Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуски:
Опубликовано на портале: 14-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 29-45. 
Вуз представляет собой сложную систему, которая создана на основе разделения труда для достижения определенных целей: осуществление образовательной деятельности, осуществление научной деятельности. Разделение труда в сложной системе — объективная необходимость и в вузе выражается, во-первых, в выделении конкретных категорий персонала: ППС (как основная категория); обслуживающий; административный; во-вторых, в архитектуре организационной структуры вуза, в которой выделены факультеты, кафедры, административные отделы, хозяйственные службы. Для достижения основной цели вуза — удовлетворения потребностей общества и его отдельных граждан в качественных образовательных услугах — необходима координация раздельного труда сотрудников и подразделений университета в единое целое.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 14-04-2004
Юрий Михайлович Сидоркин Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 25-28. 
Начало процессу децентрализации положила реформа высшего образования 1987 года, отменившая государственное распределение и освободившая вузы от унизительной борьбы за успеваемость и сохранность контингента, на что, кстати сказать, и уходило основное время управленческого аппарата. Освобождение вузов от функции распределения выпускников облегчило им работу, воспринималось в вузах положительно, но таило в себе опасность потери потребителя, налаженных связей вуза с производством. Отказ от этой функции сказывается до сих пор.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 60-62. 
Одним из наиболее крупных проектов, направленных на совершенствование университетского управления, является проект "Совершенствование управления в вузах" Национального фонда подготовки кадров. Его исполнительный директор Е. Н. Соболева отвечает на вопросы редколлегии журнала. Национальный фонд подготовки кадров - это некоммерческая организация, созданная Правительством Российской Федерации в 1994 г. для реализации крупномасштабных проектов в области образования. Инновационный проект развития образования (ИПРО) финансируется за счет средств займа Всемирного банка. Этот проект реализуется уже три года, однако надо сказать, что свой нынешний масштаб он приобрел за по-следнее время. На старте проекта очень негативно сказался дефолт, но и сейчас существуют достаточно серьезные трудности, связанные с освоением средств.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 14-04-2004
Александр Сергеевич Проворов, Александр Иванович Шадрин Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 24-30. 
Общие системные изменения переходного периода затронули все отрасли и сферы деятельности, в том числе науку и образование. Однако наука и образование сохраняют свою устойчивость и верность отечественным традициям, одновременно участвуют в проводимых Правительством Российской Федерации программах реформирования и модернизации образования. Поставленная проблема связана с тем, что зарубежное и отечественное научное сообщество уделяет постоянное внимание проблемам интеграции науки, образования и производства. Вместе с тем в отечественной и зарубежной науке и практике в должной мере не рассматриваются вопросы создания интегрированных структур, соответствующих термину "исследовательский университет" и намечаемых к созданию "ведущих университетов".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Евгений Анатольевич Князев, Яна Шамилевна Евдокимова Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 7-17. 
Сегодня специалистам сферы высшего образования и науки доступны довольно много программ от различных фондов и благотворительных организаций. Ряд программ направлен на поддержку фундаментальных исследований, что немаловажно для поддержки нашей науки, другие больше сфокусированы на гуманитарных и прикладных областях знаний. Трудно переоценить их значение для построения развитого, правового, культурного общества в стране, преодолевающий затянувшийся экономический кризис. В последнее время сфера университетского управления стала одним из приоритетных направлений во многих международных программах, поскольку именно с ней связаны надежды на улучшение качества университетской жизни во всех ее аспектах. Передовые российские вузы или, точнее сказать, коллективы ученых и специалистов этих вузов активно включились в работу. Опыт их богат и имеет колоссальное практическое значение. Хорошо, если он востребован в самом вузе. Лучше, если оценен и применяется широко, как это обычно и предусмотрено проектами на стадии так называемого распространения результатов. Но, к сожалению, приходится констатировать, что зачастую дело ограничивается набившими оскомину презентациями и конференциями с раздачей опубликованных брошюр, буклетов и методичек. Все это "богатство" успешно перемещается "в стол" и скоро забывается. А ведь, казалось бы, проблемы общие и, возможно, решения их кем-то уже найдены.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 30-03-2004
Павел Евгеньевич Щеглов, Надежда Шагабановна Никитина Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 46-59. 
