Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуски:
Опубликовано на портале: 24-04-2010
Николай Петрович Макаркин, В.Д. Черкасов, Ирина Михайловна Фадеева, В.И. Маколов Университетское управление. 2008.  № 6. С. 46-51. 
В статье обобщен опыт развития исследовательского потенциала в рамках реализации стратегии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Проведен анализ показателей, характеризующих состояние, динамику и проблемы научно-исследовательской деятельности в вузе. Определены направления повышения исследовательского потенциала университета и качества научно-исследовательской деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-04-2010
Татьяна Анатольевна Мешкова Университетское управление. 2008.  № 5. С. 23-38. 
В статье представлен анализ перспективных направлений взаимодействия вузов с регионами. На примере опыта двух федеральных университетов, существующих в настоящее время в России, рассматривается вклад вузов в региональное развитие. Через анализ практик взаимодействия как минимум в четырех возможных сферах – экономической, социальной, политической и технологической – последовательно раскрываются механизмы интеграции вузов в жизнь регионов, на территории которых происходит их функционирование. Раскрывается инновационный потенциал многостороннего взаимодействия различных участников для социально-экономического развития городов и регионов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-05-2010
А.В. Легостаев Университетское управление. 2008.  № 2. С. 113-116. 
В статье представлен анализ основных парадигм бизнес-образования, проанализирована необходимость бизнес-образования для высшей школы, раскрыта практика реализации программ бизнес-образования для управленцев высшей школы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Введение [статья]
Опубликовано на портале: 04-05-2010
Университетское управление. 2008.  № 4. С. 3-8. 
Разработка стратегии образовательного учреждения: методические рекомендации / О. Б. Веретенникова, Н. В. Дрантусова, А. К. Клюев, С. В. Кортов, В. И. Майданик, Л. А. Малышева, Л. Н. Попова / Библиотека журнала «Университетское управление: практика и анализ».В рамках предлагаемых методических реокмендаций рассмотрены ключевые вопросы разработки стратегии образовательного учреждения. Авторы опирались на собственный опыт в области стратегического менеджмента как в некоммерческих (включая вузы и другие виды образовательных учреждений), так и в бизнес-организациях. Значительное внимание уделено анализу и оценке лучших отечественных и зарубежных практик стратегического управления. Надеемся, что сформулированные рекомендации будут полезны руководителям образовательных учреждений в работе по созданию успешных стратегий развития. Рекомендации структурно построены как синтез ряда материалов: опорные слайды, выделяющие ключевые мысли и идеи; собственно рекомендации по разработке стратегии образовательного учреждения; мини-хрестоматия, содержащая фрагменты полезных материалов по разработке стратегии; приложения к каждой главе, включающие список использованной литературы, ключевые термины и понятия раздела, практические материалы, иллюстрирующие подходы к решению проблем создания стратегии. Рекомендации включают в себя ряд проектов по созданию стратегии развития вузов, которые делались группами стратегического планирования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-04-2010
Геннадий Иннокентьевич Лазарев Университетское управление. 2008.  № 6. С. 96-102. 
В статье обсуждаются задачи и перспективы создания Дальневосточного федерального университета. По мнению автора, создание новых федеральных университетов в результате механического соединения вузов, различных по уровню развития, качеству образовательного и научно-исследовательского процессов, чревато возникновением серьезных проблем, снижающих эффективность формирующейся системы образования. Анализируя две предложенные концепции федерального вуза на Дальнем Востоке, Г.Лазарев считает целесообразным развитие нового федерального университета на основе модели ДВГТУ. При этом автор обращает внимание на то, что концепция ДВФУ должна приниматься с учетом выявленных проблем развития российской и международной высшей школы на основе жесткой привязки к нуждам социально-экономического развития региона и последовательной интеграции вузов по мере создания соответствующих условий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2010
Е.А. Могилевкин, Оксана Владимировна Горшкова, А.С. Новгородов Университетское управление. 2008.  № 1. С. 48-54. 
На примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса авторы статьи выявляют сильные стороны и проблемные зоны в кадровом менеджменте высшего учебного заведения. Раскрывается проблема оптимизации управления университетом в целом и управления персоналом как ведущей подсистемы менеджмента вуза. Приводится анализ практики применения различных методов оценки персонала динамично развивающегося университета. Рассматриваются современные технологии деловой оценки, планируемые к применению в ближайшей перспективе, положительно зарекомендовавшие себя, в том числе, и в бизнес-среде (профессиональные конкурсы, оценка при формировании кадрового резерва, ассессмент).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-05-2010
Николай Иосифович Берзон Университетское управление. 2008.  № 3. С. 65-72. 
Цель работы – провести анализ соотношения риска и доходности финансовых инструментов в зависимости от временного горизонта инвестирования на развитых и развивающихся рынках. Для этого исследовались показатели риска и доходности двух финансовых инструментов: акций и облигаций. Данные по американскому фондовому рынку приведены за период 1925-1998 годы, по российскому фондовому рынку за период с 1995 года по 2007 год. Проведенный анализ показал, что с удлинением сроков инвестирования показатели риска и доходности снижаются. При этом эффект временного фактора наиболее отчетливо проявляется при вложениях в акции, что превращает данный инструмент в низко рискованный, но дающий значительно более высокую доходность по сравнению с облигациями. Полученные результаты согласуются с результатами аналогичных исследований, проводившихся на развитых рынках капитала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-05-2010
Марина Дмитриевна Мартынова Университетское управление. 2008.  № 2. С. 85-88. 
Инновационные подходы в высшем образовании становятся требованием времени, и каждый вуз старается определить себя в инновационном образовательном пространстве. Новые требования предъявляются и к содержанию воспитательной работы со студентами. Они должны соответствовать как требованиям работодателей, уровню развития науки, так и потребностям современной молодежи, ее новому видению мира. Очевидно, что идет время новых форм и методов внеучебной работы в высшей школе, связанных, во-первых, с интеллектуальным развитием, а во-вторых, с этической составляющей специальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-05-2010
О.О. Янушевич, Э.А. Базикян, Н.Д. Ющук, Е.Г. Фабрикант Университетское управление. 2008.  № 1. С. 7-10. 
Очевидна необходимость системного реформирования образовательного процесса в медицинских вузах РФ. Оно начато в рамках приоритетных национальных проектов. Одним из победителей конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, стал Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ). В 2007 г. МГМСУ был начат экспериментальный проект, в рамках которого проделана следующая работа: повышение квалификации сотрудников, модернизация аудиторного фонда, закупка современного диагностического и обучающего оборудования, разработка нового оборудования, создание принципиально новых учебно-исследовательских, научных и клинических центров, создание принципиально новых учебников, учебных пособий и программ, а также коренная модернизация существующих. Это позволило принципиально уже сегодня продемонстрировать изменения в систему высшего медицинского образования
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-04-2010
Т.Г. Уварова Университетское управление. 2008.  № 6. С. 90-95. 
В статье анализируются задачи российских университетов в условиях становления экономики знаний. Обсуждается инновационный характер деятельности вузов по созданию и внедрению моделей управления. Обосновывается необходимость перехода университетов от функции управления изменениями, по факту их свершения, к новой парадигме управления на основе организационных знаний. Предлагается системный подход к организации управления инновационным университетом на основе знаний. Уточняется сущность и концепция корпоративных организационных знаний вуза.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-05-2010
Г.П. Старкова Университетское управление. 2008.  № 2. С. 88-95. 
Цель настоящей статьи – анализ инфраструктуры и механизмов функционирования научно-производственной сферы инновационного университета на основе опыта управления наукой Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Рассматриваются основные аспекты организации и управления научно-исследовательскими работами. Проанализированный в статье опыт ВГУЭС позволяет сделать вывод об активизации в университетской среде процессов интеграции науки, образования и бизнеса, коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок, передачи технологий в реальный сектор экономики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-04-2010
Д.К. Нургалиев, М.Н. Овчинников Университетское управление. 2008.  № 5. С. 66-71. 
На примере Казанского государственного университета рассматривается возможность создания Федерального университета. Обсуждаются преимущества и особенности создания Федерального университета на основе классического исследовательского. Делается вывод о схожести целей создания императорских университетов в Российской Империи и Федеральных – в Российской Федерации. Приводятся сведения о существующем сегодня в Казанском университете научно-образовательном потенциале, который может служить основой для нового типа вуза и предполагаемые новые направления подготовки специалистов. Особое внимание обращается на гуманитарные аспекты деятельности Федеральных университетов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2010
В.М. Московкин, А.В. Андросова Университетское управление. 2008.  № 1. С. 18-22. 
В качестве одного из подходов стратегического управления университетской деятельностью рассмотрен кластерный подход, сводящийся к построению шести возможных видов кластеров разного уровня. Приведен также пример миссии произвольной выпускающей кафедры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2010
Оксана Владимировна Горшкова, Оксана Олеговна Мартыненко, Л.Ю. Фалько Университетское управление. 2008.  № 1. С. 42-47. 
Статья посвящена описанию разработанной Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса технологии оценки и мотивации ППС. Важным элементом этой оценочно-развивающей технологии стал конкурс «Преподаватель года», призванный мотивировать преподавателей на активную работу и поощрять их за мастерство, компетентность и приверженность целям университета. В статье проанализированы использованные в конкурсе методы оценки качества деятельности ППС и описана модель компетенций преподавателя высшей школы, работающего в университете предпринимательского типа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2010
Юрий Иванович Дорошенко Университетское управление. 2008.  № 1. С. 38-41. 
Система контроля качества образования в вузе ориентируется на: результаты общеобразовательной и профессиональной подготовки; превосходящие нормативные требования результаты; востребованность выпускников. Эти показатели взаимодополнительны. Иерархия целей, мотивация студентов к профессиональной деятельности входят в систему управления качеством. Контроль за качеством учебной литературы отражает противоречие системы: потребность в централизованном управлении и поощрение творческой инициативы. Система контроля качества с позиций студента и административного аппарата различна; её отдельные компоненты могут дополнять, но не дублировать друг друга.
ресурс содержит прикрепленный файл