Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуски:
Опубликовано на портале: 09-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 1(20). С. 5. 
Анкета журнала "Университетское правление Вопросы учредителям: I.Назовите основные проблемы управления вузом. II.Отметьте тенденции развития управления университетами. III.Сформулируйте перспективные задачи журнала "Университетское управление: практика и анализ". На вопросы отвечает директор Государственного целевого фонда высшей школы Свердловской области А. М. Соломатин.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 15-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 3 (22). С. 5-12. 
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования (ФПРО). Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры по ее реализации (приложение 1). Реализация целей Программы обеспечивается текущим финансированием за счет бюджетов всех уровней и дополнительным целевым финансированием отдельных мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 11-06-2004
Вадим Федорович Рябов, Александр Николаевич Мамонтов, Дмитрий Викторович Пузанков Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 51-60. 
Настоящий этап развития системы высшего профессионального образования характеризуется прежде всего активной позицией нового руководства страны, объявившего образование приоритетом развития и приступившего к реформам образовательной сферы. У руководителей вузов появился первый опыт функционирования в рыночной экономике. Реорганизация образовательной системы, прогнозируемый демографический спад и начавшийся экономический подъем в стране определяют поведение вузов в части организации и проведения образовательного процесса. Рассмотрев картину различных аспектов эволюции системы высшего профессионального образования, авторы статьи приходят к следующим основным выводам: Вуз должен быть развернут к экономическим реалиям общества, потребностям рынка и ориентирован на постоянный поиск новых форм устойчивого развития. Объявленные реформы идут стремительно, и, вооружившись новыми "рыночными" знаниями, необходимо "играть" на опережение, уделяя основное внимание совершенствованию управления системой образования на всех уровнях с помощью современных технологий и методов, планированию развития и эффективному использованию ресурсов. Характерные особенности сегодняшнего этапа эволюции образования должны влиять на формирование стратегии развития конкретного вуза (в качестве примера рассмотрен Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 09-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 1(20). С. 6. 
Анкета журнала "Университетское управление" Вопросы учредителям: I.Назовите основные проблемы управления вузом. II.Отметьте тенденции развития управления университетами. III.Сформулируйте перспективные задачи журнала "Университетское управление: практика и анализ". На вопросы отвечает ректор Уральского государственного университета им. А. М. Горького В. Е. Третьяков
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 09-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 1(20). С. 3. 
Анкета журнала "Университетское управление" Вопросы учредителям: I.Назовите основные проблемы управления вузом. II.Отметьте тенденции развития управления университетами. III.Сформулируйте перспективные задачи журнала "Университетское управление: практика и анализ". На вопросы отвечает ректор Уральского государственного экономического университета В. М. Камышов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 11-06-2004
Татьяна Львовна Клячко Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 70-73. 
В 2002 году начался эксперимент по финансированию высших учебных заведений на основе государственных именных финансовых обязательств. В эксперименте участвовали шесть государственных вузов из трех субъектов Российской Федерации. Эксперимент по ГИФО тесно связан с экспериментом по Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Автор статьи полагает, что переход на систему ГИФО позволит повысить и качество обучения за счет развития конкуренции между вузами, и территориальную и социальную мобильность молодежи, а также, в конечном итоге, снизить нагрузку на бюджеты многих семей по оплате обучения их детей в вузах.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 3 (22). С. 34-35. 
Концентрация средств, направленных из бюджетов всех уровней на цели развития федеральной, региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивает повышение эффективности их использования в интересах достижения целей и реализации ключевых направлений государственной политики в едином образовательном пространстве Российской Федерации. Для этого должен быть сформирован механизм управления процессом формирования и использования бюджетных средств на развитие образования всех уровней, который позволил бы согласовывать интересы всех субъектов системы образования. Запуск такого механизма обеспечивается комплексом мероприятий, предусматривающих согласованные действия всех органов управления образованием по подготовке проектов бюджетов на развитие образования субъектов Федерации и муниципальных образований на 2004 год. В соответствии со сложившейся практикой бюджетного процесса должны осуществляются стандартизованные процедуры Бюджетного кодекса Российской Федерации по согласованию и принятию бюджетов субъектов Федерации на 2004 год.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 09-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 3 (22). С. 41-57. 
В современных условиях оценка риска является составным элементом теоретической базы принятия решений в политике и экономике. Рассматривая проблему оценки социальных рисков, связанных со сферой образования, можно отметить, что цель модернизации образования России состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, в обеспечении ее соответствия вызовам XXI века и потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Именно уровень и качество образования - важнейшие факторы сохранения отечественных культурных традиций, развития духовного потенциала общества, экономического роста, социального прогресса, предупреждения преступности, беспризорности, наркомании и других негативных социальных явлений. В качестве основы для определения и классификации последствий неоднородности развития региональных образовательных систем были приняты составляющие системы образования в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "Об образовании".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 09-06-2004
Виталий Анатольевич Журавлев Университетское управление. 2002.  № 1(20). С. 52-54. 
