Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N1 за 1990 год

Опубликовано на портале: 09-08-2004
Владимир Самуилович Магун, Владимир Ефимович Гимпельсон Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 4-19. 
В статье анализируется ситуация, сложившаяся на российских предприятиях после вступления в силу Закона о государственном предприятии (объединении) 1988 г. Авторы отмечают, что в этом же году возникли производственные отношения, не предусмотренные данным правовым актом, но оказавшиеся гораздо более радикальными в освобождении предприятий от пут административной системы. В статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного авторами в 1988-89 гг. среди занятых на Московских государственных предприятиях, работающих в условиях хозрасчета и работающих на кооперативном заводе. В ходе исследования респондентам были предложены для сравнения различные программы, способствующие повышению производительности труда: одна техническая альтернатива (внедрение новой техники и технологии) три мотивационные (эффективное материальное стимулирование, укрепление дисциплины и вера, высшая идея, энтузиазм). Программа технического обновления оказалась более популярной среди респондентов, чем мотивационные предложения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
Jan Lutynski Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 89-98. 
Публикация известного польского социолога посвящена методологическим основам такого способа сбора социологической информации как анкетные методы. Автор рассматривает различные концепции вопроса как средства получения данных, в частности, в разрезе оценки надежности ответа. Описываются и анализируются тестовая, индикаторная и информационная, которой отдается определенное предпочтение, концепции. В рамках последней сопоставляются внутренняя (оценка информации на основе оценки процессов ее формирования) и внешняя (сопоставление результатов, полученных при помощи анкетного вопроса, с теми, которые получены способом, обеспечивающим надежность информации) верификация получаемых данных.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
Людмила Федоровна Боженко Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 87-88. 
В статье анализируются результаты проведенного в 1985-1987 гг. в Волгодонске социологического обследования досуга школьников, выборка анкетного опроса составила 700 детей и 300 родителей. Свободное время составляет в будни у школьников 1-3-х классов около 4 часов (17% суточного бюджета времени); 4-7-х - 3,5 часа (15%), 8-10-х классов - 3 часа (13%), причем львиную долю свободного времени детей «съедает» телевизор: у старшеклассников просмотр телепередач занимает 70% досуга, у учащихся 4-7-х классов - 60%, у младших школьников —47%. Определяющим фактором в изменении структуры свободного времени школьников является возраст, в старших классах значительное влияние на структуру досуга оказывает пол. Содержательность же досуга в первую очередь связана с уровнем развития социально-культурной инфраструктуры города.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 122. 
Библиографический список новых книг по социологии, изданных в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-09-2007
Николай Донатович Барановский, Томас Антонович Рибкинский Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 53-58. 
Авторы статьи анализируют проведенный в рамках планового хозяйства Латвийской ССР переход на многосменный режим работы и вскрывают соответсвующие трансакционные издержки, величина которых не могла быть снижена в условиях социалистической экономики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-09-2007
Лиля Викторовна Бозрикова, Людмила Дмитриевна Докторова, Павел Николаевич Лебедев Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 34-41. 
В исследованиях системы госуправления долгие годы доминировало структурно-функциональное направление. Человеческий фактор этой системы затрагивался только с формальной стороны: при рассмотрении вопросов, касающихся правового статуса должностных лиц госаппарата, порядка выполнения служебных обязанностей, характера юридической ответственности. Данная статья посвящена анализу специфики деятельности госслужащих, их ценностными ориентациями и мотивацией в плане карьерного роста. Анализ типов карьеры и продолжительности пребывания на своих постах руководящих должностных лиц союзных министерств и ведомств дает основания считать, что кадровая политика 80-х годов на вершине государственной иерархии определялась устоявшимся механизмом функционирования госаппарата.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
Татьяна Ивановна Багаева Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 71-74. 
Автор статьи, сотрудник НИИ технологии и организации труда (Москва), анализирует результаты выборов совета трудового коллектива предприятия и ректора вуза, отмечая у всех опрошенных затруднение с вербализацией критериев, по которым они произвели свой выбор. Определяя рационализирующие требования к процессу выборов (проблемы, по которым высказываются суждения, должны быть хорошо знакомы; избирателям надо предоставить возможность самим определять круг своей компетенции; отказ от оценки по причине некомпетентности не должен влиять на значимость их мнений по другим вопросам) была разработана технология определения критериев успешности профдеятельности с учетом общественного мнения. Чтобы выделить профессионально значимые качества, автором была рассчитана корреляция между успешностью и деловыми, а также личностными качествами руководителей по отдельным должностям, при этом для определения успешности была использована экспертную оценку «сверху», а для оценки деловых качеств - общественное мнение, оценку «снизу».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Вячеслав Яковлевич Беленький Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 48-53. 
Провал на предприятиях шинной промышленности организационно-экономической кампании по аттестации рабочих мест в конце 1980-х гг., позволяет автору проанализировать механизм неудачных экономических и организационных нововведений в целом. Главным виновником провала аттестации, по мнению автора, является действующий хозяйственный механизм, который, вопреки ожиданиям, не смог устранить отчуждения работников ни на одном из этажей управления, зато парализовал их инициативу и предприимчивость, нивелировал интересы трудовых коллективов, волюнтаристски уравняв результаты их экономической и производственной деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
А.А. Миронов Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 84-87. 
