Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуски:
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Университетское управление. 1999.  № 3-4(10-11). С. 62-71. 
Западные менеджеры высшей школы высказывали мнение, что распространенной среди российских вузов стратегии выживания и упования на стабилизацию налоговой среды недостаточно; необходимо развивать стратегию всеобъемлющих перемен. Отмечалось также, что схема финансирования российского высшего образования непрозрачна. В связи с чем ощутимые реформы и финансовое планирование будут затруднены до тех пор, пока процесс не станет прозрачнее. Кроме того, необходимо вводить плату за обучение. Решение вопроса финансирования вузов является не только финансовым, но и социо-политическим, так как невозможно сохранить прежнюю систему бесплатного высшего образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Юрий Рудольфович Вишневский, Людмила Николаевна Боронина, Александр Яковлевич Пучков Университетское управление. 1999.  № 3-4(10-11). С. 38-48. 
Исследование выявило, что студенты более толерантны к тем формам девиантного поведения, которые наиболее всего распространены в студенческой среде и характеризуют сегодня лицо постсоветсткого общества вообще: пьянство, свободная сексуальная жизнь, курение, азартные игры, проституция. Максимальное неприятие вызывали те формы девиаций, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, "дедовщина", вымогательство, рэкет, наркомания..
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 31-05-2004
Университетское управление. 1999.  № 1(8). С. 45-46. 
Исследования в области создания и практики применения различных моделей управления вузом, проведенные на кафедре Научных основ управления Ленинградского политехнического института (ныне - кафедра Управления в социально-экономических системах) в 1975-1985 гг., показали необходимость обучения вузовских руководителей всех уровней современной практике управления с учетом разработанных моделей. Для реализации этой задачи в 1986 г. на базе кафедры был создан Учебный центр подготовки руководителей.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 31-05-2004
Нина Борисовна Сорокина, Елена Борисовна Плотникова, Людмила Ивановна Геращенко, Игорь Анатольевич Германов Университетское управление. 1999.  № 1(8). С. 47-50. 
Статья написана на основе материалов социологического исследования, проведенного в семи вузах Перми Центром социологических исследований Пермского госуниверситета, под руководством директора Центра, доцента кафедры социологии и политологии Е. Б. Плотниковой.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 31-05-2004
Наталья Владимировна Дрантусова, Евгений Анатольевич Князев Университетское управление. 1999.  № 1(8). С. 41-44. 
В сложившейся ситуации, когда государство не в состоянии обеспечить должное финансирование вузов, оно вынуждено делиться полномочиями с университетами в вопросах управления, предоставляя им возможность взять на себя часть ответственности за дальнейшее существование вуза. Относительно ближайших перспектив ясно, что вузы будут укреплять свою автономию, тогда как государство будет еще долго оставлять за собой контроль над качеством. Все большая автономность (самостоятельность) позволяет вузам занять активную позицию: не ждать указаний сверху, а пытаться реализовать свой потенциал, самим определять стратегию и политику развития, устанавливать свои критерии успеха, исходя из собственной специфики, достигать нового качества. Все это неминуемо приводит университеты к освоению и практическому применению стратегического управления.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 31-05-2004
Университетское управление. 1999.  № 2(9). С. 30-38. 
До 1936 г. численность профессорско-преподавательского состава (ППС) определялась на основе ежегодных расчетов учебной нагрузки вузов и нормативов учебной нагрузки на преподавательскую должность (ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор). Ежегодно каждый вуз представлял в министерство (Наркомпрос и т.д.) сводный расчет учебной нагрузки на следующий учебный год. В связи с ростом числа вузов в начале 1930-х гг. объем работы министерства по расчету штатов значительно увеличился, и было принято решение об изменении методики расчета численности преподавателей, а именно: использовать для расчета среднегодовой приведенный контингент студентов по каждой форме обучения и фактически сложившееся на 01.01.36 г. соотношение числа студентов и преподавателей по каждому вузу. Для определения соотношения между контингентом дневной, вечерней, заочной форм обучения использовались коэффициенты приведения к очной форме в соответствии с соотношением трудозатрат по различным формам обучения, определяемым по учебным планам. В различных вузах коэффициент приведения контингента вечерней формы обучения к дневной составлял 0,4-0,6, заочной формы к очной - 0,1-0,4. Коэффициенты приведения были установлены по вечерней форме обучения - 0,5, по заочной - 0,25. Одновременно с введением методики расчета ППС по штатным коэффициентам были отменены единые нормативы учебной нагрузки по должностям. Вузам было рекомендовано самостоятельно устанавливать эти нормативы на основе расчета учебной нагрузки по утвержденным министерством нормам и выделенного вузу штата ППС. Таким образом, введенные коэффициенты и методика расчета ППС фиксировали сложившиеся за десятилетия трудозатраты на подготовку специалистов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 31-05-2004
Университетское управление. 1999.  № 1(8). С. 38-40. 
ДЕЛФИ - "Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования" - название проекта, финансируемого Европейским союзом в рамках программы ТАСИС. Главная цель программы ДЕЛФИ состоит из двух частей: содействовать развитию государственной системы образования на федеральном, региональном и местном уровнях для удовлетворения потребности общества в области прикладной экономики, коммерческой деятельности, преподавания права и профессионального обучения; увеличить доступ к образованию посредством усовершенствования системы ОДО (открытое и дистанционное обучение). В рамках программы ДЕЛФИ были разработаны четыре направления, связанные с развитием системы образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 31-05-2004
Университетское управление. 1999.  № 2(9). С. 16-27. 