В университетском комплексе действуют обширные финансовые проекты, базирующиеся на реализации ценных бумаг в форме простых образовательных векселей Удмуртского государственного университета, а накапливаемый капитал инвестируется в активные сферы и приумножается, вкладывается в развитие материальной базы и в социальную сферу университета. Фактически это путь заблаговременного привлечения средств физических и юридических лиц для оплаты образовательных услуг на основе цивилизованных форм гарантированных университетом вкладов. Удмуртский университет с 1993 г. проводит исследования рынка платных образовательных услуг в сочетании с рынком ценных бумаг в форме образовательных векселей университета. Последние представляют собой ценную бумагу, стоимость которой соответствует стоимости годичного (либо иного срока) обучения студента (аспиранта). Вексель выпускается университетом и предлагается через уполномоченный банк и его филиалы (Уральский трастовый банк) населению большой территории (Удмуртская Республика плюс соседние регионы) в течение текущего года. Статья представлена следующими пунктами: Образовательные вексельные займы в УдГУ в 1993-2001 гг. Накопительное страхование образования. Территориальные заказы на подготовку специалистов за счет средств местного бюджета. Фонды поддержки отраслевого образования в Удмуртском университете. Интеграция науки и образования, коммерциализация научных разработок, участие в международных и российских конкурсах и программах.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 17-09-2004
Василий Максимилианович Жураковский, Ирина Вадимовна Аржанова, Владимир Александрович Уледов Университетское управление. 2002.  № 2(21).
Формирование программы "Совершенствование управления в вузах" (в рамках Инновационного проекта развития образования) происходило в соответствии с одной из целей проекта  - "содействие совершенствованию систем руководства" путем поддержки "подпроектов, связанных с совершенствованием руководства и повышением эффективности управления в отдельных вузах через предоставление частично возмещаемых грантов, выделяемых на конкурсной основе". Статья посвящена анализу программы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 14-09-2004
Анна Юрьевна Деревнина, Геннадий Филиппович Шафранов-Куцев Университетское управление. 2002.  № 2(21).
На рубеже веков мир стал необычайно динамичным: во всех сферах деятельности в самые короткие отрезки времени происходят кардинальные изменения. Это в полной мере относится к высшей профессиональной школе: повышаются требования общества к качеству профессионального образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. В этих динамичных и трудно прогнозируемых условиях успешная работа любого университета невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Эти услуги и есть тот товар, который университеты предъявляют на международном, национальном и региональных рынках. Такой подход должен быть краеугольным камнем в стратегии управления вузом.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 11-06-2004
Елена Борисовна Виноградова Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 47-51. 
Противоречивость и нечеткость нормативных и законодательных актов в области высшего и послевузовского образования мешают осуществлению эффективной финансовой деятельности учреждения, снижают оперативность исполнения принятых управленческих решений. Необходимо решать сложившиеся проблемы путем подготовки дополнений, уточнений и предложений к действующему законодательству на всех уровнях власти с участием специалистов вузов и последующего внесения дополнений в федеральные законы и иные нормативно-правовые документы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 11-06-2004
Елена Николаевна Заборова Университетское управление. 2002.  № 4(23).
Сегодня как государственные, так и негосударственные вузы испытывают трудности, присущие всей системе образования. Вместе с тем специфика организационно-правовой формы негосударственных вузов порождает особые трудности для реализации образовательных задач. Так, не вполне ясным остается положение образовательных учреждений по вопросам лицензирования, аттестации и аккредитации, вопросам налогообложения и др. По существующему законодательству студенты негосударственных вузов не освобождаются от армии до момента аккредитации вуза, а государственного - освобождаются сразу, что, по мнению 58% студентов, социально несправедливо. Эти обстоятельства, несомненно, снижают конкурентные возможности негосударственных вузов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 17-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 3 (22). С. 4-35. 
Современная сфера образования России характеризуется проявлением тенденции к регионализации образования. Развитие образовательных систем субъектов Российской Федерации неразрывно связано с социально-экономическими и культурно-историческими особенностями развития конкретных регионов, которые определяют специфику национально-региональных инновационных моделей в сфере образования. В ряду субъективных причин развития этой тенденции можно назвать некоторые особенности региональной образовательной политики субъектов Федерации, действующих в них моделей управления образованием, в том числе и процессами их развития.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 15-06-2004
Университетское управление. 2002.  № 3 (22). С. 63-112. 
Методика расчета потребности образовательных учреждений высшего профессионального образования в бюджетных средствах предназначена для вузов и разработана в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми документами, устанавливающими количественные значения параметров, используемых при расчете потребностей вуза в бюджетном финансировании в разрезе кодов экономической классификации. Методика позволяет решать следующие задачи: 1) нормирование потребности в бюджетных средствах, направляемых на функционирование и развитие образовательных учреждений высшего профессионального образования; 2) обоснование объемов достаточного бюджетного финансирования на одного обучающегося.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию