Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуски:
Опубликовано на портале: 30-11-2005
Anthony V. Morgan Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 18-26. 
Стратегическое планирование принято рассматривать как один из основных способов решения существующих проблем в области высшего образования, как на национальном, так и на институциональном уровне. Целью данной статьи является описание двух основных подходов к стратегическому планированию (комплексного и проблемного) и оценка их практического использования в современных университетах. В описании и оценке выбранных подходов автор опирается как на литературу по стратегическому планированию, так и на свой более чем 30-летний опыт работы, в том числе и в должности руководителя планового отдела одного из крупнейших исследовательских институтов США. Основное внимание в статье уделяется академическому планированию на институциональном уровне.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-12-2005
Мария Михайловна Акулич Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 50-57. 
В статье рассматривается процесс модернизации российского образования в условия глобализации. Одним из важнейших глобализационных процессов является вхождение России в общеевропейское образовательное пространство. Этот процесс должен быть осмыслен и стратегически определен с учетом общей стратегии России в отношении к глобализации. Анализируются положительные и отрицательные стороны участия России в Болонском процессе, основные глобализационные тенденции в образовании.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Олег Борисович Томилин, Александр Владимирович Бритов, Светлана Ивановна Демкина Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 112-123. 
Подписав в 2003 году Берлинское коммюнике «Понимание европейского пространства высшего образования», Российская Федерация стала участником процесса создания паневропейского пространства высшего образования. В статье рассматриваются проблемы адаптации национальной системы образования России к новым условиям, реформирования системы высшего профессионального образования, вопросы повышения качества и доступности образования. Базируясь на результатах педагогического эксперимента, авторы предлагают возможные модификации образовательных технологий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Людмила Михайловна Волосникова Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 44-49. 
В статье рассматриваются принципы академической автономии в европейских странах. Этот вопрос актуален, и в научной литературе последних лет, международных актах, документах Болонского процесса уделяется значительное внимание содержанию вопроса академической автономии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2006
Светлана Владиславовна Спиридонова Университетское управление. 2005.  № 7(40). С. 89-97. 
В статье описывается опыт преподвателей Воронежского института экономики и социального управления, связанный с попыткой расширения диапазона предлагаемых курсов дополнительного кратострочного обучения управленческих кадров.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2006
Светлана Викторовна Береснева, Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 2005.  № 7(40). С. 45-50. 
В статье рассматриваются вопросы и проблемы успешности образовательных учреждений, которая зависит от способности точно диагностировать запрос на обучение и оперативно предлагать новые образовательные программы, соответствующие интересам потребителя. Автор рассматривает стратегию клиенстского подхода в образовательных учреждениях, сложности, возникающие при переходе с одной организационной структуры образовательного учреждения на другую.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Юрий Александрович Захаров, Виталий Алексеевич Москинов Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 100-103. 
В нашей стране направления реформирования образования определяются главной задачей образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение качества образования является одной из самых важных целей образовательной реформы. Качество образования рассматривается как многосторонняя концепция, охватывающая все основные функции и виды деятельности вуза, и характеризуется тем, как выпускник может быстро и эффективно включится в трудовую деятельность. На качество образования влияют многие факторы, например, такие как система управления вузом, организация отбора абитуриентов, содержание образовательных программ и т.д. В статье рассматривается влияние некоторых факторов на образование, выделяются основные задачи, стоящие перед российскими вузами, обсуждаются подходы к решению этих задач.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-11-2005
Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 104-113. 
Статья представляет собой отчет посещения экспертов – администраторов образования зарубежных университетов. Программа визита предполагала обсуждение проблем в формате рабочих групп по трем основным направлениям: управление университетскими финансам и диверсификация их источников, стратегический университетский менеджмент и повышение качества образования в рамках Болонской декларации. Члены группы экспертов: Робин Фаркуар (профессор Университета Карлтон), Яак Аавиксоо (ректор Университета Тарту), Оззи Линдквист (Финский совет оценки высшего образования, Университет Куопио), Елена Каменски (директор программ российского высшего образования, Зальцбургский семинар).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-12-2005
Гульнара Фатыховна Ромашкина Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 83-88. 
В статье рассматриваются результаты социологического исследования, проведенного в Тюменском государственном университете и посвященного оценке качества образования. Сформулированы критерии образовательной деятельности, наиболее существенно отражающие качество высшего образования. Построенная по этим критериям система мониторинга качества образования позволяет адекватно оценить те стороны жизни вуза, которые не поддаются отражению на основании привычных в вузе оценок.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2005
Сергей Олегович Шапошников Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 108-112. 
В статье рассматриваются результаты деятельности совместных академических программ, проблемы обеспечения должного качества обучения по этим программам. Качество совместных программ рассматривается с различных точек зрения - с точки зрения студента, как потребителя данной услуги, вуза, как участника программы, и точки зрения властных структур регионального и федерального уровней. В статье использован опыт участия в международных академических программах некоторых российских вузов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2006
Владимир Иванович Дурденко, Раиса Ильинична Мельникова, Светлана Владиславовна Спиридонова Университетское управление. 2005.  № 7(40). С. 50-56. 
Вопросы развития любого вуза невозможно рассматривать без обсуждения вопросов разработки и реализации стратегии. В статье рассматривается опыт стратегического планирования Воронежского института экономики и социального управления (ВИЭСУ).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Ирина Александровна Лиман Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 31-39. 
Статья посвящена проблемам государственной поддержки и финансирования высшего образования в России. Рассматриваются основные аспекты экономической реформы в области образования, вопросы бюджетирования, возможности и проблемы диверсификации источников финансирования высшего профессионального образования. Выделяются основные причины, оказывающие принципиальное влияние на развитие системы высшего образования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Наталья Юрьевна Пименова Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 35-41. 
В статье рассматривается дистанционное обучение как система социальной коммуникации на институциональном, муниципальном, региональном уровнях. В статье рассказывается об опыте работы системы дистанционного обучения, структура которой строится по территориальному признаку. В населенных пунктах и городах Приморского края и Дальнего Востока созданы представительства - ресурсные центры, основной задачей которых является обеспечение доступа учащихся к знаниям: информационным ресурсам вуза, базам данных, электронной полнотекстовой библиотеке, получению консультаций преподавателей и т.д. В статье приводятся результаты работы обучающего бизнес-проекта «Web-карьера» для студентов и преподавателей, в рамках которого реализовано несколько образовательных программ. Автор приходит к выводу, что развитие системы дистанционного образования – это реальный вклад достижений науки и техники, в том числе информатизации, в решение проблемы занятости населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Hans Vossensteyn Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 12-23. 
Данная статья исследует финансовое положение студентов Чехии, Венгрии, Польши и Словении. В ней рассматриваются политические курсы и разработки в области платы за обучение и студенческой финансовой поддержки, вопрос о том, как эти четыре страны справляются с ситуацией растущего спроса на высшее образование в условиях ограниченных государственных средств, а также дан сравнительный анализ политических курсов в области образования данных стран.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Оксана Олеговна Мартыненко Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 42-53. 
Обеспечение конкурентоспособности вуза требует экономического подхода к управлению учебным процессом. Добиться этого можно за счет умелого подхода - сочетания двух факторов: оптимизации издержек, т.е. установление конкурентоспособных цен, и повышения качества образования и образовательных услуг. Такой подход реализуется во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, избравшем стратегию предпринимательского вуза. В статье автор суммирует опыт проведенных в данном вузе реформ, выделяет основные направления работы, давших максимальный эффект, формулирует задачи повышения качества преподавания и предлагает приемы их решения.
ресурс содержит прикрепленный файл