Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуски:
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Михаил Викторович Савин Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 104-108. 
В череде стремительных событий последнего времени как-то осталось незамеченным примечательное и важное событие нашей отечественной культуры — двухсотлетие принятия первого университетского Устава в России в 1804 году. Вместе с тем, это событие определило весь облик российской высшей школы вплоть до сегодняшнего времени и, следовательно, судьбу отечественной науки, культуры, духовности и просвещения.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2005
Gerbert Kalb, Gunter Pilz, Лев Наумович Шеврин Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 48-52. 
В статье рассказывается об австрийской системе образования: о программе обучения, о студентах и студенческих программах, о проводимых исследованиях. Затрагиваются проблемы качества подготовки специалистов, проблемы трудоустройства выпускников и т.п.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Виктор Петрович Савиных, Виталий Александрович Фукин, Марина Данииловна Князева, Николай Николаевич Машников, Валерий Александрович Афанасьев Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 21-35. 
Современные глобальные изменения в мире показывают, что сфера образования определяется и выделяется многими странами как приоритетное направление социально-экономического развития, как средство поддержания конкурентоспособности и лидирующего положения на мировых рынках, как один из гарантов национальной безопасности. В то же время уровень развития и использования современных технологий в той или иной стране определяется развитием материальной базы, уровнем интеллектуализации общества, способностью производить, усваивать и применять новые знания. Все это тесно связано с уровнем образования в стране.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2005
Martin Gibson, Андрей Юрьевич Афонин Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 53-66. 
Реализуемая в России программа модернизации образования требует нового уровня взаимоотношений между бизнесом, образовательными учреждениями и обществом. В этой статье авторы рассматривают некоторые вопросы развития и модернизации образования, используя существующий в Великобритании опыт сотрудничества бизнеса и высшего образования, а также существующие на данный момент в Великобритании мнения и позиции с целью выработки подходов и структуры для анализа ситуации в Российской Федерации. Бесспорно, в Великобритании существуют свои особенности, влияющие на уровень и качество взаимодействия бизнеса и образования. Вот почему цель данной работы — не поиск решений, основанных на опыте другой страны, а попытка начать дискуссию через исследование иной системы развития в ином культурном контексте.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Марина Игоревна Диброва, Наталья Мухарбековна Кабанова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 58-60. 
В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, официально вступив, таким образом, в европейское академическое сообщество и лицом к лицу столкнувшись с проблемами, которые ждут своего решения последнее десятилетие. Главная роль Болонской декларации заключается в том, чтобы служить долговременной программой структурных изменений в системе европейского образования. Основные цели Болонской декларации — мобильность студентов и преподавателей, ведущая к транснациональному обучению; привлекательность образования с точки зрения европейского работодателя и конкурентоспособность европейского образования на международном рынке образовательных услуг — изначально предполагают присутствие международного аспекта во всех предполагаемых структурных изменениях, а это неизбежно ведет к интернационализации образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Сергей Всеволодович Кортов Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 61-68. 
В Основах государственной инновационной политики РФ до 2010 г. установленной целью является "перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях". Иными словами, стратегическая цель государства заключается в уменьшении относительной доли продукции сырьевых отраслей в ВВП (диверсификация производства) и обеспечении технологической безопасности экономики России.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2005
Татьяна Ивановна Волкова Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 44-47. 
Одним из ведущих стратегических приоритетов нашей страны является формирование национальной инновационной системы, чем обусловлена и ориентация государственной политики Российской Федерации на развитие «новой экономики», ведущими характеристиками которой являются: высокий уровень качества профессионального образования; развитый рынок интеллектуальных продуктов, информационно-коммуникационных услуг; расширенное воспроизводство человеческого капитала; последовательная реализация социальных и социально-экономических приоритетов государственной политики. В статье рассматриваются институциональные основы создания конкурентоспособных интеллектуальных продуктов, проблемы перехода к рыночным отношениям учреждений, предоставляющих образовательные услуги, проблему финансовой поддержки образования государством.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Владимир Петрович Ковалевский, Изабелла Давидовна Белоновская Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 13-17. 
Концепция и принципы интегрально-целевого управления предопределяют содержание метода, формально отражающего процедуры формирования управляющих воздействий на различные структурные подразделения регионального университетского комплекса. Один из принципов, а именно «цель-средства», указывает на первичность цели и вторичность средств. В этом состоит принципиальное отличие предлагаемого в настоящей работе метода от известных подходов к формированию управляющих предписаний, предполагающих выполнение констатирующих процедур расчета. Цель применения подобного рода процедур состоит в своевременном отражении фактов или событий. Эти процедуры способны предоставить лишь ориентировочный материал для последующего поиска управляющих воздействий в форме балансов, сводок, таблиц и т. д. Иными словами, распространенные в настоящее время констатирующие процедуры воспроизводят события по форме «как есть». Но принцип, о котором пойдет речь в данной статье, требует иного, а именно: предоставления управляющего предписания в форме «как должно быть».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Наталья Рэмовна Кельчевская, Лариса Анатольевна Романова Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 59-62. 
