Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 14-01-2005
Георгий Петрович Орлов Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 123-128. 
Курс по указанной в заголовке статьи тематике читается автором на факультете политологии и социологии Уральского государственного университета и в Институте социологии и экономики Уральского государственного профессионально-педагогического университета. Чем вызваны его необходимость и целесообразность? По этому поводу хотелось бы поделиться с коллегами-преподавателями социологии своими соображениями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-02-2005
Оксана Феликсовна Пиронкова Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 65-74. 
В статье очерчены эволюционные тенденции в подаче ТВ новостей с использованием сравнительного анализа двух моделей информационного вещания, которые максимально дублируют график повседневной жизни зрительской аудитории для повышения спроса на свой канал.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-01-2009
Лидия Леонидовна Шпак Социологические исследования. 2008.  № 3. С. 126-136. 
Статья посвящена рассмотрению "Журнала Министерства народного просвещения" как источника по исторической социологии образования. Журнал выходил с 1867 г. и печатал правительственные распоряжения, официальные извещения, отчеты о деятельности русских ученых обществ и учреждений, критические и библиографические заметки, рецензии, аналитические статьи о состоянии образовательных учреждений по учебным округам. Журнал, отражая правительственную точку зрения на проблемы образования, не обходил острые вопросы школ и вузов. К числу узловых социальных вопросов относились: персонал и состояние сети образовательных учреждений, преемственность между внутрисистемными образовательными уровнями, соотношение специальной и общей подготовки, социальный состав и мобильность учащихся.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Наталья Владимировна Гончарова Социологические исследования. 2003.  № 1. С. 83-91. 
Статья написана по материалам лонгитюдного исследования "Гендерные стратегии занятости в России", проведенного в 1999-2000 гг. Исследование предполагало периодическое (в течение двух лет) интервьюирование 60 информантов (30 юношей, 30 девушек) - выпускников высших и средних специальных учебных заведений г. Ульяновска для определения значимых моментов трудовой биографии, влияющих на изменение их представлений о семье, карьере, обществе. Анализ интервью с молодыми женщинами-специалистами позволил сфокусироваться на проблеме конструирования гендера в сфере трудовых отношений, в частности, в процессе реализации карьерных притязаний. В качестве методологических предпосылок исследования автором выбраны идея социального конструирования гендера и понимание трудовой сферы как символического пространства, образованного набором практик, правил и языка. В интервью с женщинами женская карьера рассматривается через противопоставление с мужской, пространство карьерных притязаний описывается как "мужское". "Вторгаясь" в него, женщина принимает "мужские" правила игры или частично реконструирует существующий порядок властных отношений. Освоение "мужского" пространства осуществляется женщинами (в частности, бизнес-леди) стратегически: посредством демонстрации, доказательства своей нужности на предприятии, активного экспериментирования и самостоятельного выбора в частной сфере (гражданский брак, безбрачие). Автор статьи делает вывод о том, что действуя активно и творчески в пространстве карьерных притязаний, женщина "обживает" его, выстраивает свои границы дозволенного, изобретает выигрышные схемы взаимодействия в профессиональной сфере и соотносит их с семейно-брачными перспективами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Жанна Владимировна Чернова Социологические исследования. 2003.  № 2. С. 97-103. 
Цель данной статьи - анализ медиа-репрезентации образцов нормативной мужественности в сфере потребления. Маскулинность как категория тендерного анализа достаточно редко, по сравнению с фемининностью, является предметом специального изучения. Современные российские тендерные исследования фактически сводятся к "женским исследованиям", оставляя без внимания процессы формирования и трансформации мужественности. Однако для осмысления специфики тендерной культуры современной России изучение последних необходимо.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-02-2009
Михаил Владимирович Берендеев Социологические исследования. 2007.  № 4. С. 127-132. 
По мнению автора, при изучении проблемы региональной идентичности следует избегать жесткого противопоставления того, как соотносят себя респонденты с предлагаемым в опросных листах условными социальными группами. Пример Калининградской области показывает, что самоидентификация индивидов с такими социальными образами, как «калининградец, «европеец» и «россиянин», зависит от степени решенности для конкретного человека определенных проблем. Поэтому такая самоатрибуция приобретает не типовой, а эксклюзивный характер, когда респондент вкладывает в соответствующий образ свое персональное видение.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-02-2005
Леонид Ефимович Гринин Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 46-54. 
