Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N9 за 1991 год

Опубликовано на портале: 11-05-2006
Игорь Васильевич Бестужев-Лада Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 78-89. 
Алгоритмом нововведения автор называет такой логический порядок зарождения (генезиса), становления и проявления нововведения, при котором ожидаемый эффект оказывается реализованным, а сам процесс — оптимальным. Поскольку речь в статье идет о социальных нововведениях, автор видит в них разновидность управленческих решений. Отталкиваясь от алгоритмической схемы управленческого процесса, взятой на предельно абстрактном уровне, автор выделяет четыре укрупненных блока генерирования нововведения, в той или иной форме присутствующих во всех управленческих процессах. Это информационный, проблемно-целевой, генерационный и реализационный блоки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 50-61. 
Основной задачей съезда А.Г. Здравомыслов считает критическую оценку самого состояния социологии как области знания и способа жизнедеятельности. В этом смысле девиз съезда, с его точки зрения, был выбран очень удачно — «Обновляющаяся социология в обновляющемся обществе». В интервью подробно освещается содержание научных дискуссий, организованных в рамках действовавших на съезде симпозиумов и «круглых столов». В процессе этих дискуссий обозначились четыре главных уровня социальных преобразований, перекрещивающихся между собой, с одной стороны, и осуществляющихся в разных темпах, следовательно, несовпадающих - с другой. Речь идет о цивилизационном сдвиге, о социетальных преобразованиях, об изменениях социальных институтов и, наконец, о социально-психологическом аспекте общественных трансформаций. Беседовал с А.Г. Здравомысловым редактор отдела "Социса" В. И. Шамшурин.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Изабелла Федоровна Дементьева Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 72-77. 
Автор анализирует положение в стране детей-сирот, сравнивая данные двух исследований, различающихся как по методу опроса, инструментарию, так и по территориальной принадлежности. Опросы были проведены группой научных сотрудников Института социологии АН СССР. Первый состоялся в Москве (1990 г). Обследовались выпускники детских домов и интернатов Москвы с опытом самостоятельной жизни (через три года после выпуска). Выбор этой категории обусловливался намерением проследить процесс социальной адаптации, выявить весь комплекс коллизий, встающих на пути их включения во взрослую жизнь. Второй этап исследования осуществлен в сиротских учреждениях Приморского края путем опроса питомцев последнего года пребывания в детских домах и интернатах, т.е. накануне их выпуска (1991 г.; Владивосток, Находка, Артем, Покровка).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Ю.В. Макогон, А.Б. Труб Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 92-93. 
Авторы анализируют результаты анкетного опроса, проведенного в 1990 г. Донецким областным управлением статистики. В опросе приняли участие 4,5 тыс. жителей области. В первую очередь исследователей интересовали: мнение респондентов о необходимости улучшить жилищные условия, их предложения о скорейшем решении жилищной проблемы, отношение к жилищно-строительным кооперативам, а также влияние жилищной проблемы на решение создать семью, завести детей, расторгнуть брак, мнение о средней норме обеспеченности жилой площадью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
В.В. Бовкун Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 68-72. 
В статье приводятся основные результаты исследования, осуществленного под руководством автора среди советских студентов в Университете дружбы народов им. П.Лумумбы (ноябрь—декабрь 1990 г.). Методом анкетирования было опрошено 292 человека, т.е. каждый шестой из числа советских студентов, обучающихся на основных (кроме подготовительного) факультетах. Цель исследования - выявление проблем, с которыми сталкиваются студенты, обучающиеся в УДН, с учетом динамических процессов, происходящих в нашем обществе и, соответственно, в высшей школе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Алим Ахатович Ахмадеев, И. М. Синагатуллин Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 94-96. 
