Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуски:
Опубликовано на портале: 30-05-2004
G. Duda Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 24-27. 
Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), старший брат естествоиспытателя Александра фон Гумбольдта, родился в Потсдаме в преддверии Французской революции и наполеоновской эры. Он окончил юридический факультет университета во Франкфурте-на-Одере. Его научные интересы относились к философии, языковедению и политике. С 1794 по 1797 г. Гумбольдт был нештатным научным сотрудником Йенского университета. В 1802 г. он поступил на государственную службу в качестве министра-резидента Пруссии в Риме. В 1806 г., вернувшись на родину, он поступил на службу по делам образования. Во время знаменитой эры прусских реформ в феврале 1809 г. Гумбольдт в качестве директора по делам культуры и образования Министерства внутренних дел в Берлине стал своего рода министром образования и науки в Пруссии. Хотя он уже спустя 13 месяцев подал прусскому королю прошение об отставке и покинул службу, время пребывания Гумбольдта в должности рассматривается как "один из важнейших периодов немецкой истории образования". В этом кратком введении делается попытка, пояснить на основе нескольких наиболее важных мыслей Гумбольдта, приведенных в прилагаемом тексте меморандума 1810 г. "0 внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине", неизменную актуальность Гумбольдта для дискуссии о политике в области высшего образования в Германии, и стимулировать также в русскоязычном пространстве изучение его наследия. Цитаты из меморандума обозначаются в тексте номерами страниц перевода. Источники других цитат приводятся в сносках.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 30-05-2004
Наталья Юрьевна Воронина Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 35-37. 
Третьего декабря 1998 г. в рамках Зальцбургского семинара завершил работу Седьмой симпозиум проекта "Университеты", носивший название "Руководство и управление российскими университетами". В Симпозиуме приняли участие ректоры государственных и негосударственных вузов России, заместитель министра общего и профессионального образования В. А. Болотов, советник министра по международным вопросам А. В. Прокопчук, зарубежные эксперты по вопросам образования и университетского управления из США, Нидерландов, Франции, Англии, Финляндии и Канады. Из сорока участников симпозиума десять представляли государственные вузы, в том числе, Московский, Санкт-Петербургский, Уральский, Воронежский, Петрозаводский государственные университеты, Новосибирский и Санкт-Петербургский технические университеты. Десять - негосударственные вузы Москвы, Казани, Самары, Ростова-на-Дону, Курска, Санкт-Петербурга, Смоленска. Симпозиум был посвящен обсуждению сложных проблем, стоящих перед Российскими университетами, новых стратегий университетского управления. Регионализация высшего образования, необходимость поиска дополнительных источников дохода, более активное участие вузов в экономике регионов делают руководство и управление университетом сложной и во многом иной задачей, чем раньше. Содействие ректорам и руководителям образования в выработке стратегий по поддержке прогресса российских университетов - такую цель преследовал Симпозиум.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-05-2004
Геннадий Филиппович Шафранов-Куцев Университетское управление. 1998.  № 4(7). С. 37-42. 
В результате реформирования российского общества вузы вольно, а скорее невольно, оказались втянутыми в рыночные отношения. От этого факта никуда не уйти. Государственные вузы вправе ожидать финансирования из федерального бюджета в объеме, достаточном для поддержания необходимого качества подготовки специалистов и для проведения научных исследований. На последнем, V съезде Союза ректоров, мы были свидетелями беспрецедентного нажима на правительство. Но даже, если правительство выполнит свои обещания, это будет означать финансирование вузов на уровне нищеты. Мы сегодня сражаемся за нищенский уровень финансирования высших учебных заведений. Поэтому сохраняя давление на правительство, а ректорский корпус, учитывая его большой авторитет, как никто другой, подходит для этой роли, надо искать самые разные пути пополнения бюджета.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Университетское управление. 1998.  № 4(7). С. 52-53. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-05-2004
Roman Ger, Matchey Sablik Университетское управление. 1998.  № 4(7). С. 26-36. 
Серьезность проблем высшего образования в Верхней Силезии определяется общим положением академической науки в Польше. В частности, совершенно неадекватные попытки реструктуризации, предпринятые в период после 1989 г., вызвали легко предсказуемые и очень неблагоприятные явления. Большинство экспертов из академических кругов страны оказались единодушными в указании негативных аспектов такой политики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-05-2004
Wilhelm von Humboldt Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 27. 
