Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Опубликовано на портале: 28-03-2010
Петр Савельевич Чубик, Александр Иванович Чучалин, Юрий Петрович Похолков, Борис Львович Агранович Университетское управление. 2009.  № 1. С. 22-30. 
Анализируется мировой опыт создания и развития исследовательских университетов, их критерии и роль в системах высшего образования США и Европы. Рассматривается опыт категорирования вузов в России, основные задачи, характеристики и критерии будущих национальных исследовательских университетов. Приводятся уже используемые университетами г. Томска концепции их развития как вузов инновационного (ТПУ) и исследовательского (ТГУ) типов. Обсуждаются возможные пути создания национальных исследовательских университетов в России, в том числе идея формирования консорциумов ведущих вузов, которая успешно реализуется за рубежом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2004
Владимир Васильевич Запарий, Борис Васильевич Личман, Георгий Яковлевич Таратоненков Университетское управление. 2000.  № 3(14). С. 5-7. 
Небольшой экскурс в историю УГТУ.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 02-06-2011
Семен Давыдович Резник Университетское управление. 2010.  № 6. С. 51-58. 
В статье рассматриваются факторы, предопределяющие возможность объективной оценки диссертационной работы и соискателя ученой степени на разных уровнях: на основе изучения рецензентом автореферата диссертации, на основе оценки автореферата и в процессе защиты работы на диссертационном совете, на основе изучения аттестационного дела соискателя в экспертном совете Высшей аттестационной комиссии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2010
Семен Давыдович Резник Университетское управление. 2009.  № 5. С. 7-14. 
В статье представлены результаты мониторинга состава и профессиональной карьеры ректорского корпуса, полученные в рамках реализации проекта «Научно-методическое обеспечение системы управления высшим учебным заведением на основе мониторинга содержания деятельности и организации работы с руководящими кадрами высших учебных заведений» (№ гос. регистрации 01200603693), выполненного Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства.Анализ охватывает 100% выборки ректоров подведомственных Рособразованию вузов на август 2006 года и июнь 2008 года.Статья продолжает цикл статей журнала, посвященных деятельности управленческих кадров высших учебных заведений
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-08-2011
С.А. Прокопенко Университетское управление. 2011.  № 2. С. 71-78. 
Предложена к постановке в вузах страны функция и система методологической подготовки аспирантов и докторантов для сотворения безупречных диссертаций. Разработаны план и содержание проведения методологического семинара по постановке такой системы. Проведение разработанного семинара в НИ ТПУ показало важность и полезность приобретаемых слушателями знаний и пониманий  для повышения качества написания и защиты диссертации. Системная работа в этом направлении позволяет повысить качество подготовки молодых ученых и обеспечивает рост конкурентоспособности университета.
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Юрий Александрович Захаров, Татьяна Михайловна Чурекова Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 41-46. 
В статье рассматриваются проблемы доступности высшего образования в России и его зависимость от уровня довузовской подготовки студента. Приведены результаты исследований, проведенный в Кемеровском государственном университете (КемГУ), которые позволили определить причины, затрудняющие обучение в вузе. Среди этих причин фигурирует как нехватка знаний и проблемы адаптации студентов, так и иная, в отличие от школьной, организация обучения. Кроме того, в статье рассказывается о созданной учеными КемГУ модели Центра непрерывного образования (ЦНО), об опыте работы и достижениях этого Центра.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-03-2004
Павел Евгеньевич Щеглов, Надежда Шагабановна Никитина Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 46-59. 
Человеческая деятельность весьма многообразна, но любому ее виду присущи, в той или иной степени, общие черты: неопределенность, случайность и вероятность. Эти характеристики неразрывно связаны с понятием риска. Проявления риска могут быть различными, его виды многообразны. Наряду с общими для всех сфер деятельности видами рисков существуют специфические риски, свойственные только тому или иному виду человеческой деятельности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 13-12-2012
Е.А. Ровба, В.К. Бойко, Ю.А. Войтукевич, В.Е. Лявшук, С.В. Петров Университетское управление. 2012.  № 5. С. 78-87. 
В статье представлены результаты применения методов data mining для измерения качества абитуриентов и студентов, а также снижения затрат на привлечение целевой группы на непопулярные специальности. Авторы вводят в рассмотрение новый количественный показатель качества абитуриента, рассчитанный методом принципиальных компонент на основе данных централизованного тестирования и названный индикатором системности знаний абитуриента. Устойчивость и достоверность модели проверяется путем реализации процедуры рандомизации данных. Значимость индикатора системности знаний абитуриента для прогнозирования успешности обучения студентов выявляется путем реализации процедуры кластерного анализа данных централизованного тестирования, текущей успеваемости и результатов первой сессии. Индикатор системности знаний использован для определения целевой аудитории для прямой почтовой рассылки. В связи с невыраженностью эффекта от прямой почтовой рассылки на фоне эффектов от других факторов стимулирования для оценки достоверности и определения величины эффекта рассылки построена статистическая бутстреп процедура. Оценен количественный эффект от примененной методики профориентации и рассчитана стоимость привлечения одного абитуриента при помощи прямой рассылки. Предложенная бутсреп процедура применима для оценки эффективности и других управляющих воздействий на спрос в рамках маркетинговой деятельности вуза.
Опубликовано на портале: 14-09-2004
Анна Юрьевна Деревнина, Геннадий Филиппович Шафранов-Куцев Университетское управление. 2002.  № 2(21).
На рубеже веков мир стал необычайно динамичным: во всех сферах деятельности в самые короткие отрезки времени происходят кардинальные изменения. Это в полной мере относится к высшей профессиональной школе: повышаются требования общества к качеству профессионального образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. В этих динамичных и трудно прогнозируемых условиях успешная работа любого университета невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Эти услуги и есть тот товар, который университеты предъявляют на международном, национальном и региональных рынках. Такой подход должен быть краеугольным камнем в стратегии управления вузом.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 59. 
В пятый раз гостеприимно распахнулись двери Новосибирского государственного технического университета для участников Международной научно-методической конференции "Качество образования: системы управления, достижения, проблемы" (19-23 мая 2003 г.). В конференции приняли участие более 300 человек из 34 городов России (от Владивостока до Санкт-Петербурга), стран ближнего зарубежья (Казахстан, Украина, Молдова, Узбекистан) и дальнего зарубежья (Австрия, Италия, Малайзия, Новая Зеландия). Организаторами конференции выступили Министерство образования РФ, Национальный фонд подготовки кадров, Новосибирский научный центр Сибирского отделения АН ВШ, Новосибирский государственный технический университет.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Сергей Иванович Солонин, Сергей Всеволодович Кортов Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 64-69. 
Образование, в том числе и высшее - это процесс изменения и воспитания человека, придания ему новых качеств и свойств, которых не было ранее. Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики. Конкурентоспособность человека на рынке труда определяется отношением его качества и стоимости (потребляемыми ресурсами). Качество специалиста связано с его свойствами, относящимися к способности удовлетворять имеющиеся или предполагаемые потребности социально-экономической системы. Законы конкуренции требуют высокой адаптивности к требованиям рынка и непрерывного совершенствования человека во всех областях деятельности в разрезе идей и принципов всеобщего (полного) качества. Таких новых людей (специалистов) призван готовить вуз. Может ли вуз с его традиционной внутренней средой, явно отстающей от темпов изменения внешней среды, готовить таких специалистов? Попытаемся дать анализ этой проблемы. Разговор пойдет о проблемах качества образовательной деятельности внутри вуза. Находясь довольно длительное время в вузовской среде с определенным подходом к управлению качеством своей деятельности, студент неминуемо будет переносить эти принципы на рабочее место за пределами университета. В данном докладе обсуждаются вопросы, связанные с функционированием внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов и об ее эффективности. При анализе использованы результаты статистических исследований различных аспектов образовательного процесса механико-машиностроительного и физико-технического факультетов Уральского государственного технического университета - УПИ.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 11-06-2004
Елена Борисовна Виноградова Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 47-51. 
Противоречивость и нечеткость нормативных и законодательных актов в области высшего и послевузовского образования мешают осуществлению эффективной финансовой деятельности учреждения, снижают оперативность исполнения принятых управленческих решений. Необходимо решать сложившиеся проблемы путем подготовки дополнений, уточнений и предложений к действующему законодательству на всех уровнях власти с участием специалистов вузов и последующего внесения дополнений в федеральные законы и иные нормативно-правовые документы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 18-08-2010
Геннадий Иннокентьевич Лазарев Университетское управление. 2010.  № 1. С. 17-22. 
В статье сформулированы основные подходы к выбору приоритетов развития федерального университета в Дальневосточном федеральном округе. Обоснованы предложения по созданию на базе ДВФУ дальневосточной «Силиконовой долины».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Сулейман Абдурагимович Ахмедов, Курбан Раджабович Адамадзиев Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 29-33. 
При создании электронных обучающе-контролирующих средств возникают вопросы, связанные с правами на интеллектуальную собственность. Дело в том, что при подготовке и издании учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов, авторы имеют возможность получать вознаграждение, примерный размер которого можно заранее определить. В случае разработки электронной учебной и учебно-методической литературы, тестовых материалов, трудоемкость которой значительно выше, отсутствует обоснованная методика определения и нет практического опыта установления размера такого вознаграждения. Не определен и источник вознаграждения. Раньше источником выступала выручка от реализации книг. Поскольку обучающе-контролирующие средства создаются для свободного доступа, то вопрос оплаты остается открытым. По мнению авторов, оплату авторам должны производить учебные заведения, на образовательных серверах которых размещаются эти средства.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Дарья Владимировна Нестерова Университетское управление. 2001.  № 2(17). С. 41-43. 
Процесс реформирования системы высшего образования привел не только к реструктуризации перечня специальностей и направлений подготовки в государственных вузах, к появлению негосударственных высших учебных заведений, но и перевел вопрос о разделении затрат по финансированию высшего образования в плоскость реально существующего, а потому требующего оптимального решения.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него