Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Опубликовано на портале: 22-04-2010
И.Ю. Сольская, О.В. Видякина, А.З. Комков Университетское управление. 2009.  № 5. С. 76-80. 
Авторами предложена универсальная для любого высшего учебного заведения методика прогнозирования изобретательской деятельности, с использованием формулы определения планируемого объема заявок, основывающейся на статистических данных изобретательской деятельности по каждой кафедре за последние несколько лет. Формула вычисления планируемого объема заявок позволяет также выявить кафедры технического профиля с низкой активностью в области изобретательской деятельности. Это позволит направить усилия патентных служб в последующие годы на повышение изобретательской активности профессорско-преподавательского состава этих кафедр.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Надежда Шагабановна Никитина Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 70-78. 
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК) [1, 2]. В 2000 г. принята новая версия международных стандартов ISO серии 9000 (российский вариант ГОСТ Р ИСО серии 9000) [3, 4]. Хотя данные стандарты длительное время находили применение в основном в промышленности, а позже и в сфере услуг, их требования могут быть приложены и к образованию. В последнее время заметно активизировалась деятельность ведущих вузов России по внедрению стандартов ИСО серии 9000 и методов TQM в образование.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 17-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 3 (22). С. 4-35. 
Современная сфера образования России характеризуется проявлением тенденции к регионализации образования. Развитие образовательных систем субъектов Российской Федерации неразрывно связано с социально-экономическими и культурно-историческими особенностями развития конкретных регионов, которые определяют специфику национально-региональных инновационных моделей в сфере образования. В ряду субъективных причин развития этой тенденции можно назвать некоторые особенности региональной образовательной политики субъектов Федерации, действующих в них моделей управления образованием, в том числе и процессами их развития.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Наталья Рэмовна Кельчевская, Светлана Александровна Слукина Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 52-58. 
Получение высшими учебными заведениями права осуществления платной образовательной деятельности делает их полно-правными участниками рыночных отношений, выходящими на рынок со своими образовательными услугами и зависящими в финансовом плане от спроса на предлагаемые ими услуги. Для анализа экономической устойчивости вуза возможно использование такого понятия, как "точка безубыточности", которая определяет критический объем реализации продукции, покрывающий затраты. Государство финансирует часть затрат вуза, при этом вуз обязан выполнить государственное задание по подготовке специалистов. Бюджетное финансирование находится в зависимости от числа студентов, обучаемых по государственному заказу. Причем в критической экономической ситуации бюджетных средств может не хватать даже на обеспечение расходов по выполнению государственного заказа. Оставшуюся часть затрат покрывают внебюджетные средства.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 15-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 3 (22). С. 63-112. 
Методика расчета потребности образовательных учреждений высшего профессионального образования в бюджетных средствах предназначена для вузов и разработана в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми документами, устанавливающими количественные значения параметров, используемых при расчете потребностей вуза в бюджетном финансировании в разрезе кодов экономической классификации. Методика позволяет решать следующие задачи: 1) нормирование потребности в бюджетных средствах, направляемых на функционирование и развитие образовательных учреждений высшего профессионального образования; 2) обоснование объемов достаточного бюджетного финансирования на одного обучающегося.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 15-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 3 (22). С. 13-34. 
Формирование и исполнение на основе БРСО программно-целевого метода предусматривает: определение целей развития системы образования (в масштабах страны, региона, отдельного муниципального образования, а также образовательного учреждения); разработку соответствующих программ, реализация мероприятий которых приведет к достижению поставленных целей; разработку и утверждение процедур отбора программ и проектов для финансирования в рамках БРСО; выделение ресурсов на реализацию мероприятий, предусмотренных программами, в необходимых объемах и в установленные программами сроки; использование финансовых и материальных ресурсов в соответствии с целями и задачами, заявленными в программах (проектах); мониторинг хода выполнения программ и проектов в соответствии с их целями и задачами; оценку получаемых в ходе выполнения программ результатов по степени достижения поставленных целей; распространение положительных результатов на соответствующие элементы системы образования; согласование и координацию программ, реализующих цели и задачи государственной политики в сфере развития системы образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 14-02-2011
Н.А. Гайдамакин, А.А. Ялпаев Университетское управление. 2010.  № 4. С. 37-43. 
Статья анализирует трудности процесса оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, алгоритмы создания и применения объективных рейтинговых или количественных систем оценки в разрезе следующих составляющих - система оцениваемых видов работ, шкалы измерения/оценивания показателей видов работ, нормативно-организационная и управленческо-технологическая составляющая.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-06-2010
Н.В. Тихомирова Университетское управление. 2009.  № 6. С. 6-12. 
В статье ректора МЭСИ рассматривается теория управления образовательным учреждением как социально-экономической системой, раскрывается влияние информационного общества на концептуальную модель образовательной деятельности. Предлагаются новые методы управления и принятия решений, апробированные инструменты и методы управления, и обеспечения образовательного процесса трансформируемого университета. Делается вывод о реализуемости и действенности применения концепции управления университетом, интегрированным в информационное общество.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-04-2010
В.М. Московкин Университетское управление. 2009.  № 2. С. 45-52. 
В работе предложена методология оценки и структурного анализа университетской публикационной активности с помощью поисковой машины Google Scholar на примере Приграничного белорусско-российско-украинского университетского консорциума. Она основана на испытаниях всего спектра англоязычных названий университетов для семи областей знаний и пятилетних временных интервалов времени с помощью запросов в вышеуказанной поисковой машине. Построены детализированные, укрупненные и упорядоченные обобщенные публикационные структуры для университетов консорциума. Предложенный в статье методологический инструментарий может быть полезен для проведения вебометрического университетского бенчмаркинга (мониторинга, аудита) на всех уровнях – международном, национальном, региональном, корпоративном (ассоциации университетов), внутриуниверситетском.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-05-2012
Роман Анатольевич Луговой, Константин Сергеевич Солодухин, А.Я. Чен Университетское управление. 2012.  № 1. С. 19-25. 
Статья посвящена решению проблемыформализации зависимостей между стратегическими целями и описывающими их показателямипри разработке карты целей в вузе. Актуальность решения данного вопроса связанасо сложностью практического применения моделей поддержки принятиястратегических управленческих решений. Предлагается метод решения этой задачидля взаимозависимых показателей, имеющий ряд преимуществ по сравнению с ранееразработанными. Приводится соответствующий пример.
Опубликовано на портале: 29-08-2011
А.А. Антонов, А.А. Бирюкова, В.К. Григорьев, А.В. Грушин Университетское управление. 2011.  № 2. С. 49-54. 
В статье анализируются информационные потоки в бизнес-процессах управления обучением в вузах. Выделяются информационные потоки с высокими пиковыми нагрузками. Дается формальная модель бизнес-процессов, обрабатывающих эти информационные потоки. Предлагается автоматизация таких бизнес-процессов с использованием штрих-кодовой технологии. Описываются методические и алгоритмические решения, принятые в подсистеме «Деканат МИРЭА». Даются результаты экспериментальной оценки эффективности принятых решений.
Опубликовано на портале: 14-04-2004
Игорь Анатольевич Майбуров Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 38-46. 
Как известно, наша страна первой перешла в 30-х гг. XX века к плановому механизму согласования возможностей высшей школы с потребностями производства, и за шесть десятилетий в СССР был накоплен достаточный опыт в этой области. Другой вопрос: применим ли он в нынешних условиях хозяйствования? Не пытаясь сразу отмести данный опыт, как не соответствующий условиям рыночной экономики, вкратце проанализируем его.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 22-02-2007
Андрей Александрович Яковлев Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 25-39. 
Статья подчеркивает проблемы и рассматривает специфические механизмы стимулирования академической научной активности на факультетах, что включает в себя следующее: создание Научного фонда ГУ-ВШЭ, введение системы академических надбавок и мониторинга научной активности. Автор представляет предварительные результаты таких инноваций, а так же пути дальнейшего развития системы поддержки академической научной активности в ГУ-ВШЭ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-08-2010
Семен Давыдович Резник, М.В. Черниковская Университетское управление. 2010.  № 1. С. 58-63. 
Рассмотрены основные компоненты организационной культуры, позволяющие студентам быть интересными и привлекательными для общества, наладить взаимоотношения в студенческой среде и с преподавателями, развить умение выступать публично, грамотно излагать устно и письменно свои мысли, проявлять творческую активность, научиться управлять своим временем, освоить приемы планирования личной работы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2004
Александр Гаврилович Иванов, Георгий Дмитриевич Авджян, Марина Сергеевна Нистоцкая Университетское управление. 2002.  № 2(21).
Переход российского общества к новой системе экономических и политических отношений требует адекватных решений в организации высшей школы. Это касается и проблем, связанных с управлением высшими учебными заведениями. Сложившаяся в прежние годы система управления высшим образованием была преимущественно авторитарной и оказалась неэффективной. В этой связи целесообразно рассмотреть организационные принципы демократического управления вузом, которые, как свидетельствует практика, опираются на накопленный зарубежный и отечественный опыт. Известно, что в соответствии с федеральной программой развития образования, утвержденной федеральным законом N 51 от 10 апреля 2002 года, предполагается разработать механизмы совершенствования форм и активизации участия профессиональных ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования. С этой целью создаются попечительские и наблюдательные советы вузов. Зарубежный опыт их создания и функционирования свидетельствует, что они обладают исполнительной верховной властью, являются законодательными органами, формулирующими организационную структуру и политику университета, начиная от учебных программ и заканчивая порядком замещения вакантных должностей преподавателей и сотрудников вуза. Анализ литературы по деятельности данных советов позволяет выделить их приоритетные функции.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)