Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Опубликовано на портале: 22-04-2010
Я.С. Матковская Университетское управление. 2009.  № 5. С. 71-75. 
В статье рассматривается вопрос о необходимости развития инновационных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения. Стремление к развитию инновационной экономики ставит перед университетом новые задачи. Формирование специалистов для инновационной экономики должно быть ориентировано на междисциплинарные и мультитехнологические подходы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-05-2010
О.О. Янушевич, Э.А. Базикян, Н.Д. Ющук, Е.Г. Фабрикант Университетское управление. 2008.  № 1. С. 7-10. 
Очевидна необходимость системного реформирования образовательного процесса в медицинских вузах РФ. Оно начато в рамках приоритетных национальных проектов. Одним из победителей конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, стал Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ). В 2007 г. МГМСУ был начат экспериментальный проект, в рамках которого проделана следующая работа: повышение квалификации сотрудников, модернизация аудиторного фонда, закупка современного диагностического и обучающего оборудования, разработка нового оборудования, создание принципиально новых учебно-исследовательских, научных и клинических центров, создание принципиально новых учебников, учебных пособий и программ, а также коренная модернизация существующих. Это позволило принципиально уже сегодня продемонстрировать изменения в систему высшего медицинского образования
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-09-2011
Борис Ильич Бедный, С.Н. Гурбатов, Алексей Андреевич Миронос, Е.В. Чупрунов Университетское управление. 2011.  № 3. С. 50-54. 
Рассматриваются содержательные и организационные инновации в подготовке научных кадров, осуществляемые в европейских университетах в рамках Болонского процесса. Обсуждаются опыт и перспективы развития структурированных аспирантских программ в российских вузах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-05-2012
И.В. Котляревская, Н.Ф. Одинцова Университетское управление. 2012.  № 1. С. 65-74. 
Рассматриваются вопросы актуальности и перспективы модернизации процессапроизводственной практики студентов вуза как обеспечение его устойчивыхвзаимосвязей с работодателем. Анализируется аспект внедрения такого подхода кпроизводственной практике студентов кафедры менеджмента по специальности«Маркетинг» (3 курс) и «Менеджмент организации» (3 курс).
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Сергей Всеволодович Кортов Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 61-68. 
В Основах государственной инновационной политики РФ до 2010 г. установленной целью является "перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях". Иными словами, стратегическая цель государства заключается в уменьшении относительной доли продукции сырьевых отраслей в ВВП (диверсификация производства) и обеспечении технологической безопасности экономики России.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 17-09-2004
Василий Максимилианович Жураковский, Ирина Вадимовна Аржанова, Владимир Александрович Уледов Университетское управление. 2002.  № 2(21).
Формирование программы "Совершенствование управления в вузах" (в рамках Инновационного проекта развития образования) происходило в соответствии с одной из целей проекта  - "содействие совершенствованию систем руководства" путем поддержки "подпроектов, связанных с совершенствованием руководства и повышением эффективности управления в отдельных вузах через предоставление частично возмещаемых грантов, выделяемых на конкурсной основе". Статья посвящена анализу программы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 17-07-2007
Владимир Ильич Белоусов, Александр Викторович Востроилов, Владимир Ефимович Шевченко Университетское управление. 2006.  № 5(45). С. 33-44. 
В статье излагается опыт инновационного развития Воронежского госагроуниверситета. Раскрываются принципы инновационного вуза, его миссия, задачи, а также концепция стратегического развития. Описывается технопарковая самофинансируемая структура инновационного развития агроуниверситета и излагается десятилетний опыт функционирования ее стартового комплекса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-04-2013
Е. А. Князев, Наталья Владимировна Дрантусова Университетское управление. 2013.  № 1.
На основе изучения механизмов дифференциации выделены четыре основных модели организации деятельности вузов, формирующиеся в процессе ресурсного обмена вуза со своими стейкхолдерами: университет – исследователь, университет – системный интегратор, университет – региональный интегратор, университет – кадровый конструктор.  Модели описаны с помощью набора организационных и поведенческих характеристик (дескрипторов),  выделенных на основе системного подхода к анализу высшего учебного заведения и включающих: ареал деятельности, миссию, образовательные программы,  исследовательскую деятельность, селективность абитуриентов, научно-педагогический персонал, партнерства, пространственную модель вуза, модель управления.
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Lourdes Guardia, Николай Андреевич Школяр Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 70-72. 
Социально-политическая, экономическая и культурная ситуация в Российской Федерации диктует необходимость использования в системе образования инновационных программ подготовки специалистов в различных сферах, особенно в экономике, предпринимательстве, а также в области применения коммуникационных и информационных технологий. Для того, чтобы удовлетворить эту потребность, координаторы проекта DELPHI предлагают создание Консорциума, который будет действовать как виртуальный центр. Этот Консорциум должен: организовать свою деятельность согласно инновационной формулы; координировать и стимулировать различные региональные ресурсные центры федерации, которые предлагают комплексные услуги по виртуальной подготовке (ОДО); быть построен как главный центр виртуальной подготовки (ОДО) РФ; осуществлять национальную и международную связь с различными ОДО и возможными источниками финансирования, а также сотрудничать с ними в рамках различных проектов. Важно отметить, что Консорциум такого типа может не только предложить финансовую поддержку, но также помочь претворить в жизнь модель инновационного образования, при котором система обучения концентрируется на студенте и на различных методах его подготовки, соответствующих новой системе. Речь идет не о внедрении целой системы традиционного ОДО, а о предложении образовательному сообществу новой концепции подготовки, адаптированной к новым условиям, наряду с новой концепцией услуг. Успех этой инициативы гарантируется лишь в случае принятия этой философии всеми участниками Консорциума.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2005
Татьяна Ивановна Волкова Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 44-47. 
Одним из ведущих стратегических приоритетов нашей страны является формирование национальной инновационной системы, чем обусловлена и ориентация государственной политики Российской Федерации на развитие «новой экономики», ведущими характеристиками которой являются: высокий уровень качества профессионального образования; развитый рынок интеллектуальных продуктов, информационно-коммуникационных услуг; расширенное воспроизводство человеческого капитала; последовательная реализация социальных и социально-экономических приоритетов государственной политики. В статье рассматриваются институциональные основы создания конкурентоспособных интеллектуальных продуктов, проблемы перехода к рыночным отношениям учреждений, предоставляющих образовательные услуги, проблему финансовой поддержки образования государством.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-04-2010
Т.Г. Уварова Университетское управление. 2008.  № 6. С. 90-95. 
В статье анализируются задачи российских университетов в условиях становления экономики знаний. Обсуждается инновационный характер деятельности вузов по созданию и внедрению моделей управления. Обосновывается необходимость перехода университетов от функции управления изменениями, по факту их свершения, к новой парадигме управления на основе организационных знаний. Предлагается системный подход к организации управления инновационным университетом на основе знаний. Уточняется сущность и концепция корпоративных организационных знаний вуза.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Владимир Петрович Ковалевский, Изабелла Давидовна Белоновская Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 13-17. 
Концепция и принципы интегрально-целевого управления предопределяют содержание метода, формально отражающего процедуры формирования управляющих воздействий на различные структурные подразделения регионального университетского комплекса. Один из принципов, а именно «цель-средства», указывает на первичность цели и вторичность средств. В этом состоит принципиальное отличие предлагаемого в настоящей работе метода от известных подходов к формированию управляющих предписаний, предполагающих выполнение констатирующих процедур расчета. Цель применения подобного рода процедур состоит в своевременном отражении фактов или событий. Эти процедуры способны предоставить лишь ориентировочный материал для последующего поиска управляющих воздействий в форме балансов, сводок, таблиц и т. д. Иными словами, распространенные в настоящее время констатирующие процедуры воспроизводят события по форме «как есть». Но принцип, о котором пойдет речь в данной статье, требует иного, а именно: предоставления управляющего предписания в форме «как должно быть».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 17-07-2007
Елена Леонидовна Лукина Университетское управление. 2006.  № 5(45). С. 21-26. 
В статье вуз отождествляется с государственной коммерческой организацией, становится участником рыночных отношений. Автор ищет пути наиболее всесторонней оценки образовательной, исследовательской и инновационной деятельности технического вуза. Интегральный стратегический анализ понимается как интеграция оценки внутреннего вузовского потенциала, анализ потребительской востребованности вузовских услуг, а так же оценка индивидуальных особенностей конкурирующих вузов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-04-2004
Александр Сергеевич Проворов, Александр Иванович Шадрин Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 24-30. 
Общие системные изменения переходного периода затронули все отрасли и сферы деятельности, в том числе науку и образование. Однако наука и образование сохраняют свою устойчивость и верность отечественным традициям, одновременно участвуют в проводимых Правительством Российской Федерации программах реформирования и модернизации образования. Поставленная проблема связана с тем, что зарубежное и отечественное научное сообщество уделяет постоянное внимание проблемам интеграции науки, образования и производства. Вместе с тем в отечественной и зарубежной науке и практике в должной мере не рассматриваются вопросы создания интегрированных структур, соответствующих термину "исследовательский университет" и намечаемых к созданию "ведущих университетов".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Наталья Рэмовна Кельчевская, Лариса Анатольевна Романова Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 59-62. 
С переходом российской экономики на рыночные рельсы все субъекты хозяйственной деятельности оказались в принципиально новых условиях функционирования. Будучи связанными новыми обязательствами и получив целый ряд новых свобод, далеко не все предприятия и организации смогли успешно приспособиться к новым экономическим условиям. Но утверждать, что становление и формирование развитой рыночной экономики коснулось лишь отраслей материального производства, принципиально не верно. Бюджетная сфера в свою очередь является неотъемлемым звеном экономической системы страны, а это значит, что развивающиеся рыночные процессы оказывают прямое влияние на состояние всех ее составляющих, включая и систему высшего образования. Необходимо также отметить, что образовательная деятельность, в отличие от других отраслей экономики, является наиболее специфичной. Главная особенность ее в том, что основной целью работы вуза является выполнение социального заказа (подготовка специалистов), а получение доходов от внебюджетных операций и формирование прибыли выступает скорее единственной вспомогательной функцией, позволяющей вузу в рыночных условиях обеспечить нормальное осуществление своих первоочередных задач. В статье рассматриваются методы привлечения финансовых средств, даются рекомендации как объединить интересы предприятий, компаний и вузов в решении проблемы соответствия качества подготовки специалистов в вузах требованиям, предъявляемым к ним рынком труда, отвечающим полезности для предприятий выпускаемых вузом специалистов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него