Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Опубликовано на портале: 25-04-2010
Геннадий Иннокентьевич Лазарев Университетское управление. 2008.  № 6. С. 96-102. 
В статье обсуждаются задачи и перспективы создания Дальневосточного федерального университета. По мнению автора, создание новых федеральных университетов в результате механического соединения вузов, различных по уровню развития, качеству образовательного и научно-исследовательского процессов, чревато возникновением серьезных проблем, снижающих эффективность формирующейся системы образования. Анализируя две предложенные концепции федерального вуза на Дальнем Востоке, Г.Лазарев считает целесообразным развитие нового федерального университета на основе модели ДВГТУ. При этом автор обращает внимание на то, что концепция ДВФУ должна приниматься с учетом выявленных проблем развития российской и международной высшей школы на основе жесткой привязки к нуждам социально-экономического развития региона и последовательной интеграции вузов по мере создания соответствующих условий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2010
Семен Давыдович Резник Университетское управление. 2007.  № 3. С. 53-58. 
Декан! Магическое слово, которое чаще всего употребляют в вузе. Человек, которого одни боятся, как огня, а другие боготворят как защитника. Декан нужен всем – студентам и их родителям, преподавателям и заведующим кафедрами, проректорам и ректорам, работодателям и журналистам. Кто же он на самом деле? Видный педагог или ученый? А, может быть, все-таки менеджер, экономист, юрист? О приоритетах в деятельности декана и идет речь в статье профессора С.Д. Резника, известного ученого и педагога, автора многих трудов по вузовскому менеджменту.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2010
Е.А. Могилевкин, Оксана Владимировна Горшкова, А.С. Новгородов Университетское управление. 2008.  № 1. С. 48-54. 
На примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса авторы статьи выявляют сильные стороны и проблемные зоны в кадровом менеджменте высшего учебного заведения. Раскрывается проблема оптимизации управления университетом в целом и управления персоналом как ведущей подсистемы менеджмента вуза. Приводится анализ практики применения различных методов оценки персонала динамично развивающегося университета. Рассматриваются современные технологии деловой оценки, планируемые к применению в ближайшей перспективе, положительно зарекомендовавшие себя, в том числе, и в бизнес-среде (профессиональные конкурсы, оценка при формировании кадрового резерва, ассессмент).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 29-45. 
Вуз представляет собой сложную систему, которая создана на основе разделения труда для достижения определенных целей: осуществление образовательной деятельности, осуществление научной деятельности. Разделение труда в сложной системе — объективная необходимость и в вузе выражается, во-первых, в выделении конкретных категорий персонала: ППС (как основная категория); обслуживающий; административный; во-вторых, в архитектуре организационной структуры вуза, в которой выделены факультеты, кафедры, административные отделы, хозяйственные службы. Для достижения основной цели вуза — удовлетворения потребностей общества и его отдельных граждан в качественных образовательных услугах — необходима координация раздельного труда сотрудников и подразделений университета в единое целое.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 14-04-2004
Юрий Михайлович Сидоркин Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 25-28. 
Начало процессу децентрализации положила реформа высшего образования 1987 года, отменившая государственное распределение и освободившая вузы от унизительной борьбы за успеваемость и сохранность контингента, на что, кстати сказать, и уходило основное время управленческого аппарата. Освобождение вузов от функции распределения выпускников облегчило им работу, воспринималось в вузах положительно, но таило в себе опасность потери потребителя, налаженных связей вуза с производством. Отказ от этой функции сказывается до сих пор.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-12-2010
Университетское управление. 2007.  № 4. С. 45-54. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2011
Е.А. Котлярова Университетское управление. 2010.  № 6. С. 38-44. 
Переход на компетентностный подход отечественной системы образования сместил акцент со знаний, умений, навыков в сторону приобретения обучающимися компетенций. Исследовательские компетенции, по мнению автора, играют ведущую роль в стремительно развивающейся инновационной экономике. В статье предлагается комплексная оценка исследовательской компетентности, способствующая повышению управляемости системы научно-исследовательской работы студентов  в вузе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-12-2012
С.Д. Резник Университетское управление. 2012.  № 5. С. 69-77. 
Система общественно-государственной аттестации научных кадров в России, имеющая более чем 200-летнюю историю, способствует сохранению и развитию научного потенциала нашей страны. Социально- экономические и политические перемены, происходящие в России, влекут за собой и изменения в системе аттестации научных кадров, которые научной общественностью воспринимаются по-разному. Специальных школ, где готовят профессиональных менеджеров для такой специфичной сферы как подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров, нет и, наверное, не может быть. В статье рассматривается актуальность проблемы профессионального управления процессами подготовки и аттестации научных кадров, сущность и значение диссертационного менеджмента, изменения его условий и нормативной базы, состояние изученности проблемы, методическое обеспечение процессов подготовки и аттестации научных кадров как объекта управления, проблемы и пути повышения эффективности диссертационного менеджмента.
