Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуски:
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Ирина Анатольевна Щербинина Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 47-49. 
Опыт становления новой образовательной системы показывает, что организационно-административный фактор является одним из решающих в процессе внедрения новых информационных технологий в традиционное университетское образование. Организация в рамках центра дистанционного обучения (ДО) университета или вуза, направления по администрированию процесса ДО, является актуальной задачей. Опыт такой работы уже есть во многих российских вузах, в том числе и Московском государственном институте электроники и математики (МИЭМ), который одним из первых начинал пилотные международные проекты дистанционного обучения еще в 1993 г. С тех пор накоплен большой опыт, который целесообразно обобщать и использовать для формирования единой административной структуры системы ДО (СДО) на уровне вуза.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Галина Васильевна Можаева Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 33-35. 
Анализируется деятельность ряда университетов, образовательных компаний, фирм и консорциумов, предоставляющих образовательные услуги в области ОДО, в Италии и Германии. В этих учреждениях проходила стажировка российских менеджеров ОДО, организованная в рамках проекта DELPHI 4 программы Tacis.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 29-03-2004
Наталья Рэмовна Кельчевская, Марина Вячеславовна Павлова Университетское управление. 2000.  № 4(15). С. 43-45. 
При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования недостаточно для покрытия расходов, связанных с организацией учебного процесса в вузе, когда на рынке образовательных услуг существует жесткая конкуренция, перед руководством учебных заведений остро встает вопрос о решении различных проблем, связанных как с новыми формами обучения, так и с оптимизацией хозяйственных процессов в вузе. Перспектива развития любого предприятия, организации или учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро- и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организаций. Разработка стратегии и тактики экономического развития организации невозможна без анализа финансовых результатов ее деятельности, сравнения экономических показателей, характеризующих ее финансовое состояние, исследования динамики изменения этих показателей в ту или иную сторону. Организация бизнес-процессов должна начинаться прежде всего с изменения взглядов и привычек руководителей. Речь идет об отказе от приверженности управлять отдельными подразделениями ради управления сквозным финансово-материальным потоком. Необходимо оптимизировать суммарные издержки организации, а не сокращать отдельные расходы по подразделениям и видам деятельности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Виктор Антонович Садовничий Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 7-11. 
Выступление Садовничего В. А., ректора МГУ им. М. В. Ломоносова, на заседании правления Российского Союза ректоров 1 марта 2000 г.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Владимир Владимирович Маланин, Валерий Александрович Шерстнев Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 32-34. 
Университеты, как и любой другой вуз, являясь федеральными учреждениями высшего профессионального образования, осуществляют свою деятельность на определенной территории (область, город, район) и в отличие от прошлых лет сейчас в большей степени в интересах этой территории. Поэтому для решения своих вопросов: поддержание и развитие материально-технической базы вуза, решения социальных проблем профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов и других - важно убедить региональную власть в полезности вуза (вузов) для нее в экономическом, социальном и политическом отношениях.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Lourdes Guardia, Николай Андреевич Школяр Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 70-72. 
Социально-политическая, экономическая и культурная ситуация в Российской Федерации диктует необходимость использования в системе образования инновационных программ подготовки специалистов в различных сферах, особенно в экономике, предпринимательстве, а также в области применения коммуникационных и информационных технологий. Для того, чтобы удовлетворить эту потребность, координаторы проекта DELPHI предлагают создание Консорциума, который будет действовать как виртуальный центр. Этот Консорциум должен: организовать свою деятельность согласно инновационной формулы; координировать и стимулировать различные региональные ресурсные центры федерации, которые предлагают комплексные услуги по виртуальной подготовке (ОДО); быть построен как главный центр виртуальной подготовки (ОДО) РФ; осуществлять национальную и международную связь с различными ОДО и возможными источниками финансирования, а также сотрудничать с ними в рамках различных проектов. Важно отметить, что Консорциум такого типа может не только предложить финансовую поддержку, но также помочь претворить в жизнь модель инновационного образования, при котором система обучения концентрируется на студенте и на различных методах его подготовки, соответствующих новой системе. Речь идет не о внедрении целой системы традиционного ОДО, а о предложении образовательному сообществу новой концепции подготовки, адаптированной к новым условиям, наряду с новой концепцией услуг. Успех этой инициативы гарантируется лишь в случае принятия этой философии всеми участниками Консорциума.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Claudio Dondi Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 15-18. 
Статья содержит следующие разделы: Картина европейского образования. Тенденции образования. Слияние обучения в пределах университета и ОДО в единое обучение в режиме on-line. Рыночная конкуренция или сотрудничество. Внедрение ОДО в традиционные университеты.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 29-03-2004
Алексей Константинович Скуратов, Наталья Александровна Сухарева Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 37-42. 
При использовании информационных технологий и средств телекоммуникаций в дистанционном обучении возникают новые аспекты, касающиеся целей и содержания обучения, организационных форм и методов учебной работы. Учебную дисциплину, основанную на дистанционных формах и методах обучения, можно определить как специфический учебно-методический комплекс, включающий компьютерную, телекоммуникационную, методическую и организационную составляющие единого учебного процесса, проходящего в нескольких географически разнесенных учебных группах с участием нескольких преподавателей, возможно, из разных университетов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Михаил Иванович Корсаков Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 64-66. 
С начала 90-х гг. интенсивное развитие новых технологий обучения (НТО), использующих Интернет-ресурсы и средства мультимедиа, вызвало ряд принципиальных изменений в области разработки, продвижения и предоставления образовательных услуг, в частности, на рынке бизнес-образования. Использование средств мультимедиа привело к "размыванию" традиционной модели обучения, основанной на: предварительном отборе информации для слушателей, центральной роли преподавателя (или "учителя"), процессе более или менее пассивной передачи знаний и навыков. Слушатели в новой среде обучения используют: "сырые", максимально характеризующие реальную ситуацию данные, активно участвуют в процессе получения необходимых им установок и навыков, делают это посредством интерактивных методов обучения. Переход к подобной модели требует от преподавателя подхода к общению с аудиторией, умения использовать НТО при разработке образовательных продуктов. Далее мы рассматриваем примеры возможного применения НТО на разных этапах цикла разработки, продвижения, предоставления и отслеживания результатов образовательных услуг (курсов) на рынке бизнес-образования для взрослых, а также проблемы и перспективы в данной области в РФ. Вопрос рассматривается на уровне "преподаватель/инструктор - образовательный продукт (курс)". Вопросы институционального развития в силу ограничений данной работы затрагиваются опосредованно.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Юрий Рудольфович Вишневский, Людмила Николаевна Банникова, Я. Б. Дидковская Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 74-80. 
В апреле-мае 1999 г. в Екатеринбурге предпринято комплексное социологическое исследование "Студент - 1999". Первый этап мониторинга был проведен в 1995 г. Исследованием охвачены студенты третьего курса восьми вузов области (всего опрошено 994 респондента). Одним из направлений данного исследовательского проекта явилось изучение проблем профессионального самоопределения студентов на современном этапе.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 15-06-2004
Владимир Васильевич Запарий, Борис Васильевич Личман, Георгий Яковлевич Таратоненков Университетское управление. 2000.  № 3(14). С. 5-7. 
Небольшой экскурс в историю УГТУ.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Георгий Владимирович Майер, Михаил Демьянович Бабанский Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 20-21. 
Обсуждается появление новых и усиление роли некоторых традиционных функций классического университета. В частности, подчеркивается, что классические университеты, становясь центрами телекоммуникаций и продвижения новых информационных технологий, существенно повышают свою роль как информационные центры. Это в свою очередь укрепляет их престиж в качестве координационных и экспертных центров в научно-образовательной и технологических сферах, способствует интеграции с академическими научными учреждениями и т.п. Университеты усиливают свои позиции как центры междисциплинарных исследований, прежде всего в науках о природе и обществе (экология, природные ресурсы, управление, экономика), что позволяет ставить задачи по решению крупных комплексных проблем регионального и отраслевого уровня. При этом университеты в определённой мере приобретают черты регионообразующих структур, играя также роль стабилизационных в социально-экономическом плане институтов. Классические университеты стремятся стать "ядром" образовательных систем регионов. Как центры международного сотрудничества они являются участниками процессов глобализации. При этом университеты получают новые возможности поддержки фундаментальных научных исследований.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 29-03-2004
Виталий Анатольевич Журавлев Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 25-31. 
Отечественная высшая школа и фундаментальная наука, как и все общественные институты, переживает глубочайший кризис. Сложившаяся ведомственная система управления образованием и наукой оказалась неэффективной и в период перехода к рынку должна быть заменена новой системой. Ее организационные принципы ориентированы к накопленному мировому передовому отечественному опыту. Как известно, в соответствии с концепцией научно-технической политики Российской Федерации проводится интеграция научно-исследовательских институтов с крупными вузами, промышленными предприятиями. Созданы федеральные научные центры в городах Арзамас, Челябинск, Обнинск, Пущины, Черноголовка и др. Одновременно в развитых странах наиболее крупные университеты в кооперации с исследовательскими институтами преобразуются в так называемые исследовательские университеты, о деятельности которых можно судить по итогам знакомства с зарубежными аналогами из наших поездок в Англию и США. Исследовательский университет - это хорошо зарекомендовавшая себя за рубежом современная форма интеграции образования и науки. Именно эти университеты пользуются наибольшей поддержкой из бюджета федерального правительства для проведения научной и образовательной деятельности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-03-2004
Константин Викторович Киселев Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 67-73. 
Лоббизм - один из наиболее значимых механизмов взаимосвязи общества и государства. Предельным основанием для возникновения лоббистского отношения является наличие в структуре общества социально оформленных интересов. Оформление интереса предполагает наличие в структуре социальной системы групп интересов, то есть групп, имеющих один или несколько интересов и выдвигающих требования к другим группам для реализации этих интересов. Соответственно группы интересов, продвигающие свои интересы через структуры государства (или иные официальные институты, в частности институты местного самоуправления), выступают как группы давления, приобретают политический характер. Деятельность таких групп давления, механизмы их влияния на органы власти и управления, определяющие процесс принятия решений, по сути, и есть основная проблематика как теории лоббизма, так и практики продвижения тех или иных интересов с помощью лоббизма.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Михаил Владимирович Воронов, В. И. Пименов Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 67-69. 
Качественные комплексы учебно-методических материалов (КУММ) есть сгустки научно-педагогических знаний, востребованность которых со временем будет только возрастать. Сроки же, затрачиваемые сегодня на создание КУММ, таковы, что к моменту их массового появления технические возможности потребителей сравняются или превзойдут запрашиваемый ими уровень технических требований. Мультимедийные средства должны широко использоваться при создании КУММ дистанционного обучения, даже если их сегодняшнее широкое использование будет временно ограничено.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него