Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Среднее профессиональное образование

Выпуски:
Опубликовано на портале: 02-12-2004
Ольга Николаевна Олейникова Среднее профессиональное образование. 2001.  № 10. С. 42-45. 
Статья посвящена вопросам обеспечения качества профессионального образования, путям разработки механизмов обеспечения и контроля качества. В качестве одного из таких путей рассматриваются стандарты образования и обучения. Описан процесс разработки и использования стандартов образования и обучения в США. В 1994 году в США был сформирован Национальный совет по стандартам умений, который стал заниматься разработкой стандартов и оценочных процедур и вопросами сертификации в рамках пятнадцати секторов экономики. Разработка системы стандартов осуществлялась прежде всего с целью повышения эффективности экономики и обеспечения роста благосостояния населения в ситуации изменившейся организации труда. По сообщениям Национального центра по вопросам качества образования на рабочем месте, повышение уровня образования работников в среднем на 10 % приводит к росту производительности на 8,6 %. На основании этого был сделан вывод о том, что инвестиции в обучение рабочей силы могут оказаться весьма выгодными для работодателей. С учетом результатов проведенных исследований комиссия пришла к следующим выводам: - необходимо создать национальную систему квалификаций, включающую квалификацию базового уровня для базового образования и набор технических / профессиональных квалификаций для умений повышенного уровня обучения; - следует разработать систему перехода от обучения к труду для помощи молодежи в продвижении от базового образования к обучению и к успешной профессиональной деятельности; - нужны альтернативы традиционным формам обучения, которые позволили бы охватить всех «отсеявшихся» из системы среднего школьного образования и помочь этим категориям граждан в освоении новых базовых стандартов квалификаций; - должна быть создана такая система рынка труда, которая бы предоставляла возможности для повышения умений и соответствующую информацию, позволяющую работникам осуществлять поиск работы, а работодателям – работников; - необходимо содействовать распространению эффективной организации труда на каждом рабочем месте. По результатам отчета комиссии в 1991 г. Национальный центр принял программу «Умения для работников». Разработанные стандарты должны быть стандартами деятельности, описывающими, что «должен знать и уметь человек и как хорошо он должен это знать и уметь делать». Для обеспечения единообразия описания знаний и умений были согласованы соответствующие понятийная и терминологическая базы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2004
Ольга Николаевна Олейникова Среднее профессиональное образование. 2001.  № 6. С. 50-53. 
Статья посвящена вопросам оценки качества профессионального образования и обучения, которые приобретают все большее значение в современной теории и практике образования. Осознается необходимость совершенствования методов и процедур оценки как образовательных программ, так и результатов их освоения с учетом соответствия получаемых обучающимися компетенций потребностям рынка труда, индивидуальным запросам обучающихся и общества в целом. Формирование надежной системы обеспечения качества является одной из основных задач модернизации системы профессионального образования и обучения в России. В этой связи может оказаться полезным знание опыта, накопленного в странах Европейского Союза, краткий обзор которого предлагается в данной статье. В ходе проводимых исследований обозначились следующие ключевые направления и принципы: - связь между оценкой и обучением; - акцент на компетенциях; - необходимость разработки процедур признания компетенций, полученных вне сферы формального образования и обучения; - выработка единых (сквозных) процедур и методов оценки для различных типов образовательных учреждений и структур, осуществляющих обучение, позволяющих проводить сравнительный анализ качества обучения. Традиционное оценивание, предполагающее сравнение обучающихся друг с другом, показало свою недостаточную эффективность в профессиональном образовании и обучении. В настоящее время оценивание рассматривается как процесс сбора информации для выработки суждений о степени и характере успешности продвижения обучающегося к достижению заключенных в стандарте требований, предъявляемых к его будущей деятельности. Переосмысление традиционной практики выявило необходимость установления взаимосвязи между компетенцией, обучением и оценкой. Подход, основанный на компетенциях, позволяет обеспечить нацеленность обучения и оценивания на достижение конкретных результатов и дает возможность оценивать компетенции, освоенные за рамками формального образования и обучения, а также помогает обучающимся лучше понять, что от них ожидается, а работодателям – что означает та или иная квалификация. В статье рассматриваются различные типы оценивания: «формирующее» и «итоговое». Формирующая оценка устанавливает «обратную связь» между обучающимися и степенью успешности достижения ими целей обучения в процессе обучения. Итоговая оценка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся в курсе обучения. Описаны требования к персоналу, проводящему оценивание обучающихся в системе профессионального образования. Рассмотрены основные принципы оценивания: надежность, обоснованность, гибкость и непредвзятость. Выделены этапы разработки стратегии оценивания, основанного на компетенциях.
ресурс содержит прикрепленный файл