Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуски:
Опубликовано на портале: 09-06-2004
Людмила Николаевна Боронина, Юрий Рудольфович Вишневский, Яна Викторовна Дидковская, Светлана Ивановна Минеева Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 65-69. 
Статья выполнена в рамках проекта Министерства образования РФ от 01.06.2002 г. (284) 461. 012 по программе "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образования". Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников. Социологическое исследование проведено в наиболее крупных регионах, определяющих образовательную ситуацию в Российской Федерации. Опрошены студенты вузов Центрального и Северо-Западного регионов, Урала и Сибири.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Артем Витальевич Акшарумов Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 34-37. 
Статья посвящена деятельности Ассоциации "Интернет-Социум" и представляет информацию по следующим разделам: организации - члены Ассоциации "Интернет-Социум"; структура и финансы Ассоциации; основные направления деятельности Ассоциации; проекты Ассоциации; партнеры Ассоциации и проекта AUDITORIUM.ru.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 15-06-2004
Юрий Александрович Новиков Университетское управление. 2001.  № 3(18).
P>Автор статьи полагает, что развитие университетских комплексов позволит решить многие проблемы, связанные с подготовкой студентов и их быстрой адаптацией к производственной деятельности, поможет предотвратить отток молодых подготовленных специалистов из региона, а также будет способствовать привлечению ресурсов предприятий для развития вузов. В итоге это создаст возможность в оптимальные сроки восстановить интеллектуальный потенциал предприятий и обновить производство за счет наукоемких технологий.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 51-64. 
27 ноября 2001 г. редколлегия журнала провела круглый стол по обсуждению организационных, управленческих и содержательных проблем, связанных с предполагающимся введением единого государственного экзамена. В работе круглого стола приняли участие руководители вузов, органов управления образованием, директора и учителя школ. Публикуются некоторые выступления, а также суждения и оценки участников круглого стола.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 30-03-2004
Виктор Владимирович Быковский, Татьяна Викторовна Волкова Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 70-73. 
В концепции информатизации высшей школы РФ говорится о необходимости создания эффективных средств анализа деловой и другой информации, связанной с деятельностью вузов, информационных банков данных, состоящих из нормативной, справочной, инструктивной и другой информации, а также необходимости разработки взаимоувязанных компьютерных систем, обеспечивающих автоматизацию функций управления учебным процессом по всей цепочке "кафедра - деканат - ректорат", что позволит, кроме всего прочего, сократить накладные расходы на организацию управления учебным процессом в образовательном учреждении.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-06-2004
Надежда Шагабановна Никитина, Евгения Владимировна Федорова, Максим Анатольевич Бурмистров Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 74-77. 
Важность проблемы эффективной занятости молодых специалистов настолько очевидна, что попыток ее решения только на государственном уровне становится недостаточно. Необходимо объединение усилий федеральных служб занятости населения, региональных органов управления образованием, образовательных организаций и потребителей специалистов. Основой для такого сотрудничества может стать реальная деятельность, выгодная для всех участвующих сторон. В настоящее время имеются программы и рекомендации по проведению комплекса мероприятий в области организации служб содействия трудоустройству студентов и выпускников. Наиболее перспективным в данный момент представляется решение поставленной задачи силами образовательных организаций как стартового варианта. В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) для реализации данной идеи создан центр "Маркетинг образовательных услуг", ориентированный на комплексное и оперативное решение вышеперечисленных проблем.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Владимир Владимирович Маланин, Владимир Михайлович Суслонов, Алексей Борисович Полянин Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 18-21. 
Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования. Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на Интернет-технологиях. С использованием Интернет-технологий появилась возможность неограниченного и очень дешевого тиражирования учебной информации, быстрой и адресной ее доставки. Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса и т. д. Эти преимущества обусловили активизацию работы коллективов многих вузов по внедрению информационных технологий в традиционную модель учебного процесса.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Schwan, Gesine Университетское управление. 2001.  № 2(17). С. 69-78. 
У нас складывается впечатление, что мы живем в переходном времени, на переломе веков, и не только потому, что пишем 2001 год. За 10 лет после окончания конфликта между Востоком и Западом мир очень сильно изменился. Десять лет назад в мире произошел неожиданный поворот: вместо более или менее всеобщего развития демократии, свобода и благосостояние стали причинами заголовков ужасных статей о войне, насилии и эпидемиях. Всеобщая экономическая глобализация выдвинула нам новые жесткие требования. Мы узнали на собственном опыте, как локальные или региональные группы страстно, нередко применяя насилие, борются за свою идентичность, требуют своей политической автономии. Кажется, что стремительный технологический прогресс безнадежно разрушил все прежние представления о жизни и ценностях, заменяя в некоторой степени природу и живых людей чем-то искусственным. Культурные реакции на эти запутывающие события выражают чаще всего чувство безнадежности и бессмысленности, но во всяком случае противостоят хаосу. Но стоим ли мы в действительности перед столь радикальным переломом, который отодвинул на задний план все наши прежние усилия и требования, а намерения и цели, на которые мы до сих пор ориентировались, обесценил? 20 лет назад бывший британский премьер-министр Гарольд Макмиллан делал в Вашингтоне доклад по поводу смены президента Картера президентом Рейганом, который переживал тогда "переходный период". Свой доклад он (будучи человеком, которому минуло 80 лет, зрелым государственным деятелем, с достоинством опирающимся на свою трость) начал со следующей истории: "Это случилось много лет назад в раю, когда змей уговаривал Еву съесть запретный плод с яблони. Ева в свою очередь уговорила Адама сделать то же самое. Увидев это, Бог разгневался и выгнал их из рая. И когда они оба стояли перед воротами из рая и смотрели на дорогу, ведущую на землю, Адам взял Еву за руку и сказал: "Ева, мы сейчас входим в переходный период". Эту фразу можно было сформулировать иначе: "Ева, сейчас для нас начинается время перемен"". Макмиллан говорил со британской сдержанностью и иронией, опираясь при этом на свой огромный жизненный опыт. Он понимал, что люди в ходе всей истории всегда переживали чувство радикальных и часто глубоко неопределенных перемен. Наивная идея радикального нового века стирается при взгляде на историю, под которой понимаются и к которой относятся не только экзистенциональные качества человеческого бытия - такие, как рождение, смерть, стремление быть счастливым, поражения, любовь, война, справедливость, а также по-прежнему ценные достижения и жизненные перспективы наших предков, которые могут дать нам направление. Находясь в состоянии напряжения от этой двуполюсности новых неоспоримых требований и постоянной значимости старых взглядов, достижений, мне хотелось бы в дальнейшем подумать над вопросом о будущем университета.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Сулейман Абдурагимович Ахмедов, Курбан Раджабович Адамадзиев Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 29-33. 
При создании электронных обучающе-контролирующих средств возникают вопросы, связанные с правами на интеллектуальную собственность. Дело в том, что при подготовке и издании учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов, авторы имеют возможность получать вознаграждение, примерный размер которого можно заранее определить. В случае разработки электронной учебной и учебно-методической литературы, тестовых материалов, трудоемкость которой значительно выше, отсутствует обоснованная методика определения и нет практического опыта установления размера такого вознаграждения. Не определен и источник вознаграждения. Раньше источником выступала выручка от реализации книг. Поскольку обучающе-контролирующие средства создаются для свободного доступа, то вопрос оплаты остается открытым. По мнению авторов, оплату авторам должны производить учебные заведения, на образовательных серверах которых размещаются эти средства.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Дарья Владимировна Нестерова Университетское управление. 2001.  № 2(17). С. 41-43. 
Процесс реформирования системы высшего образования привел не только к реструктуризации перечня специальностей и направлений подготовки в государственных вузах, к появлению негосударственных высших учебных заведений, но и перевел вопрос о разделении затрат по финансированию высшего образования в плоскость реально существующего, а потому требующего оптимального решения.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Владимир Иванович Струнин, Сергей Леонидович Тимкин Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 38-45. 
Обобщается опыт становления информационных технологий образования в вузах России, выделяются три этапа в развитии этого процесса. Предлагаемая классификация не претендует на абсолют, но позволяет определять место конкретного вуза в рассматриваемом процессе и направления его дальнейшего развития.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 01-10-2004
Владимир Никифорович Давыдов Университетское управление. 2001.  № 3(18).