Понятие высших научных заведений как вершины, к которой сходится все, что происходит непосредственно в пользу моральной культуры нации, основывается на том, что эти заведения предназначены заниматься наукой в наиболее глубоком и широком смысле этого слова и передавать ее как материал, целесообразно подготовленный не намеренным, а непроизвольным способом, духовному и нравственному образованию для его использования. Их сущность поэтому состоит в том, чтобы объединить под своим руководством во внутреннем плане объективную науку с субъективным образованием, во внешнем плане законченное обучение в школе с начинающимся обучением в высшем научном заведении, или, вернее, осуществить переход от одного к другому. А главная точка зрения остается наука, так как, если она стоит чистой, она будет правильно усвоена, как сама по себе и в целом, даже если имеются отдельные отклонения. Поскольку эти заведения могут достигнуть своей цели, однако только в том случае, если каждое из них, насколько возможно, поддерживает чистую идею науки, одиночество и свобода являются принципами, господствующими в их кругу. Но и умственная деятельность в человечестве развивается только как совместная деятельность, а именно не только для того, чтобы один заменял то, что отсутствует у другого, а для того, чтобы удающаяся деятельность одного одухотворила другого и всем стала видна всеобщая, первоначальная сила, сияющая в отдельных лицах только изредка или отраженным светом. Поэтому внутренняя организация этих заведений должна породить и поддержать непрерывную совместную деятельность, возобновляющуюся все снова и снова, но являющуюся непринужденной и ненамеренной.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-05-2004
Владимир Иванович Русинов Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 12-18. 
Преобразования в политической системе российского общества 1990-х гг. позволили наполнить общественные отношения новым реальным содержанием в виде различных институтов современной демократии. Это, прежде всего, касается передачи всей полноты власти его единственному носителю – многонациональному российскому народу. Кроме того, получили развитие и другие институты демократии, сопутствующие властеобразующим, одному из которых - праву граждан России на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (далее по тексту обобщенно "право на публичные мероприятия") - посвящено настоящее исследование. Основное внимание уделяется раскрытию правового содержания данного демократического института, поскольку сегодня, именно, от понимания гражданами России его правовой сути зависит его наполнение цивилизованным (в рамках мировых стандартов) правовым содержанием и обеспечение реальных механизмов его реализации всеми субъектами политических процессов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 29-05-2004
Александр Иванович Лучанкин Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 12-18. 
Общество таково, как оно представляется, воображается его агентами. Различие идей, убеждений, верований и образцов достойной человека жизни - условие всяческой напряженности и борьбы между людьми за ресурсы ("капиталы") - политические, экономические, социальные, символические. Словом, конфликты на всех уровнях общественной жизни также неизбежны, как неизбежен приход весны и лета, как неизбежны русские вопросы: что делать и кто виноват? Понять конфликт, будучи объективным наблюдателем, не просто: здесь проживание (и переживание), сама позиция участника или наблюдателя может стать постконфликтной, реанимируя вроде бы поутихшие страсти. Поэтому принципиально важна конфликтная лексика, те существительные, глаголы и прилагательные, которые применяются наблюдателем (претендующим на анализ) для описания события, случившегося на Октябрьской площади 14 апреля.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 40. 
Рецензия на книгу: Негосударственное высшее образование в России / Солоницын В. А. - М.: МОСУ, 1998. 273 c.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-05-2004
Николай Павлович Солохин Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 9-11. 
Омск может быть отнесен к числу университетских центров регионального значения. В пяти университетах и других учебных заведениях высшего профессионального образования здесь обучается около 50 000 человек, из которых две трети - студенты стационарных отделений госбюджетного обучения. Основные социально-демографические параметры студенчества в Омске существенно не отличаются от аналогичных показателей по России в целом: около 54% контингента составляют девушки, 46% - соответственно - юноши. Около половины студентов дневного отделения проживают совместно с родителями, каждый четвертый - в общежитии, каждый пятый живет в квартире мужа или жены, которые не являются студентами, около 6,3%, обучающихся в вузах, снимают жилье у частников. Две трети студентов омских вузов - выпускники школ города, каждый пятый - закончил сельскую школу, десятая часть студентов - выходцы из русских областей Казахстана и иных регионов России и бывшего СССР. (Численность студентов двух последних групп с 1992 г. неуклонно сокращается.)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-05-2004
Андрей Викторович Легостев Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 5-8. 
Избиение подразделениями ОМОН студенческой демонстрации в Екатеринбурге в апреле 1998 г. стало темой номер один средств массовой информации. Последующее выяснение вопросов "кто виноват" и "что делать" нередко вуалировало "разборки" политических групп и оставило в стороне собственно проблемы студенчества в переходный период. Прошедшие месяцы перевели многие вопросы на второй план, что, однако, отнюдь не означает их решения. Маргинальность студенческой среды в совокупности с возрастными особенностями, помноженные на смуту времени, дают основу для самых разнообразных прогнозов. В статье анализируются прошедшие события, умонастроения студенческих масс и некоторые тенденции их эволюций.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-05-2004
Владимир Евгеньевич Третьяков Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 3-4. 
Общеизвестно, что в большинстве стран мира в последние годы высшее образование переживает с материальной и моральной точки зрения не лучшие времена: неуклонно снижается государственная поддержка. Причины и степень снижения разные. Так, в России определяющей причиной резкого снижения финансирования является глубокий экономический спад. Но есть и нечто общее в негативном отношении государственной власти к высшему образованию в экономически устойчивых, в развивающихся странах и в странах, терпящих экономическое бедствие. А именно, получение человеком высшего профессионального образования рассматривается властью как предоставление ему существенной льготы на всю последующую жизнь: легче найти работу, существенно более высокая оплата труда и т.д. В связи с этим человеку предлагается заплатить за гарантии его будущего более обеспеченного существования. Таким образом, государство стремится переместить центр тяжести по содержанию образовательной системы на население.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию