Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Опубликовано на портале: 06-12-2010
Олег Борисович Томилин, П.Н. Кочугаев, Н.Н. Массерова, Л.А. Сухарев Университетское управление. 2007.  № 1. С. 51-59. 
В статье предложен проект компетенций академического и административного персонала университета, обеспечивающих эффективную инновационную деятельность высшего учебного заведения. Предложены мероприятия по формированию и закреплению компетенций в деятельности университета.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-11-2011
Петр Савельевич Чубик, С.Б. Могильницкий, А.М. Лидер, А.Н. Яковлев, И.В. Слесаренко Университетское управление. 2011.  № 4. С. 33-38. 
В статье обсуждены вызовы глобального и национального масштаба, в том числе системе высшего профессионального образования России (ВПО), необходимость модернизации и адаптации ВПО к глобальным требованиям сегодняшнего мира, новые требования к стратегическому планированию деятельности технического университета. Вопросы стратегического планирования современного технического университета рассмотрены на примере Концепции развития Национального исследовательского Томского политехнического университета и основных положений Комплексной программы развития университета на период 2011-2015 гг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-09-2012
Д.П. Данилаев Университетское управление. 2012.  № 3. С. 64-68. 
Показано, что объединение высших технических учебных заведений, промышленных корпораций, отдельных предприятий и представителей среднего и малого бизнеса в целях удовлетворения интересов каждой стороны возможно на основе диверсификации и структурирования различающихся целей и задач. Квазиоптимальная схема взаимодействия может быть основана на едином комплексе научных, образовательных и инновационных направлений сотрудничества с согласованием темпов внутренних процессов заинтересованных сторон. В качестве возможного механизма обеспечения комплексной схемы взаимодействия предложено использовать блочно-модульную систему организации учебного процесса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-06-2004
Елена Николаевна Заборова Университетское управление. 2002.  № 4(23).
Сегодня как государственные, так и негосударственные вузы испытывают трудности, присущие всей системе образования. Вместе с тем специфика организационно-правовой формы негосударственных вузов порождает особые трудности для реализации образовательных задач. Так, не вполне ясным остается положение образовательных учреждений по вопросам лицензирования, аттестации и аккредитации, вопросам налогообложения и др. По существующему законодательству студенты негосударственных вузов не освобождаются от армии до момента аккредитации вуза, а государственного - освобождаются сразу, что, по мнению 58% студентов, социально несправедливо. Эти обстоятельства, несомненно, снижают конкурентные возможности негосударственных вузов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 24-02-2012
С.Д. Резник, Е.С. Коновалова Университетское управление. 2011.  № 5. С. 67-73. 
Трудоустройство по специальности выпускников вузов является актуальной и сложной проблемой для многих стран, в том числе и для России. Одной из причин проблем с трудоустройством является неконкурентоориентированность и, как следствие, низкая конкурентоспособность студенческой молодежи. В статье рассматриваются конкретные механизмы конкурентоориентирования студентов высших учебных заведений.
Опубликовано на портале: 24-05-2010
Оксана Владимировна Горшкова, Оксана Олеговна Мартыненко, Л.Ю. Фалько Университетское управление. 2008.  № 1. С. 42-47. 
Статья посвящена описанию разработанной Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса технологии оценки и мотивации ППС. Важным элементом этой оценочно-развивающей технологии стал конкурс «Преподаватель года», призванный мотивировать преподавателей на активную работу и поощрять их за мастерство, компетентность и приверженность целям университета. В статье проанализированы использованные в конкурсе методы оценки качества деятельности ППС и описана модель компетенций преподавателя высшей школы, работающего в университете предпринимательского типа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2010
Юрий Иванович Дорошенко Университетское управление. 2008.  № 1. С. 38-41. 
Система контроля качества образования в вузе ориентируется на: результаты общеобразовательной и профессиональной подготовки; превосходящие нормативные требования результаты; востребованность выпускников. Эти показатели взаимодополнительны. Иерархия целей, мотивация студентов к профессиональной деятельности входят в систему управления качеством. Контроль за качеством учебной литературы отражает противоречие системы: потребность в централизованном управлении и поощрение творческой инициативы. Система контроля качества с позиций студента и административного аппарата различна; её отдельные компоненты могут дополнять, но не дублировать друг друга.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2013
Н. В. Пустовой, А.Х. Гущина, В.В. Некрасов, Евгений Борисович Цой Университетское управление. 2013.  № 2.