В соответствии с Планом действий правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. приказом Минобразования России создана рабочая группа, которой поручена подготовка проектов документов, по разделу "Реформирование образования" в Плане действий и прилагаемых к нему Основных мероприятиях правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. Одним из мероприятий в этих документах значится подготовка проекта постановления правительства РФ по вопросу об установлении условий и порядка проведения в 2001-2003 гг. эксперимента по переходу на нормативно-подушевое финансирование учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Рабочей группой Минобразования России были подготовлены проекты постановления Правительства РФ "Об условиях и порядке проведения в 2002-2003 гг. эксперимента по переходу на нормативно-подушевое финансирование учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств" и Положения об условиях и порядке проведения в 2002-2003 гг. эксперимента по переходу на нормативно-подушевое финансирование учреждений высшего профессионального образования с использованием ГИФО. ...поставленные разработчиками при реформировании цели повышения качества высшего образования, его доступности и повышения эффективности использования ресурсов, на наш взгляд, в готовящихся проектах документов не достигаются. В отдельных вопросах предложенный механизм изменения порядка финансирования даже усугубляет существующее нестабильное положение вузов и его коллективов. Кроме того, эти документы содержат ряд юридических, финансовых и организационно-технических предложений, которые также требуют серьезной доработки.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 29-03-2004
Евгений Борисович Заболотный, Дмитрий Леонидович Майсаков Университетское управление. 2001.  № 2(17). С. 50-54. 
Анализ проблем финансирования высшего образования требует повышенного внимания к вопросам привлечения внебюджетных средств, развития многоканального финансирования и разработки механизма эффективного использования средств вуза. Из перечисленных аспектов механизмы распределения поступающих внебюджетных средств наименее отражены в специальной литературе. Необходимо также учитывать и тот факт, что многие вузы находятся на такой стадии развития, когда привлекаемые внебюджетные средства полностью направляются на покрытие текущих расходов (выплату заработной платы, уплату коммунальных платежей и т.д.). В таком случае механизм распределения средств достаточно прост и сводится к выстраиванию последовательности приоритетов: выплата заработной платы – текущее содержание – приобретение материалов для обеспечения учебного процесса и т.д., что не требует глубокой проработки вопроса. Поступившие средства расходуются полностью, а накопления средств в целях обеспечения материально-технического развития вуза не происходит. В то же время внебюджетные средства вуза являются основным источником финансирования капитального строительства, приобретения современного оборудования и оргтехники, внедрения передовых технологий обучения в образовательный процесс. Финансирование данных направлений расходования средств прямым образом влияет на повышение качества подготовки специалистов и конкурентоспособности вуза, рост его потенциала и формирование положительного имиджа. В этой связи видится целесообразным прежде всего интегрирование денежных средств, установление и закрепление на уровне решения ученого совета вуза основных приоритетов развития, определение источников финансирования и методов контроля за выполнением решений.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 09-06-2004
Юрий Викторович Шленов Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 5-8. 
Материалы представлены по следующим пунктам: Состояние и проблемы построения информационного общества в России. Аппаратно-программные средства. Состояние телекоммуникационной инфраструктуры. Состояние информационных ресурсов. Состояние нормативно-правовой базы информатизации в образовании. Действующая организационная структура системы информатизации в образовании. Развитие телекоммуникаций. Содержание образовательных информационных ресурсов. Комплексное финансирование проектов высшей школы по приоритетным направлениям.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Александр Михайлович Соломатин Университетское управление. 2001.  № 2(17). С. 32-34. 
В общественном сознании, особенно в среде педагогов, проблема платности высшего образования подменяется проблемой его доступности. Высшее образование представляет особую ценность в этой среде, а материальные и финансовые возможности учительской семьи в настоящее время вряд ли позволяют даже рассуждать о возможности платы за обучение. Но за возможность получения бесплатного образования в действительности приходится платить, и эта плата в первую очередь несправедлива по отношению к низкооплачиваемым слоям населения.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него