Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Журнал социологии и социальной антропологии

Опубликовано на портале: 22-07-2003
Римма Павловна Шпакова Журнал социологии и социальной антропологии. 2001.  Т. 4. № 1. С. 62-78. 
Автор рассматривает некоторые важные аспекты учения немецкого социолога Вернера Зомбарта, одного из наиболее выдающихся теоретиков ХХ-го века. Статья представляет собой анализ реальных возможностей и ограничений социологического знания. Показано, что решение главной задачи в этой концепции влечет за собой много новых проблем в разных отраслях социологии и философии. Показаны плодотворные идеи в теоретическом наследии Зомбарта, которые важны для теории и методологии науки и в наши дни.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Андрей Григорьевич Здравомыслов Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 3. С. 3-20. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-07-2012
Анастасия Сергеевна Курилова Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 5. С. 121-129. 
Статья посвящена вещам как объектам потребления в обществе потребления. Общество потребления порождает специфические материальные объекты потребления со своими характерными чертами. Эти материальные объекты вместе с правилами, обеспечивающими существование и воспроизводство общества потребления (принцип искусственного устаревания; необходимость постоянного дополнения и замены вещей личного пользования; институт потребительского кредитования и пр.), создают надындивидуальную реальность, влияющую на мышление, поведение и качество жизни людей вне зависимости от степени их реальной включенности в реальные практики общества потребления. Формально-рациональное начало, приведшее к формированию общества производства, а затем общества потребления, создало «железную клетку» рациональных систем, из которой нельзя выбраться, а также некоторые иррациональные дегуманизационные феномены в этих рациональных системах (согласно развитию идей М. Вебера Д. Ритцером). К таким иррациональным аспектам материальной культуры общества потребления относятся погрешности качества и дизайна объектов потребления, возведенные в правило и влияющие на качество жизни людей.
Опубликовано на портале: 01-12-2010
В.Л. Круткин, Иван Сергеевич Комов Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 4. С. 178-185. 
Рассматривается интерпретация визуальной антропологии Д. Мак- Дугаллом в его фильме «Возраст разума». Этим фильмом он завершает двухлетний исследовательский проект по изучению антропологии детства на материале элитной школы современной Индии. Автор считает, что понятие «социальная эстетика», отсылающее к чувственным характеристикам социального и природного ландшафта, играет важную роль в объяснении процесса социализации. Визуальное знание, которое сообщается через изображения, рассматривается как средство постижения опыта других людей, отличное от традиционного словесного знания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-08-2010
Марина Вячеславовна Семина (Киблицкая), Анна Олеговна Ганжа Журнал социологии и социальной антропологии. 2008.  Т. 11. № 2. С. 153-167. 
Статья посвящена методологическим и методическим аспектам преподавания визуальной социологии. Обобщен опыт двух преподавателей из Государственного университета–Высшей школы экономики и социологи- ческого факультета МГУ. Даются два разных подхода к преподаванию визуальной социологии в данных вузах: первый основан на соединении социологии и фотографии, второй ― на развитии социологического вооб- ражения с помощью метода включенного визуального наблюдения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-09-2010
Юлия Захарова Журнал социологии и социальной антропологии. 2008.  Т. 11. № 1. С. 147-161. 
Визуальная социология в России находится на стадии формирования теоретической, терминологической, методической базы. Своеобразная по%пулярность направления определяется социокультурным контекстом («визуализация» культуры), в том числе и российского общества, в русле ис%следовательских подходов, также ориентирующихся на современную культурную ситуацию. Статья представляет собой попытку анализа явления «визуальной социологии» в российской социологии сегодняшнего дня, систематизации теоретических основ, обзора методических приемов.
Опубликовано на портале: 04-12-2010
Евгения Григорьева, Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2010
Я. Панакова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 4. С. 161-177. 
Радикальные изменения современной социальной реальности требу ют другой антропологии: более гибкой, находчивой. Автор выступает за включение в антропологию все еще маргинального сегодня метода кино. Если в классической антропологии такие вопросы, как постижение инокультурного опыта и способ его репрезентации, вопрос интерсубъективности в поле или вопрос роли антрополога — «автора», заключались в скобки, то в случае применения метода кино они становятся непосредственной частью антропологического труда. По этим же причинам метод кино незаменим при изучении миграции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2010
Ростислав Евгеньевич Гергилов Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 2. С. 39-48. 
В статье рассматривается рецепция социологических взглядов М.Вебера и М. Шелера в области культуры и знания современными зарубежными исследователями. Отмечена глубина и эвристичный характеранализа социокультурных феноменов, свойственные основателям социологии культуры и знания. Особое внимание уделено преодолению ставшего неким клише историко-научного предрассудка о незначительной ролиМ. Шелера в создании и развитии социологии знания. Посредством текстологического анализа выявлено эксплицитное и имплицитное присутствие идей и теоретических положений М. Шелера и М. Вебера в работахсовременных социологов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-06-2012
Зинаида Васильевна Сикевич Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 2. С. 41-58. 
В статье рассматривается влияние этнического фактора на социальные процессы в условиях модернизации общества. Анализируются основные социологические и социально-антропологические подходы к феномену этничности. Приводится авторская классификация этнического фактора на макро-, мезо- и микроуровне. Особое внимание уделяется субъектам межэтнического взаимодействия, в частности, содержанию негативного взаимодействия как отражения системы этнических предубеждений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-05-2010
Людмила Ивановна Найденова, Леонид Николаевич Федотов Журнал социологии и социальной антропологии. 2009.  Т. 12. № 2. С. 84-95. 
Статья посвящена понятию внеэкономического капитала, под которым понимается социальный, человеческий, культурный и символический капитал. Эти понятия появились, с одной стороны, для демонстрации универсальности понятия «капитал», а с другой, для обоснования того, что господство экономического капитала неправомерно по отношению к другим, не менее важным видам капитала. В статье рассматривается значение социального и других видов внеэкономического капитала для воспроизводства и развития регионального социума.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2010
А.М. Пивоваров Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.
В статье исследуются место и значение, которое занимает феномен внутриличностной коммуникации в социологической теории. Внутриличностная коммуникация рассматривается как непременный компонент любого уровня социальной коммуникации. Анализируются теоретические положения, представленные в работах М. Вебера, Дж. Мида, А. Шюца, Ю. Хабермаса, и показано, что в них сложилось собственное, достаточно ясно выраженное отношение к интраперсональным коммуникативным процессам и воображаемым интеракциям. Обосновывается позиция, в соответствии с которой социологический подход позволяет рассматривать вербальную осознанную внутреннюю коммуникацию личности, организованную по формам, аналогичным формам внешней социальной коммуникации, и обслуживающую рациональные действия индивидов, а также обмен этими действиями в ходе социального взаимодействия. Показано, какую роль играет анализ внутриличностной коммуникации в понимании рациональной мотивации действий социальных субъектов, а также какие особенности внутриличностной коммуникации являются существенными признаками для определения типа действия, совершаемого субъектом. Предложена авторская модель внутриличностной коммуникации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-10-2004
Игорь Анатольевич Голосенко Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 2. С. 153-158. 
Рецензируется книга С. Бразевича, посвященная развитию военной социологии в России с середины 19 до начала 20-го века.
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Игорь Владимирович Образцов Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 3. С. 88-106. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-12-2010
Гульнара Эдуардовна Галанова Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.
Рецензия на книгу: Нужда и порядок: история социальной работы в России XX века / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой: Сб. науч. ст. — Саратов: Центр социальной политики и гендерных исследований; Изд-во «Научная книга», 2005. — 460 с.
ресурс содержит прикрепленный файл