Рассмотрен международный и российский опыт сетевого взаимодействия университетов; предложе­ны новые концепции международного сетевого взаимодействия в соответствии с программой стратеги­ческого развития университета.
Опубликовано на портале: 22-04-2010
И.Ю. Макарихин, Е К Хеннер Университетское управление. 2009.  № 5. С. 36-40. 
Предложена концепция интеллектуальной информационной системы поддержки информационной образовательной среды инновационного университета. Выделены функции поддержки образовательной среды, поддержки конструирования учебных курсов, сбора и актуализации информации которые должна реализовывать указанная система.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Владимир Серафимович Соболев, Сергей Анатольевич Степанов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 102-110. 
В настоящее время в России разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы: переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения») на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем контроля качества образования; широкое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001) и других моделей менеджмента качества; регулярное проведение с 2000 г. конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества; интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг. Указанные процессы требуют разработки концепции, модели, принципов построения и функционирования внутривузовских систем контроля качества высшего профессионального образования (ВПО), которые отсутствуют на настоящий момент.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 13-04-2004
Александр Олегович Грудзинский Университетское управление. 2003.  № 3(26). С. 24-37. 
Новые условия существования университетов поставили перед научно-образовательным сообществом вопрос о том, можно ли сохранить прежний способ работы, основанный на государственном протекционизме и государственном финансировании высшего образования, или же следует приспосабливаться к новым условиям, жертвуя в какой-то степени академической свободой и включаясь в рыночную деятельность. В основе концепций менеджмента всегда лежат наблюдения за методами управления на конкретных предприятиях. Успешная устойчивая работа отдельного предприятия на новых организационных принципах позволяет сделать вывод о рождении нового управленческого подхода и предложить его к применению в других организациях. Не является исключением в этом смысле и рассмотренная концепция проектно-ориентированного университета. Будучи органической концепцией, "выращенной" в Нижегородском госуниверситете в результате естественного развития известных принципов проектной организации, она уже в течение почти десятилетия приносит плоды устойчивого экономического роста университета. Это позволяет сделать вывод о ее применимости как системы управления и в других университетах, тем более что в той или иной форме проектные структуры уже давно существуют в большинстве высших учебных заведений, как это и было показано в данной статье.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 17-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 62-91. 
В статье рассказывается о предлагаемой концепции развития Государственного университета — Высшей школы экономики на период до 2010 года. Данная концепция была подготовлена творческим коллективом — Я. И. Кузьминов (рук.), В. В. Радаев, А. А. Яковлев, Н. Л. Титова, М. В. Ларионова, С. М. Яковлев, А. В. Белянин с использованием материалов, предоставленных Л. Л. Любимовым, А. С. Малиным, Е. М. Юдиной, И. Ю. Ивановой, И. В. Ивашковской, и с учетом замечаний, высказанных членами Ученого совета ГУ–ВШЭ. Концепция была одобрена на Конференции научно-педагогических работников и представителей других категорий работников и обучающихся государственного университета — Высшей школы экономики 30 марта 2004г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-04-2010
Роман Григорьевич Стронгин, С.Н. Гурбатов Университетское управление. 2008.  № 5. С. 98-111. 
Статья рассматривает основы концепции развития Нижегородского государственного университета и его роли в Приволжском федеральном округе, представлены планы развития университета как центра сетевого взаимодействия в регионе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-04-2010
Университетское управление. 2008.  № 5. С. 53-65. 
В статье представлены обоснования создания Дальневосточного федерального университета, цель создания и задачи, приоритетные направления научно-образовательной деятельности, обеспечивающие реальные конкурентные преимущества университета, структуру образовательных программ и организацию учебного процесса, научно-инновационную деятельность ДВФУ и другие аспекты создания и развития федерального университета.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-08-2010
В.С. Ефимов, А.В. Лаптева Университетское управление. 2010.  № 1. С. 23-29. 
Показано отличие современных университетов от классического университета с точки зрения корпоративной культуры. Корпоративная культура рассматривается как инструмент развития университета, его эффективной деятельности в условиях современного мира – конкурентной среды. Обсуждается системное представление о корпоративной культуре университета, включающее: функции корпоративной культуры, иерархию уровней корпоративной культуры, представление о корпоративной культуре сложной организации как «топике» - системе «территорий» и границ-переходов между ними. Представлен механизм поэтапного формирования корпоративной культуры «от прецедента к традиции».
ресурс содержит прикрепленный файл