В статье раскрывается предметно-содержательная сторона понятия «личной известности», изучается влияние фактора личной известности на социальную структуру общества. Отмечается, что известность стала сегодня одним из факторов социальной дифференциации, поскольку открывает в системе неравенства доступ к таким благам, как власть, богатство, престиж, статус, привилегии. В традиционных обществах известность имела своим содержанием выделение человека среди людей общего круга (рыцари, мастера и т.д.). В Средние Века она имела результатом возвышение в своей сословной группе, но, как правило, не влияла фатально на социальное положение ни буржуа, ни дворянина. В современных обществах известность стала одним из видов социального и символического капитала (П. Бурдье). Ее наличие позволяет человеку привлекать к себе внимание многих людей и непосредственно влиять на них. Для известности такого рода (в отношении нее автор применяет термин «люди известности») характерно то, что здесь личная известность дополняется к «перечню благ, вокруг которых проходят главные линии неравенства». Особая тема – формирование того слоя, который автор квалифицирует как «профессионалов известности». В этом плане говорится о большой роли СМИ и рекламы. В заключительных разделах статьи дается характеристика новой элиты, ее морали, показано влияние ее на структуру общества. В России «пробивание» в круг «известных людей» имеет свою специфику: «расцвел фаворитизм»; по сравнению с Западом меньшую роль играют коммерческий заказ и отбор на конкурсной основе.
Опубликовано на портале: 28-01-2008
Валерий Андреевич Мансуров, Анна Валерьевна Семенова Социологические исследования. 2007.  № 8. С. 35-41. 
Приводятся результаты проведения контент-анализа публикаций газеты "Московский комсомолец" со 2 по 24 сентября 2004 года на тему освещения плохой организации помощи пострадавшим от терактов в Беслане (охвачено 11 материалов), от взрыва в Москве на станции метро Рижская (6 материалов) и от взрывов домов в Волгодонске и на ул. Гурьянова (по 1 материалу). Отмечено, что при всем критическом отношении журналистов к деятельности спецслужб и к представителям официальных органов власти (включая тогдашнего президента Северной Осетии Дзасохова) авторы не направляют критику в адрес президента В.В. Путина, который, как пишется в одной из статей, "переживает больше всех, ... всегда принимает взвешенные решения, всю ответственность берет на себя".
Опубликовано на портале: 19-06-2009
Людмила Тимофеевна Волчкова, Сергей Валерьевич Рассказов Социологические исследования. 2009.  № 2. С. 16-28. 
Рассматривается система социального управления, позволяющая на основе "народных" первичных размещений акций (IPO) привлечь сбережения населения в общественное производство; раскрываются содержание и механизмы реализации управления на уровне отдельной компании: привлечение средств, соблюдение необходимых пропорций в структуре собственности и условий ее воспроизводства, а также предупреждение массового оттока капитала; социологический аспект управления как формирование доверия между двумя группами инвесторов - компанией и государством.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-03-2009
Николай Иванович Карбаинов Социологические исследования. 2007.  № 11. С. 136-139. 
В данной статье представлены результаты полевого исследования, проведенного автором в "нахаловках" Улан-Удэ в 2005 - 2006 годах: включенное наблюдение, серия интервью с жителями незаконных поселений, с городскими чиновниками и коренными жителями, дискурс-анализ местной прессы и других источников СМИ. Автор рассмотривает один из аспектов исследования, а именно, процесс присвоения сельскими мигрантами городской земли. Под присвоением в данном случае понимается не только физические практики незаконного захвата земли, но и конструирование представлений, с помощью которых этот захват оправдывается. Причем в последнее время они служат не только для оправдания захвата земли, но и используются в качестве инструментов в борьбе, которую ведут жители "нахаловок" против городских властей за признание своих прав на земельные участки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Александр Васильевич Новокрещенов Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 29-34. 
