Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуск N1(34) за 2005 год

Опубликовано на портале: 22-11-2005
Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова, Павел Васильевич Романов Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 89-99. 
В статье приведены результаты исследований по доступности образования для инвалидов в России, подробно рассмотрены социальная политика государства в этой области, а также работа вузов по предоставлению образовательных услуг для данного слоя населения. Авторами анализируются результаты социологического опроса, проведенного исследователями с экспертами, а также студентами-инвалидами Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Челябинска и Самары, приведены результаты программ по интеграции детей-инвалидов в общеобразовательной школе г. Самары. В основу исследования было положено представление о том, что получение инвалидами высшего образования разворачивается в специфической среде вуза, формируемой установками трех групп факторов - студенческой средой, преподавателями и вузовскими администраторами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Сергей Владимирович Шишкин Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 80-88. 
Состояние и перспективы высшей школы в последнее время привлекают особенное внимание и специалистов, и политиков, и многих граждан нашей страны. Здесь происходят значительные и внешне кажущиеся противоречивыми социальные, экономические, институциональные изменения, которые стали предметом острых дискуссий. В статье рассказывается о проекте «Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп», который был инициирован и финансово поддержан Фондом Форда. Главная цель проекта - инициация, мониторинг и обобщение исследований высшего образования для социально уязвимых групп. Приводятся результаты исследований, выполненных в рамках проекта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Яна Михайловна Рощина Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 69-79. 
В статье поднимается вопрос доступности высшего образования в России. Эта проблема не нова, но в последнее время она все больше привлекает внимание исследователей и разработчиков социальной политики. С одной стороны, высокий уровень образования населения повышает экономический потенциал всего общества, с другой - повышает благосостояние людей, их социальный статус, способствует преодолению неравенства. Однако как фактор социальной мобильности образование может выступать только в том случае, если дети из малообеспеченных и низкообразованных семей будут иметь возможность получить более высокое, чем их родители, образование и доходы. В данной статье автор выявляет основные социальные детерминанты доступности высшего образования в России на основе использования регрессионных экономических моделей, где зависимой выступает переменная, измеряющая доступность образования, а независимыми - характеристики семейного и человеческого капитала респондента.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Юрий Александрович Захаров, Татьяна Михайловна Чурекова Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 41-46. 
В статье рассматриваются проблемы доступности высшего образования в России и его зависимость от уровня довузовской подготовки студента. Приведены результаты исследований, проведенный в Кемеровском государственном университете (КемГУ), которые позволили определить причины, затрудняющие обучение в вузе. Среди этих причин фигурирует как нехватка знаний и проблемы адаптации студентов, так и иная, в отличие от школьной, организация обучения. Кроме того, в статье рассказывается о созданной учеными КемГУ модели Центра непрерывного образования (ЦНО), об опыте работы и достижениях этого Центра.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Олег Борисович Томилин, Александр Владимирович Бритов, Светлана Ивановна Демкина Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 112-123. 
Подписав в 2003 году Берлинское коммюнике «Понимание европейского пространства высшего образования», Российская Федерация стала участником процесса создания паневропейского пространства высшего образования. В статье рассматриваются проблемы адаптации национальной системы образования России к новым условиям, реформирования системы высшего профессионального образования, вопросы повышения качества и доступности образования. Базируясь на результатах педагогического эксперимента, авторы предлагают возможные модификации образовательных технологий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Юрий Александрович Захаров, Виталий Алексеевич Москинов Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 100-103. 
В нашей стране направления реформирования образования определяются главной задачей образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение качества образования является одной из самых важных целей образовательной реформы. Качество образования рассматривается как многосторонняя концепция, охватывающая все основные функции и виды деятельности вуза, и характеризуется тем, как выпускник может быстро и эффективно включится в трудовую деятельность. На качество образования влияют многие факторы, например, такие как система управления вузом, организация отбора абитуриентов, содержание образовательных программ и т.д. В статье рассматривается влияние некоторых факторов на образование, выделяются основные задачи, стоящие перед российскими вузами, обсуждаются подходы к решению этих задач.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Hans Vossensteyn Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 12-23. 
Данная статья исследует финансовое положение студентов Чехии, Венгрии, Польши и Словении. В ней рассматриваются политические курсы и разработки в области платы за обучение и студенческой финансовой поддержки, вопрос о том, как эти четыре страны справляются с ситуацией растущего спроса на высшее образование в условиях ограниченных государственных средств, а также дан сравнительный анализ политических курсов в области образования данных стран.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 6. 
Тематика данного номера совпадает с рядом ключевых приоритетов государственной политики в сфере образования: повышение доступности и качества образования. В номере представлены как исследовательские, так и практические разработки ряда вузов, исследовательских групп, отдельных ученых. Кроме того, приведены исследования и практика решения проблемы доступности и улучшения качества образования в западных вузах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Николай Дмитриевич Кликунов, Владимир Михайлович Окороков Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 47-49. 
Доступность высшего образования в значительной мере определяется как степенью развития рыночных институтов, так и особенностями осуществления государственного регулирования в данном секторе экономики. Причем государственное регулирование может оказывать влияние на структуру рынка в среднесрочном и долгосрочном периоде времени. В отраслях с высокой долей государственного активизма рынок, как правило, проникает в те ниши, которые сознательно или спонтанно оставляются свободными от государственного вмешательства. В статье рассматривается трансформация системы высшего образования в России в связи с развитием рыночных отношений, влияние развития рынка на доступность образования, а также появление и развитие негосударственного сектора высшего образования, проблемы внебюджетной деятельности государственных вузов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Елена Анатольевна Лебедева, Галина Борисовна Скок Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 104-108. 
Важнейшим аспектом образования, связанным с проблемой его качества, является проблема качества деятельности преподавателей, их квалификации и компетентности. Эта проблема обусловлена быстрым расширением сферы образования, трудоемкостью преподавательского труда, оттоком кадров из образовательной в другие сферы деятельности, непрерывным ростом человеческих знаний. В статье рассматриваются вопросы качества образования, связанные с проблемами повышения квалификации преподавателей, качества их преподавательской деятельности, а также рекомендации по оценке учебного процесса.
ресурс содержит прикрепленный файл