С переходом российской экономики на рыночные рельсы все субъекты хозяйственной деятельности оказались в принципиально новых условиях функционирования. Будучи связанными новыми обязательствами и получив целый ряд новых свобод, далеко не все предприятия и организации смогли успешно приспособиться к новым экономическим условиям. Но утверждать, что становление и формирование развитой рыночной экономики коснулось лишь отраслей материального производства, принципиально не верно. Бюджетная сфера в свою очередь является неотъемлемым звеном экономической системы страны, а это значит, что развивающиеся рыночные процессы оказывают прямое влияние на состояние всех ее составляющих, включая и систему высшего образования. Необходимо также отметить, что образовательная деятельность, в отличие от других отраслей экономики, является наиболее специфичной. Главная особенность ее в том, что основной целью работы вуза является выполнение социального заказа (подготовка специалистов), а получение доходов от внебюджетных операций и формирование прибыли выступает скорее единственной вспомогательной функцией, позволяющей вузу в рыночных условиях обеспечить нормальное осуществление своих первоочередных задач. В статье рассматриваются методы привлечения финансовых средств, даются рекомендации как объединить интересы предприятий, компаний и вузов в решении проблемы соответствия качества подготовки специалистов в вузах требованиям, предъявляемым к ним рынком труда, отвечающим полезности для предприятий выпускаемых вузом специалистов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Алексей Викторович Солдатов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 116-119. 
В последние десятилетия в мире наблюдается кризис образования, вызванный, с одной стороны, увеличением роли образования в обществе, а с другой — недостаточностью его финансирования. Как отмечает Б. Джонстоун, профессор Центра сравнительных и глобальных исследований образования университета Буффало (США), «высшее образование никогда не играло более важной роли, чем сейчас, в начале XXI века. Оно занимает центральное место во все более технологичной и основывающейся на знаниях экономике…» По материалам Национального разведывательного совета США, «в 2015 году образование будет определяющим фактором достижения успеха, как индивидуального, так и национального».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Михаил Валентинович Иевенко Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 96-104. 
Изменения, происходящие как в экономической жизни страны, так и системе высшего образования, не могли не отразиться на тех требованиях, которые предъявляются к информационной системе современного российского вуза. Время информационных систем (ИС), единственной задачей которых была автоматизация оперативной деятельности функциональных подразделений вуза, уходит в прошлое. Подобный подход, когда задачи построения информационной системы формулировались в первую очередь специалистами в области информационных технологий, не может обеспечить руководство вуза эффективным инструментом для принятия управленческих решений и обеспечить эффективное управление вузом в целом, опираясь не только на внутривузовские данные, но на информацию, доступную из внешних источников. Задача такого масштаба не может быть решена в условиях, когда при построении информационной системы учитываются только технические аспекты ее реализации и узкие задачи оперативного управления. По сути дела стоит вопрос о трансформации вузовских систем из систем учета в системы управления, позволяющие интегрировать задачи стратегического управления с текущей деятельностью функциональных подразделений и администрации вуза, и предоставляющие высшему руководству вузов инструментарий для поддержки обоснованных управленческих решений.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 20-06-2005
Ольга Александровна Аксенова Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 126-137. 
В практике управления образовательными учреждениями существует особенно большое число проблем, которые по своему характеру относятся к классу так называемых «слабоструктуризованных задач». Для таких задач не существует надежных и хорошо проверенных количественных моделей, позволяющих связать «вход» и «выход», конкретную ситуацию и результат. Поскольку качественные трудно формализуемые факторы имеют тенденцию доминировать, то для такого рода задач характерно описание на качественном, а не на количественном языке. Именно при решении cлабострукту-ризованных проблем человеческая интуиция имеет особую ценность. Догадки эксперта, основанные на его прошлом опыте, на неявных знаниях, позволяют решать проблемы на удивительно хорошем уровне. В настоящей статье делается попытка обобщения опыта работы целевых (экспертных) групп, связанных с анализом и решением различных проблем управления для высших и средних учебных учреждений, которые проводились на протяжении многих лет в Учебном центре подготовки руководителей (Санкт-Петербург, Пушкин).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Владимир Серафимович Соболев, Сергей Анатольевич Степанов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 102-110. 
В настоящее время в России разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы: переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения») на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем контроля качества образования; широкое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001) и других моделей менеджмента качества; регулярное проведение с 2000 г. конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества; интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг. Указанные процессы требуют разработки концепции, модели, принципов построения и функционирования внутривузовских систем контроля качества высшего профессионального образования (ВПО), которые отсутствуют на настоящий момент.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 17-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 62-91. 
В статье рассказывается о предлагаемой концепции развития Государственного университета — Высшей школы экономики на период до 2010 года. Данная концепция была подготовлена творческим коллективом — Я. И. Кузьминов (рук.), В. В. Радаев, А. А. Яковлев, Н. Л. Титова, М. В. Ларионова, С. М. Яковлев, А. В. Белянин с использованием материалов, предоставленных Л. Л. Любимовым, А. С. Малиным, Е. М. Юдиной, И. Ю. Ивановой, И. В. Ивашковской, и с учетом замечаний, высказанных членами Ученого совета ГУ–ВШЭ. Концепция была одобрена на Конференции научно-педагогических работников и представителей других категорий работников и обучающихся государственного университета — Высшей школы экономики 30 марта 2004г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Сергей Алексеевич Рогожин Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 19-26. 
В существующих квалиметрических технологиях качество образования часто оценивается по показателям, которые проще всего измерить и сосчитать, но которые тем самым меньше всего отражают качество сложной социальной системы — образования — не как простой услуги, а как общекультурной ценности, имеющей особую миссию, особые задачи, особые приоритеты. Измерение качества сложной системы требует системного подхода. Автор рассматривает еще один способ повышения качества образования - повышение материально-технического обеспечения учебного процесса.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл