Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Журнал социологии и социальной антропологии

Опубликовано на портале: 12-02-2005
Владимир Владимирович Бочаров Журнал социологии и социальной антропологии. 2000.  Т. 3. № 1. С. 121-133. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-12-2006
В.Л. Круткин Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. 8. № 1. С. 171-178. 
Фотографирование ввело в повседневность новый опыт видения, придало новый инструментальный орган телу человека, ибо именно тело, а не сознание находится в центре опыта. Интересным для анализа является не только фотографирование событий, но и само событие фотографирования. Здесь развивается опыт, невозможный вне этого ритуала: реализуется контроль над ситуацией через ее стандартизацию, рубрикацию, иерархизацию. Здесь открывается идеология визуальных форм, устанавливающая нормы фотографирования и их понимание. Усвоение социального опыта означает, помимо прочего, освоение его визуальной составляющей — умения видеть и умения быть видимым. Быть видимым — это шаг к тому, чтобы «быть Я». За «цензурой вида» скрывается социальный контроль. Альбом как форма массовой культуры и своего рода фольклора хранит наборы прецедентных образов, позволяющих судить о социальных изменениях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-03-2005
Татьяна Борисовна Щепанская Журнал социологии и социальной антропологии. 2003.  Т. 6. № 1. С. 139-161. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2010
Николай Иванович Лапин Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
Автор изложил свой подход, который позволяет операционально представить общество как целое: его составляющие (личность, культура, социум), типы их соотношений, функции, структуры, процессы, этапы эволюции. При этом отдельный человек не теряется перед массой современного социума, а может стать вровень с ним как реальный актор. В этом — суть антропосоциетального подхода. Как он обоснован? Автор предложил понимание общества как неравновесной антропосоциетальной системы, которая подвержена угрозам катастрофических рисков, но способна в ответ на них изменяться, порождать из кризиса и хаоса стабилизацию и порядок. Это понимание опирается на совокупность принципов, среди которых центральным является принцип неполного взаимного соответствия личности и общества (социума). Рассмотрены актуальные проблемы массовизации индивидов в различных обществах и индивидуализации обществ «другого модерна». Дана характеристика Европейского Союза как антропосоциетальной системы нового типа — между государствами и между гражданами этих государств. Акцентирована необходимость «выращивания» современных качеств российского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2010
С.К. Песцов Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 2.
В статье обсуждается взаимосвязь между двумя важными тенденциями мирового развития – регионализмом и глобализацией. По мнению автора, регионализм выступает довольно эффективным способом упорядочения отношений в рамках расширяющегося и утрачивающего прежнюю стабильность пространства. Автор описывает сложную, многоярусную конструкцию регионализма, которая является одной из фундаментальных опор современного миропорядка.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-10-2004
Ch.W. Smith
Перев.: Н.В. Глебовская (ориг.: Русский) Журнал социологии и социальной антропологии. 2002.  Т. 5. № 2. С. 43-59. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-08-2007
Clifford Geertz Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. VII. № 3. С. 153-160. 
Данная работа является примером социального анализа экономического поведения на классическом восточном рынке, называемом базаром. Это одна из традиционных областей исследования экономической антропологии. Работа основывается на эмпирическом материале, полученном в ходе полевого исследования базара в Марокко. Такой тип экономики автор называет «базарной экономикой». Действия экономических агентов в данной экономической системе имеют специфические черты и в значительной степени отличаются от чисто конкурентных рынков неоклассической экономической теории. В связи с этим автор обращает особое внимание на два вопроса, которые придают восточному базару особый колорит: клиентелизация и процесс торга. Первый обеспечивает длительные социальные связи, что существенно отличается от разовых сделок чистого рынка; а второй выражается в том, что дух торга становится более важным, чем установление цены как таковой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2008
Арсений Хитров Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 66-76. 
В статье модель виртуальной личности сопоставляется с другими личностными моделями, разработанными в новоевропейской культуре. В ходе анализа демонстрируется, что виртуальная личность не является исключительным и новым явлением в истории европейской культуры. Ее основные атрибуты (самоконструирование, бестелесность и множественность) уже не раз обыгрывались как в философии, так и в литературе, а ныне они получили лишь еще одну возможность для объективации — на новом технологическом уровне. Помимо перечисленных выше свойств виртуальной личности важно отметить еще одну — ее принципиальную диалогичность. Автора, пишущего в сетевом дневнике, интересует отклик, который он может получить от удаленного, если перефразировать Мандельштама [1987], собеседника. Его интересует отклик не только знакомых, но и другого, неизвестного сознания. Сетевая личность невозможна без другой сетевой личности. Автор сетевого дневника обращается к себе, к Другому и к себе как Другому. Дальнейшие перспективы рассмотрение данной проблематики можно связать с комплексом явлений, объединяющихся понятием «Web 2.0» [Тим О'Рейли 2005]. Концепция «Web 2.0» родилась как ответ на проблемы «классического» Ин¬тернета («Web 1.0»), представляющего собой малоподвижную, статичную структуру с минимальными возможностями обратной связи. Диалектика «Web 2.0» и «Web 1.0» является также диалектикой потребления и коммуникации. Пассивный потребитель «классического Интернета» становится активно коммуницирующим существом. Однако формы коммуникации, предлагаемые новой суммой технологии, настолько разнообразны, что коммуникация становится не просто передачей информации, но и действием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2010
Елена Игоревна Степанова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 4. С. 127-142. 
Статья посвящена проблемным аспектам внедрения в систему российского образования Болонского процесса, попытке разобраться с «духом» и «буквой» болонских трансформаций в России. Глобальная инициатива по интеграции европейского образования анализируется в нескольких сравнительных контекстах — ход реализации болонской реформы в Европе и России, характер и масштаб вводимых в российское высшее образование новаций и их соотношение с настоятельными проблемами российского образования, адекватность вводимых организационных форматов специфике российского образования и проблемность сохранения достоинств российского образования, аргументы тех, кто «за», и тех, кто «против» перестройки российского образования под болонские форматы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2010
Римма Павловна Шпакова, Ростислав Евгеньевич Гергилов Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 2.
В статье рассматривается жизнь и творчество Макса и Альфреда Веберов; анализируются их методы исследования общественных явлений. Цель работы заключается в презентации их теоретических концепций в их связи с социальными, политическими и экономическими проблемами того времени. Особое внимание уделено выявлению сходства и различия их подходов к решению этих проблем и преодолению господствующего предрассудка о неравновеликости вклада М. Вебера и А. Вебера в социологию. Предпринимается попытка выявления новаторского характера социологических концепций последнего.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2008
Ольга Жлудова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 38-59. 
Данная работа посвящена исследованию технологий управления человеческим поведением (брендингу). Многочисленные экономико-социологические и культурологические исследования фиксируют качественные изменения в потребительских практиках, наблюдаемые в условиях развития массовой культуры. Среди них формирование отдельной индустрии, целью которой является производство продуктов для управления поведением потребителей. Основу продуктов этой индустрии составляют различные психо- и/или социотехнологии (в т.ч. и бренд-технологии), осуществляющие управленческое воздействие посредством формирования и тиражирования эмоциональных стереотипов. На начальном этапе каждый бренд представляет собой психо- и/или социотехнологию, которая в своей основе есть определенный способ управления потребителем и направлена на создание у социального объекта (человека, группы, членов организации, социума и т.п.) конкретных осознаваемых или неосознаваемых им психосостояний — ощущений, эмоций, мнений, убеждений, знаний, действий. Потребление брендов как чувственных образов, становящееся для целого поколения формой представления себя другим людям и коммуникаций с ними, позволяет сегодня говорить о том, что они становятся формой, организовывающей потребительские практики, и играют роль механизмов регуляции поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2010
О.О. Гопкало Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
В научном сообщении раскрывается содержание и основные противоречия концепции потребительской революции, ее взаимосвязь с теорией общества потребления, необходимость разграничения и самостоятельного анализа этих явлений. Анализируются интеллектуальные, социальные и экономические предпосылки потребительской революции, систематизируются представления о сущности изменений, описываемых этим понятием. Рассматривается связь потребительской революции и промышленного развития в рамках анализируемой концепции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2010
Герберт Спенсер Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 4. С. 56-77. 
Публикуется по: Спенсер Г. Будущее рабство // Спенсер Г. Личность и государство. Спб, 1908.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Г.Д. Гурвич Журнал социологии и социальной антропологии. 2000.  Т. 3. № 1. С. 34-53. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-08-2007
Pierre Bourdieu Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 5. С. 8-11. 
В статье утверждается, что социальная история социальных наук дает возможность исследователю изучить его собственное бессознательное, отложившееся в его представлениях в процессе пребывания в своей дисциплине. Объективация объективирующего субъекта мобилизует научные ресурсы: она помогает исследователю освоить объективированную и инкорпорированную историю. Это позволяет снять угрозу релятивизации социальных наук. Прибегая к объективации объективирующего субъекта, социальные науки могут использовать собственные интеллектуальные инструменты как рефлективные инструменты, способные защитить их от следствий изучаемых социальных причин.
ресурс содержит прикрепленный файл