004
Ирина Наумовна Тартаковская
Преподавательский семинар, адаптированная версия - студенты 4-5-го курсов социологического факультета.
Объем спецкурса «Гендерная социология» - 48 часов.
В данном спецкурсе автор ставил своей задачей:
познакомить обучающихся с ролью феминизма в гендерных исследованиях,
рассмотреть возникновение концепта "гендер", эволюцию "гендера" и основных теоретических контекстов его употребления, таких как:
структурный функционализм,
социальный конструктивизм,
институционализм.
Затрагивается проблема уместности гендерного подхода в российской социологии.
Рассматриваются основные методологические и идеологические проблемы изучения гендерной социологии.
Программа сопровождается обширным списком литературы, сформированным отдельно по каждой теме, а также списком вопросов к семинарским занятиям.
В данном спецкурсе автор ставил своей задачей:
познакомить обучающихся с ролью феминизма в гендерных исследованиях,
рассмотреть возникновение концепта "гендер", эволюцию "гендера" и основных теоретических контекстов его употребления, таких как:
структурный функционализм,
социальный конструктивизм,
институционализм.
Затрагивается проблема уместности гендерного подхода в российской социологии.
Рассматриваются основные методологические и идеологические проблемы изучения гендерной социологии.
Программа сопровождается обширным списком литературы, сформированным отдельно по каждой теме, а также списком вопросов к семинарским занятиям.



Гендерное измерение занятости и рынка труда [учебная программа]
Опубликовано на портале: 25-07-2004
Лариса Владимировна Косыгина
Студенты 2 и 3 курсов
Объем спецкурса «Гендерное измерение занятости и рынка труда составляет»
- 36 учебных часов.
Автор в своей программе раскрывает положение женщин и мужчин на рынке труда, а также рассматривает женскую и мужскую занятость в формальной и неформальной экономиках.
Данный курс разбит на четыре тематических блока.
Первый знакомит слушателей с различными трактовками понятий, используемых в курсе (гендер, труд, занятость, рынок труда) и рассматривает теоретические концепции, в рамках которых даны эти определения.
Второй и третий тематические блоки посвящены анализу положения женщин и мужчин в сфере занятости и на рынке труда в формальной экономике.
В рамках четвертого тематического блока рассматривается ситуация, сложившаяся с женской и мужской занятостью в неформальной экономике.
К содержанию спецкурса прилагается рекомендуемая литература (по каждой теме отдельно).
Автор в своей программе раскрывает положение женщин и мужчин на рынке труда, а также рассматривает женскую и мужскую занятость в формальной и неформальной экономиках.
Данный курс разбит на четыре тематических блока.
Первый знакомит слушателей с различными трактовками понятий, используемых в курсе (гендер, труд, занятость, рынок труда) и рассматривает теоретические концепции, в рамках которых даны эти определения.
Второй и третий тематические блоки посвящены анализу положения женщин и мужчин в сфере занятости и на рынке труда в формальной экономике.
В рамках четвертого тематического блока рассматривается ситуация, сложившаяся с женской и мужской занятостью в неформальной экономике.
К содержанию спецкурса прилагается рекомендуемая литература (по каждой теме отдельно).



Гендерное направление в литературоведении: теоретико-методологические основы и практика
интерпретаций. [учебная программа]
Опубликовано на портале: 24-07-2004
Татьяна Алексеевна, Доронина
Студентам 5 курса (магистратура)
Объем данного учебного курса - 36 часов.
Основная цель спецкурса:
познакомить студентов с основами гендерных знаний;
оказывать содействие формированию в них эгалитарного мышления с целью смягчения гендерной асимметрии в обществе;
оказывать содействие воспитанию у студентов гендерной чувствительности;
При разработке данного курса автор учитывал специфику будущей профессиональной деятельности студентов.
В рамках курса ставятся следующие задачи:
ознакомить студентов с проблемами и перспективами гендерных исследований;
раскрыть слушателям понятия и определения, которые относятся к гендерной теории;
познакомить с важнейшими проблемами использования гендерного подхода в общественно-гуманитарных науках;
предоставить вариативные методики использования гендерного знания в литературоведении;
сформировать у слушателей навыки использования основ гендерных знаний в будущей профессиональной деятельности;
оказывать содействие преодолению у слушателей гендерных стереотипов и формированию у них гендерной культуры.
К содержанию прогрммы прилагаются:
основные понятия, сгруппированные по каждой теме отдельно
отдельно выделены тематика практических занятий
темы для самостоятельной работы
обширный список литературы, снабженный некоторыми ссылками.
Основная цель спецкурса:
познакомить студентов с основами гендерных знаний;
оказывать содействие формированию в них эгалитарного мышления с целью смягчения гендерной асимметрии в обществе;
оказывать содействие воспитанию у студентов гендерной чувствительности;
При разработке данного курса автор учитывал специфику будущей профессиональной деятельности студентов.
В рамках курса ставятся следующие задачи:
ознакомить студентов с проблемами и перспективами гендерных исследований;
раскрыть слушателям понятия и определения, которые относятся к гендерной теории;
познакомить с важнейшими проблемами использования гендерного подхода в общественно-гуманитарных науках;
предоставить вариативные методики использования гендерного знания в литературоведении;
сформировать у слушателей навыки использования основ гендерных знаний в будущей профессиональной деятельности;
оказывать содействие преодолению у слушателей гендерных стереотипов и формированию у них гендерной культуры.
К содержанию прогрммы прилагаются:
основные понятия, сгруппированные по каждой теме отдельно
отдельно выделены тематика практических занятий
темы для самостоятельной работы
обширный список литературы, снабженный некоторыми ссылками.