Опубликовано на портале: 18-05-2006
Сергей Семенович Балабанов, Борис Ильич Бедный Университетское управление. 2006.  № 1(41). С. 42-49. 
Радикальные социально-экономические преобразования в российском в обществе существенно влияют на состояние и тенденции развития системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. В статье рассматриваются изменения контингента людей, приходящих в аспирантуру, выявляются, классифицируются и объясняются особенности их социально-психологических характеристик, т. к. только с учетом новых реалий можно рассчитывать на совершенствование методов и форм привлечения молодежи в науку, повышение результативности и качества подготовки специалистов в системе послевузовского профессионального образования. А данной работе проведены результаты сравнительного анализа характеристик аспирантов, специализирующихся в точных, естественных и технических дисциплинах, и аспирантов, специализирующихся в гуманитарных и общественных дисциплинах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-12-2012
Е. А. Князев, Наталья Владимировна Дрантусова Университетское управление. 2012.  № 5. С. 43-52. 
Представлен обзор концепций изучения институционального многообразия в разных национальных контекстах. В качестве подходов к изучению нового институционального ландшафта российской высшей школы предложен «треугольник координации» Б. Кларка и стейкхолдерский подход. Обоснована необходимость поощрения развития дифференциации в российском высшем образовании со стороны главного стейкхолдера - государства, для чего важно использовать более гибкие инструменты образовательной политики. В частности, необходим переход от иерархии приоритетов, во главе которой стоит задача по созданию мировых исследовательских лидеров, к широкому спектру равноправных приоритетов.
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова, Павел Васильевич Романов Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 89-99. 
В статье приведены результаты исследований по доступности образования для инвалидов в России, подробно рассмотрены социальная политика государства в этой области, а также работа вузов по предоставлению образовательных услуг для данного слоя населения. Авторами анализируются результаты социологического опроса, проведенного исследователями с экспертами, а также студентами-инвалидами Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Челябинска и Самары, приведены результаты программ по интеграции детей-инвалидов в общеобразовательной школе г. Самары. В основу исследования было положено представление о том, что получение инвалидами высшего образования разворачивается в специфической среде вуза, формируемой установками трех групп факторов - студенческой средой, преподавателями и вузовскими администраторами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Сергей Владимирович Шишкин Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 80-88. 
Состояние и перспективы высшей школы в последнее время привлекают особенное внимание и специалистов, и политиков, и многих граждан нашей страны. Здесь происходят значительные и внешне кажущиеся противоречивыми социальные, экономические, институциональные изменения, которые стали предметом острых дискуссий. В статье рассказывается о проекте «Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп», который был инициирован и финансово поддержан Фондом Форда. Главная цель проекта - инициация, мониторинг и обобщение исследований высшего образования для социально уязвимых групп. Приводятся результаты исследований, выполненных в рамках проекта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Яна Михайловна Рощина Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 69-79. 
В статье поднимается вопрос доступности высшего образования в России. Эта проблема не нова, но в последнее время она все больше привлекает внимание исследователей и разработчиков социальной политики. С одной стороны, высокий уровень образования населения повышает экономический потенциал всего общества, с другой - повышает благосостояние людей, их социальный статус, способствует преодолению неравенства. Однако как фактор социальной мобильности образование может выступать только в том случае, если дети из малообеспеченных и низкообразованных семей будут иметь возможность получить более высокое, чем их родители, образование и доходы. В данной статье автор выявляет основные социальные детерминанты доступности высшего образования в России на основе использования регрессионных экономических моделей, где зависимой выступает переменная, измеряющая доступность образования, а независимыми - характеристики семейного и человеческого капитала респондента.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 51-64. 
27 ноября 2001 г. редколлегия журнала провела круглый стол по обсуждению организационных, управленческих и содержательных проблем, связанных с предполагающимся введением единого государственного экзамена. В работе круглого стола приняли участие руководители вузов, органов управления образованием, директора и учителя школ. Публикуются некоторые выступления, а также суждения и оценки участников круглого стола.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 60-62. 
Одним из наиболее крупных проектов, направленных на совершенствование университетского управления, является проект "Совершенствование управления в вузах" Национального фонда подготовки кадров. Его исполнительный директор Е. Н. Соболева отвечает на вопросы редколлегии журнала. Национальный фонд подготовки кадров - это некоммерческая организация, созданная Правительством Российской Федерации в 1994 г. для реализации крупномасштабных проектов в области образования. Инновационный проект развития образования (ИПРО) финансируется за счет средств займа Всемирного банка. Этот проект реализуется уже три года, однако надо сказать, что свой нынешний масштаб он приобрел за по-следнее время. На старте проекта очень негативно сказался дефолт, но и сейчас существуют достаточно серьезные трудности, связанные с освоением средств.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)