Исследование, положенное в основу данной публикации концентрируется на проблеме влияния материального вознаграждения на стимулирование общественного производства для категории молодых рабочих в «новых условиях хозяйствования», - в период конца 1980-х гг. Оперируя различными статистическими данными, автор приходит, в частности к выводу, что материальное положение молодежи и других категорий работников заметно отличается: 120-140 руб. против 217 руб. Новый хозяйственный механизм еще не отработан, поэтому в какой-то степени положение молодых рабочих даже ухудшилось: они чаще других подлежат увольнению и сокращению, теряют в зарплате, что ведет к росту трудовой и общественной пассивности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
Ю.А. Ковалев Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 78-83. 
В статье рассматриваются условия возникновения у школьников 10-х классов в рамках курса обществоведения так называемого идеологического стереотипа. Приведенные результаты опроса дают автору основание для формулировки двух главных гипотез: 1) среди учащихся, у которых сформировался идеологический стереотип и которые хорошо информированы о противоречивых процессах при социализме и в условиях капитализма, положительная оценка результатов восприятия материала на уроках окажется менее распространенной, чем среди учащихся, в сознании которых идеологический стереотип не возник и которые также являются хорошо информированными; 2) среди учащихся, у которых сформировался идеологический стереотип, но которые относительно плохо информированы о противоречивых процессах в социалистическом и капиталистическом обществе, положительная оценка материала предмета окажется более распространенной, нежели среди учащихся со сформировавшимся идеологическим стереотипом, но хорошо информированных.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
Michael Illner Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 75-77. 
Автор, сотрудник Института философии и социологии Чехословацкой Академии наук, рассматривает планирование в социальной сфере с точки зрения равновзвешенного подхода к оценке альтернативных программ развития. В статье полагается, что с эмпирической точки зрения эффективность социального мероприятия - это соотношение между исходным и конечным состоянием процесса, предполагая, что эффект вызван воздействием данного мероприятия. При этом, такое понятие эффективности в принципе, по мнению автора, неполно: «выходы» необходимо соотносить с потребностями, целями общественного развития. В таком случае эффективность предстанет как соотношение не только между «входом» и «выходом», но между «входом» и балансом «выходов».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
Нина Александровна Клюшина Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 98-105. 
Автор рассматривает отсутствие ответов на анкетные вопросы как социальный феномен, связанный с комплексом проблем, в частности, с деятельностью СМИ, ситуацией в обществе, общим социальным контекстом, в котором проводился опрос, и т. д. Соответственно выделяется три основных аспекта проблемы: методический, - качество методики и проведения опроса, а также социальный и психологический. Социальный аспект зависит от информированности людей, включенности их в исследуемую проблему, он корреспондируется с существующими нормами и стереотипами, а также официальной точкой зрения на изучаемый предмет. Третий аспект связан с ситуацией опроса на уровне межличностного общения и с психологическими особенностями различных социально-демографических групп.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
Андрей Александрович Давыдов Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 115-121. 
Теоретическое обоснование репрезентативности, по мнению автора, возможно только тогда, когда выборка и генеральная совокупность не различаются по определяющим данное явление факторам. Однако это невозможно установить до начала исследования, поскольку целью исследования, как правило, и является выявление этих факторов. Именно поэтому абсолютной уверенности в правильности индуктивных обобщений на основе изучения выборки не может быть никогда. Кроме того, в социальной жизни различные события, например, принятие новых законов, качественно меняют действующие прежде закономерности, и до начала любого исследования никто не поручится за то, что сделанные выводы могут быть применимы к более широкому классу объектов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Флюра Газизовна Зиятдинова Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 65-70. 
В 1988 — 1989 гг. кафедрой общественных наук Татарского института усовершенствования учителей был осуществлен анкетный опрос более 800 учителей, учащихся, родителей на тему: «Ваше мнение о социальном статусе учителя в советском обществе». Автор, анализируя результаты данного исследования делает вывод о целесообразности при поиске причин снижения престижа учителя вернуться к проблеме заработной платы, поскольку в современных условиях другие факторы, определяющие положение учителя в обществе, в значительной степени зависят от экономического положения. Необходимо и в нашей стране подойти к этому вопросу согласно международной конференции ЮНЕСКО1966-го года о статусе учителя, итоговые документы которой были подписаны и представителями СССР.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
Владимир Савельевич Комаровский Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 42-47. 
Марксистская методология исходит из того, что о мотивах, намерениях, субъективных устремлениях надо судить на основе анализа поведения. Сравнение оценок избирателей и депутатского корпуса до и после Съезда народных депутатов, проведенное автором (однотипная выборка, 1200 опрошенных) показывает, что они существенно изменились. При этом четко просматриваются три типологические группы избирателей: 1) группа не принимавших участия в выборах; 2) группа голосовавших против всех внесенных в список кандидатов; 3) группа голосовавших за одного (или нескольких) кандидатов.
ресурс содержит прикрепленный файл