Человеческая деятельность весьма многообразна, но любому ее виду присущи, в той или иной степени, общие черты: неопределенность, случайность и вероятность. Эти характеристики неразрывно связаны с понятием риска. Проявления риска могут быть различными, его виды многообразны. Наряду с общими для всех сфер деятельности видами рисков существуют специфические риски, свойственные только тому или иному виду человеческой деятельности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 59. 
В пятый раз гостеприимно распахнулись двери Новосибирского государственного технического университета для участников Международной научно-методической конференции "Качество образования: системы управления, достижения, проблемы" (19-23 мая 2003 г.). В конференции приняли участие более 300 человек из 34 городов России (от Владивостока до Санкт-Петербурга), стран ближнего зарубежья (Казахстан, Украина, Молдова, Узбекистан) и дальнего зарубежья (Австрия, Италия, Малайзия, Новая Зеландия). Организаторами конференции выступили Министерство образования РФ, Национальный фонд подготовки кадров, Новосибирский научный центр Сибирского отделения АН ВШ, Новосибирский государственный технический университет.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Сергей Иванович Солонин, Сергей Всеволодович Кортов Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 64-69. 
Образование, в том числе и высшее - это процесс изменения и воспитания человека, придания ему новых качеств и свойств, которых не было ранее. Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики. Конкурентоспособность человека на рынке труда определяется отношением его качества и стоимости (потребляемыми ресурсами). Качество специалиста связано с его свойствами, относящимися к способности удовлетворять имеющиеся или предполагаемые потребности социально-экономической системы. Законы конкуренции требуют высокой адаптивности к требованиям рынка и непрерывного совершенствования человека во всех областях деятельности в разрезе идей и принципов всеобщего (полного) качества. Таких новых людей (специалистов) призван готовить вуз. Может ли вуз с его традиционной внутренней средой, явно отстающей от темпов изменения внешней среды, готовить таких специалистов? Попытаемся дать анализ этой проблемы. Разговор пойдет о проблемах качества образовательной деятельности внутри вуза. Находясь довольно длительное время в вузовской среде с определенным подходом к управлению качеством своей деятельности, студент неминуемо будет переносить эти принципы на рабочее место за пределами университета. В данном докладе обсуждаются вопросы, связанные с функционированием внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов и об ее эффективности. При анализе использованы результаты статистических исследований различных аспектов образовательного процесса механико-машиностроительного и физико-технического факультетов Уральского государственного технического университета - УПИ.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Виталий Павлович Прокопьев Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 35-40. 
В настоящее время в большинстве стран наука и образование считаются важнейшими приоритетами национальной стратегии выживания и развития. Поэтому во второй половине ХХ века происходило впечатляющее развитие образования, причем наиболее высокими были темпы развития высшего образования, которое стало одним из решающих факторов прогресса образования в целом и необычайного прогресса знаний. Кроме того, знание и образование в современном обществе приобрели несомненную экономическую ценность. По оценкам Всемирного банка, в 1994 г. 76 % национального богатства США составляет человеческий капитал, т. е. накопленные населением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в производственной деятельности и повседневной жизни. Фактический - воспроизводимый капитал дает 19 % богатства США, на природный фактор приходится остальные 5 %. В Западной Европе - соответственно 74, 24 и 2 %. Благосостояние России держится вполовину (50 %) на человеческом капитале, 10 % дает воспроизводимый капитал и 40 % обеспечивает природа. В США половина роста ВВП обеспечивается научно-техническими новшествами, что является результатом функционирования человеческого капитала. Образование также оказывает положительное воздействие на социальные процессы в обществе: хорошо образованный человек законопослушнее, сам способен формировать здоровую социальную среду, легче адаптируется в изменяющемся обществе. Именно поэтому управление "производством" и "передачей" знаний становится стержневым элементом экономического прогресса.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 13-04-2004
Ирина Анатольевна Огородникова, Ирина Федоровна Перепеча, Сергей Леонидович Тимкин, Валерий Васильевич Дубицкий Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 96-100. 
Омский государственный университет создает свою систему управления и обеспечения качества как целое, включающее модели управления качеством, подсистемы оценки качества, подсистемы обеспечения качества, интегрированные аналитические информационные системы и другие средства. Она создается в виде внутривузовской системы, опирающейся на определяющую роль ряда бесспорных, ключевых факторов, обеспечивающих качество подготовки специалистов, приводящих к ее реальному улучшению. Система имеет ряд подсистем-инструментов, обеспечивающих мониторинг основных показателей качества и обратную связь между непосредственными участниками образовательного процесса и руководством вуза. Это должна быть такая система, в которой все элементы были бы взаимосвязаны, взаимозависимы и работали на достижение общей цели, а сама эта система являлась бы одним из основных звеньев в общей структуре управления университетом.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 13-04-2004
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 3. 
Журнал «Университетское управление: практика и анализ», как вам известно, существует уже 5 лет, и на данном этапе можно подвести некоторые итоги его работы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 13-04-2004
Александр Олегович Грудзинский Университетское управление. 2003.  № 3(26). С. 24-37. 
Новые условия существования университетов поставили перед научно-образовательным сообществом вопрос о том, можно ли сохранить прежний способ работы, основанный на государственном протекционизме и государственном финансировании высшего образования, или же следует приспосабливаться к новым условиям, жертвуя в какой-то степени академической свободой и включаясь в рыночную деятельность. В основе концепций менеджмента всегда лежат наблюдения за методами управления на конкретных предприятиях. Успешная устойчивая работа отдельного предприятия на новых организационных принципах позволяет сделать вывод о рождении нового управленческого подхода и предложить его к применению в других организациях. Не является исключением в этом смысле и рассмотренная концепция проектно-ориентированного университета. Будучи органической концепцией, "выращенной" в Нижегородском госуниверситете в результате естественного развития известных принципов проектной организации, она уже в течение почти десятилетия приносит плоды устойчивого экономического роста университета. Это позволяет сделать вывод о ее применимости как системы управления и в других университетах, тем более что в той или иной форме проектные структуры уже давно существуют в большинстве высших учебных заведений, как это и было показано в данной статье.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 30-03-2004
Андрей Николаевич Костецкий Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 35-41. 
Маркетинговая концепция призвана обозначить цели, принципы, направления и приоритеты функционирования государственного высшего учебного заведения в условиях развивающегося рынка образовательных услуг и усиления конкуренции со стороны других государственных и негосударственных высших учебных заведений. Обоснование концепции требует предварительного анализа текущей рыночной ситуации.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 14-04-2004
Евгений Борисович Цой, Анна Маратовна Гущина, Татьяна Иннокентьевна Белова Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 50-56. 
Совет Российского Союза ректоров в своем постановлении N 1 от 24 ноября 1999 года рассмотрел и одобрил Доктрину образования Российской Федерации. Основная идея этой доктрины заключается в "сохранении и укреплении государственной высшей школы как непременного и неотъемлемого фактора национальной безопасности Российской государственности, а также в активном включении отечественной системы образования в мировое образовательное пространство".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Надежда Шагабановна Никитина Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 70-78. 
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК) [1, 2]. В 2000 г. принята новая версия международных стандартов ISO серии 9000 (российский вариант ГОСТ Р ИСО серии 9000) [3, 4]. Хотя данные стандарты длительное время находили применение в основном в промышленности, а позже и в сфере услуг, их требования могут быть приложены и к образованию. В последнее время заметно активизировалась деятельность ведущих вузов России по внедрению стандартов ИСО серии 9000 и методов TQM в образование.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)