Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Журнал социологии и социальной антропологии

Выпуски:
Abstracts [статья]
Опубликовано на портале: 19-06-2012
Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 1. С. 215-218. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Abstracts [статья]
Опубликовано на портале: 27-06-2012
Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 3. С. 217-219. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Abstracts [статья]
Опубликовано на портале: 26-06-2012
Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 2. С. 216-219. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Abstracts [статья]
Опубликовано на портале: 05-07-2012
Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 5. С. 412-422. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Abstracts [статья]
Опубликовано на портале: 29-06-2012
Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 4. С. 214-218. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2012
Анастасия Алексеевна Лысакова Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 5.
В статье анализируется арт-рынок новейшего времени, дается попытка выявить специфику потребления искусства категории contemporary. Современный арт-рынок характеризуется глобализацией своей деятельности, изменением традиционных функций художественных институций и гипертрофированной ролью профессиональных  посредников, отсутствием четкой ценовой политики и априорной невозожностью контроля уровня цен, а также виртуализацией. Его симптоматичной чертой является страстное потребление contemporary art — актуального искусства. Уровень цен на произведения этой категории сопоставим с уровнем цен на проверенное временем искусство старых мастеров, потребление которого, наряду с коллекционерским, носит инвестиционный характер. В свою очередь, «новые» собиратели, потребляющие «свежайшую» арт-продукцию, руководствуются иными  целями. Покупка актуального искусства, с одной стороны, согласно методологии Ж. Батая, может быть понята как показная трата — демонстративное разрушение богатства с целью подтверждения, удержания или повышения своего социального статуса. С другой стороны, потребление contemporary art не является единичным актом покупки. Такое потребление становится стилем жизни. Посредством потребления, покупки contemporary art новые элиты увеличивают свой символический капитал. Потребление актуального искусства — потребление культурно и социально дифференцирующее — это маркер, позволяющий выделить касту «своих».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-06-2012
Маргарита Андреевна Завадская Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 2. С. 102-118. 
Статья посвящена вопросам применения микросоциологических подходов к исследованию феномена академической неуспеваемости в российских вузах. Автор опирается на предварительные результаты включенного наблюдения и на собственный педагогический опыт. Предпринимается попытка включить анализ повседневных практик в стенах университета в контекст текущих проблем высшего образования, в частности, проблемы академической неуспеваемости. Традиционно этот вопрос рассматривается сквозь призму агрегированных статистически показателей. Однако, на наш взгляд, изучение практик в стенах университета может вскрыть проблему со стороны реальных акторов, того,как коллективно осмысливаются действия акторами: студентами и преподавателями, и, наконец, каким образом «конструируется» такоеявление, как академическая неуспеваемость.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2012
Егор Андреевич Малов Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 1. С. 66-86. 
Статья отражает ключевые положения акторно-сетевой теории, представленной Парижской ветвью: работами Бруно Латура, МишеляКаллона и их последователей. Основные этапы теории — идеи о социальных сетях и взаимодействии посредством актантов — примененык анализу праздника дня рождения как социального ритуала со своими нормами проведения. Некоторые тенденции изучения социальных се-тей были использованы для объяснения категории «гости», от которой зависят те или иные подарки и проведение празднования в целом. Анализ нарративов, наблюдений и текстов интервью позволил выявить конкретное содержание меняющегося отношения к празднованию дня рождения у молодежи России через анализ содержания и значений составляющих праздник практик.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-07-2012
Анастасия Сергеевна Курилова Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 5. С. 121-129. 
Статья посвящена вещам как объектам потребления в обществе потребления. Общество потребления порождает специфические материальные объекты потребления со своими характерными чертами. Эти материальные объекты вместе с правилами, обеспечивающими существование и воспроизводство общества потребления (принцип искусственного устаревания; необходимость постоянного дополнения и замены вещей личного пользования; институт потребительского кредитования и пр.), создают надындивидуальную реальность, влияющую на мышление, поведение и качество жизни людей вне зависимости от степени их реальной включенности в реальные практики общества потребления. Формально-рациональное начало, приведшее к формированию общества производства, а затем общества потребления, создало «железную клетку» рациональных систем, из которой нельзя выбраться, а также некоторые иррациональные дегуманизационные феномены в этих рациональных системах (согласно развитию идей М. Вебера Д. Ритцером). К таким иррациональным аспектам материальной культуры общества потребления относятся погрешности качества и дизайна объектов потребления, возведенные в правило и влияющие на качество жизни людей.
Опубликовано на портале: 25-06-2012
Зинаида Васильевна Сикевич Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 2. С. 41-58. 
В статье рассматривается влияние этнического фактора на социальные процессы в условиях модернизации общества. Анализируются основные социологические и социально-антропологические подходы к феномену этничности. Приводится авторская классификация этнического фактора на макро-, мезо- и микроуровне. Особое внимание уделяется субъектам межэтнического взаимодействия, в частности, содержанию негативного взаимодействия как отражения системы этнических предубеждений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-06-2012
Инна Феликсовна Девятко Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 2. С. 139-164. 
В статье показано, что социологический анализ феноменов восприятия дистрибутивной справедливости требует изучения их гипотетических взаимосвязей с имеющимся у социальных акторов обыденным дескриптивным знанием. Представлены результаты экспериментальногоисследования взаимосвязи между выносимыми индивидами суждениями о справедливости распределения централизованных доплат различнымгруппам населения и собственным обыденным знанием испытуемых о существующем положении дел, т. е. о релевантных социальных и экономических фактах. Полученные результаты показывают, что для суждений о справедливом распределении доплат, направленных на выравнивание доходов и доступа к цифровым коммуникациям, в большинстве случаев не наблюдается прямой взаимосвязи с индивидуальными интуитивными оценками фактического положения дел в соответствующих областях. Эта взаимосвязь может быть обнаружена лишь для отдельных групп потенциальных получателей перераспределяемых благ и иногда иметь противоположное ожидаемому направление (при фиксированном инструкцией к заданию компенсирующем эгалитаристском принципе распределения). Результаты эксперимента косвенно свидетельствуют в пользу когнитивистской теории моральных чувств (Р. Будон) и ставят под сомнение расширительные трактовки «теоремы Томаса».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-07-2012
Дмитрий Владиславович Иванов Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 5. С. 9-28. 
Рассматривается становление глэм-капитализма — системы, превращающей гламур из стиля жизни и эстетической формы в логику производства товаров, создания организационных структур, операций на финансовых рынках. Показано, как в условиях глэм-капитализма потребление становится непосредственной производительной силой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2012
Элмира Камаловна Наберушкина Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 3. С. 119-139. 
Cтатья посвящена новому направлению в изучении доступности социального пространства современного города для людей с ограниченными возможностями. В центре работы — исследование социального исключения по признаку инвалидности, вопросы влияния социального знания на градостроительные практики. Статья содержит обзор парадигм и идеологических установок, определяющих конструирование и маркиро-вание городского пространства. В центре внимания автора следующие вопросы: какие социально-политические и экономические предпосылкивлияют на формирование барьеров и практик социального исключения инвалидов из городской повседневности; какие парадигмы восприятиячеловека определяли образ городов и домов в эпоху советского быта и формировали отношение к праву инвалидов на доступное социальное пространство; каковы барьеры современного города, препятствующие социальным коммуникациям и толерантности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2012
Анисья Михайловна Хохлова Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 5. С. 182-191. 
В статье обсуждается специфика городских публичных мест как арены взаимодействия производителей символических благ и их публик. В фокусе нашего внимания находятся проекты паблик арт, нацеленные на переосмысление и преобразование открытой городской среды (улиц, площадей, парков, промзон и пр.) и на создание новых смыслов, которые вовлекают публику в процесс реинтерпретации пространства размещения арт-объектов. Мы показываем, что процесс (совместного) производства творцами и публиками новых смыслов зачастую укоренен в социокультурном контексте, определяемом такими характеристиками городских публичных мест, как общедоступность, разнообразие, свободная и непредсказуемая интеракция, анонимность, клишированность, культура страха и культ безопасности, и одновременно  предполагает обыгрывание этих характеристик.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2012
Ирина Юрьевна Гуляева Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 1. С. 133-147. 
В статье обсуждается проблема неформальных межличностных коммуникаций представителей голландской и российской культур на голландских или совместных предприятиях Санкт-Петербурга. В центре внимания — межкультурный характер деловой коммуникации и, прежде всего, место приватного (частного) и публичного в структуре межкультурной коммуникации. Основываясь на результатах своего эм-пирического исследования, автор выявляет различия в определении частной информации (о себе) и публичной, т. е. той, которую можно свободно обнародовать, существующие в голландской и российской культурах. Приватное и публичное анализируется через призму нескольких теоретических подходов, основным из которых является драматургический подход И. Гофмана, который, с одной стороны, позволяет понять специфику коммуникативной ситуации на микросоциологическом уровне, а с другой — отражает существующую динамику.
ресурс содержит прикрепленный файл