Коренные изменения политической и социально-экономической жизни России 1990-х гг. затронули и сферу образования. Кризисная ситуация в обществе в сочетании с рядом радикальных шагов законодательной и исполнительной власти могут привести к фактическому развалу системы образования, являющейся одной из самых мощных и устойчивых опор сохранения самой государственности. В условиях острого дефицита бюджетных средств, смены форм собственности, изменяющегося и во многом искаженного рынка труда одним из направлений деятельности сферы образования является повышение эффективности использования государственных средств и привлечение в сферу образования дополнительных финансовых потоков. В связи с этим в системе образования в целом определилось понимание необходимости преобразований, в том числе и структурно-функциональных. Предлагаемая программа является инструментом управленческой деятельности, направленной как на людей, так и на сами образовательные учреждения. При этом управляющие воздействия должны быть комплексными, затрагивая мотивацию участников образовательного процесса, развитие содержания образования и материальной базы. Содержание программы отражает необходимость как структурно-функциональных преобразований в самих образовательных учреждениях, так и структурно-функциональные преобразования в способах, методах, принципах управления сферой образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Евгений Анатольевич Князев Университетское управление. 1999.  № 3-4(10-11). С. 30-37. 
Статья написана по результатам опроса "Проблемы управления университетом в современных условиях", проведённого по приказу ректора КГУ в рамках подготовки первой общеуниверситетской конференции руководителей основных академических и административных подразделений Казанского университета. Структура опроса разрабатывалась рабочей группой, и после длительных обсуждений были выбраны восемь постулатов - утверждений, затрагивающих болевые точки управления, близкие всем участникам опроса вне зависимости от занимаемых должностей и специфики академической и научной деятельности. Участники опроса могли соглашаться или не соглашаться с этими утверждениями. Организаторы опроса сознательно сформулировали вопросы в достаточно острой и спорной форме с целью вызвать дискуссию.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Университетское управление. 1999.  № 3-4(10-11). С. 86-87. 
Рецензия на книгу: М. Н. Денисевич, К. И. Зубков Наука и образование в России: вызов времени. Екатеринбург: Уральский Гуманитарный Институт, 1999. - 171 с.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 31-05-2004
Университетское управление. 1999.  № 1(8). С. 51. 
Рецензия на книгу: Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров, А. В. Федотов. Экономика и организация управления вузом / Под ред. Глухова В. В. Учебник. Серия "Учебники для вузов. Специальная литература". Спб.: Издательство "Лань", 1999. - 448 с. Книга является одним из первых изданий, посвященных экономическим и управленческим проблемам вузов сегодня. Работа включает в себя основные аспекты экономико-управленческих проблем вуза.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Лариса Борисовна Елисеева Университетское управление. 1999.  № 3-4(10-11). С. 12-15. 
В статье освещаются три вопроса: Правовой статус структурного подразделения вуза с правомочиями юридического лица. Правовой режим имущества вуза и его структурных подразделений. Бюджетное регулирование деятельности вуза.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 1999.  № 3-4(10-11). С. 3-7. 
Структура высшего учебного заведения, как и структура любой организации, не может быть чем-то статичным, не подлежащим изменению и развитию. Особенно динамично должна совершенствоваться структура вуза в ситуации перехода к рыночным отношениям. Высокий уровень динамики структурных перестроек связан о такими факторами, как: повышение самостоятельности вузов в решении своих проблем, обусловленное развитием многоканального финансирования, а в правовом плане - появлением нормативных актов (Закон "Об образовании", Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), создающих правовую основу самостоятельности вуза в решении вопросов структурных преобразований; изменение запроса на образовательные и научно-исследовательские услуги и работы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Евгения Рудольфовна Русинова Университетское управление. 1999.  № 3-4(10-11). С. 49-56. 
В июле 1992 г. в России на федеральном уровне был принят единый нормативный акт, определяющий общие направления в области образования и регулирующий достаточно большую группу частных вопросов в деятельности образовательных учреждений. Принятие этого закона, а в 1996 г. закона, предметом которого стало высшее и послевузовское образование, позволили говорить о возможности вузов организовывать свою деятельность в соответствии со специальным законодательством. Но образовательные учреждения, вступая в отношения с гражданами, с одной стороны, и с государственными органами - с другой, нередко оказываюся в ситуации, при которой могут быть нарушены права, установленные законодательством об образовании для любой из сторон данного правоотношения. В статье описывается практика защиты сторон через судебное разбирательство.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Университетское управление. 1999.  № 3-4(10-11). С. 74-78. 
Представлено типовое положение о структурном подразделении Уральского государственного технического университета, наделённом правами юридического лица, разработанное в ПФУ Уральского государственного технического университета. Положение содержит следующие пункты: 1. Общие положения. 2. Основные цели и виды деятельности. 3. Структура подразделения. 4. Права и обязанности подразделения. 5. Порядок использования банковского счёта и отчётность по делам подразделения. 6. Имущество подразделения. Финансово-хозяйственная деятельность. 7. Управление подразделением. 8. Контроль над деятельностью подразделения. 9. Реорганизация и прекращение деятельности подразделения.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него