Автор статьи задается вопросом, действительно ли при наличии нужного количества ресурсов можно любого человека избрать на любой пост? Действительно ли электоратом можно управлять как угодно без всяких ограничений? Автор представляет результаты своего исследования, целью которого было определить, обладает ли местное сообщество каким-либо механизмом самозащиты от навязывания нужных власти кандидатов в ходе выборов. В основе исследования - опрос 700 человек в Новосибирске, проведенный в ноябре 2001 г. Оценивалось влияние биосоциальных факторов (пол, возраст, образование, социальный статус, продолжительность проживания в городе) на характер реакции электората на внешнее воздействие в ходе выборов. После анализа влияния каждого из указанных факторов делается вывод, что все они оказывают влияние на политические пристрастия избирателей и на их электоральную активность. Эти объективные факторы, а также еще добавленный автором фактор под названием «ментальность», ограничивают возможность манипуляции избирателями и являются частью защитного механизма общества от внешних воздействий. Этот механизм поддержания устойчивости автор не берется описать (в чем честно признается) и уподобляет его знаменитой «невидимой руке» Адама Смита, а также коллективному бессознательному.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-02-2007
Евгений Григорьевич Андрющенко Социологические исследования. 2000.  № 5. С. 16-18. 
В статье рефлексируется десятилетний опыт выборов в России и участие/неучастие в этом процессе в качестве экспертов социологов. Автор отмечает, что наиболее грамотно с прогнозами результатов выборов выступают специалисты по проблемам изучения общественного мнения. Однако круг тех, кто постоянно оказывался в поле внимания СМИ, особенно телевидения, был ограничен руководителями двух центров: Ю. Левадой (ВЦИОМ) и А. Ослоном (Фонд "Общественное мнение"). Оба центра при этом оказались в финансовой зависимости от участников предвыборной гонки со стороны "партии власти".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-10-2004
Валентина Николаевна Ярская, Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова Социологические исследования. 2002.  № 6. С. 74-82. 
В данной статье использован гендерный подход к изучению структуры рабочей силы и самого процесса труда в социальной сфере. Анализ основывается на результатах кейс-стади, проведенных в учреждениях системы труда и социального развития, занятости и образования в крупном провинциальном российском городе в 2000-2001 гг. Исследование включало также серию интервью о проблемах профессионализации социальной сферы. Авторы исходят из структурной предопределенности женской занятости в социальной сфере и предлагают рассмотреть особенности "женской работы" в системе социального обслуживания. Результатом исследования стал вывод о том, что женщины, работающие в социальных службах, как правило, ранее лишались работы на производстве, или женщины с маленькими детьми, которые соглашаются на малооплачиваемую работу из-за гибкого графика и по альтруистическим соображениям. Вознаграждение социальных работников скорее символическое, чем монетарное. Таким образом, государственная политика заработной платы в сфере социального обслуживания по сути воспроизводит и закрепляет социальные предрассудки о дешевизне женского труда и порождает новые формы социального исключения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2007
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2000.  № 2. С. 138-139. 
В 1999 г. журнал «Социологические исследования» провел научную конференцию «Новое в социологической теории и практике», посвященную 25-летию выхода в свет первого номера журнала. В работе конференции участвовали представители исследовательских центров РАН, независимых исследовательских учреждений, ведущих университетов и академий Москвы и российских регионов. При подготовке конференции специальные усилия организаторов прилагались к тому, чтобы ориентировать коллег-социологов на обсуждение новых насущных проблем социологической теории и практики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2006
Инна Вениаминовна Налетова Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 130-136. 
Автор статьи задается вопросом: действительно ли в России образовалась новая, отличная от традиционной, православная религиозность (с новой практикой, духовностью, новым церковным устройством и учением) или же укрепился новый образ религии, создаваемый самими учеными? Рассматривается смысл понятия "новые верующие" сначала в рамках западной социологии религии, и затем - в публикациях российских ученых. Отмечается недостаток внимания к поиску адекватных "инструментов" изучения православия, для чего необходимо глубокое знание самой религиозной традиции, желание взглянуть на нее изнутри, отказшись от атеистического по сути отношения к религиозной реальности.
ресурс содержит прикрепленный файл