В статье представлены результаты исследования, проведенного под руководством авторов в Башкирской СССР. На протяжении 1989—1991 гг. было опрошено 3 896 респондентов. Кроме сельских учителей в опросе принимали участие также их городские коллеги и студенты педвузов. Исследователей в первую очередь интересовало отношение респондентов к стратегии и тактике перестройки в системе народного образования, их мнение о том, каким должен быть сельский учитель. Кроме того, в анкету были включены вопросы об отношении к различным формам обучения на селе и, в частности, к обучению сельских детей в школах-интернатах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Валентина Сергеевна Сычева Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 160-161. 
Список книг по социологии, изданных в СССР.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
С.Н. Быкова, Владимир Ильич Чупров Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 62-68. 
Авторы анализируют результаты исследования, проведенного сектором социальных проблем молодежи ИСПИ АН СССР под руководством В.И. Чупрова (1990 г.). В качестве репрезентирующих признаков были использованы: социальное положение респондентов, тип поселения и регион проживания. Опрос проводился в 12 регионах РСФСР на основе единой методики. Выборка в 10412 человек репрезентативна для молодежи республики. Выводы авторов сводятся к тому, что большая часть молодого поколения России мало готова к деятельности в условиях рыночной экономики. У нее слабо развиты материальные потребности и запросы, в массе не присуще чувство соперничества, конкуренции за достижение материальных благ. Свойственно ей и социальное иждивенчество, упование на помощь родителей и государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
В.Г. Овсянников Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 18-21. 
С точки зрения автора, опрос должен быть включенным в социологический способ мышления и освоения действительности и представлять собой реализацию присущих этой науке принципов. Говоря о своих впечатлениях от результатов первого в советской науке большого опроса общественного мнения населения СССР, проведенного ВЦИОМ в 1989 г., автор пытается доказать, что адекватного представления ни о предмете исследования, ни о его теоретической и методологической основе у сотрудников Центра еще не сложилось.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Адольф Васильевич Кабыща, Моисей Рувимович Тульчинский Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 22-37. 
Авторы анализируют тенденции развития советской социологии в 1980-е годы. В это время в ИНИОН АН СССР началось формирование автоматизированных баз данных, содержащих аннотированную библиографию книг, статей, авторефератов диссертаций по философии и социологии, были созданы указатели пермутационного типа, списки нормализованной лексики. На их основе стала возможной количественная обработка материала, а следовательно, и его качественный анализ. В своей работе авторы опираются на понятие парадигмы, определяемое как совокупность научных принципов и подходов, с помощью которых формируется предмет социологии и проводится концептуализация объекта исследования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Е.Н. Кантонистова, А.А. Лидяка, Никита Евгеньевич Покровский Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 37-49. 
Статья представляет собой фрагмент готовящейся к печати монографии «Преподавание социологии в университетах и колледжах США». Авторы анализируют учебные планы и разработки, применяемые в американских университетах и колледжах, а также практику преподавания. При этом они особо выделяют то обстоятельство, что ни с технической, ни с содержательной точки зрения система преподавания не заслоняет нравственного смысла социологической науки, ее гуманистического значения. Признавая высокий уровень социологической культуры в США, в том числе и в области социологического образования, авторы отмечают, что практически ни один элемент этой культуры не может быть пересажен на нашу почву без соответствующей адаптации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Edmund Burke Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 113-124. 
Продолжение. Начало см.: 1991, NN 6 — 7. В публикуемом фрагменте автор рассматривает положение церкви в революционной Франции. Он полагает, что здесь, как и в разрешении большинства государственных проблем, следует искать компромиссный подход, который позволит избежать альтернативы абсолютного разрушения или прозябания без всяких реформ. Развивая этот тезис, Берк анализирует вопрос о влиянии революции на устои общественной жизни не только во Франции, но и в Британии. Кроме того, он размышляет о фундаментальных принципах правления, а также о ложной и истинной теориях прав человека.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 3-18. 
Публикация представляет собой сокращенную стенограмму дискуссии по докладу, прочитанному академиком Т.И. Заславской на методологическом семинаре при вице- президенте АН СССР академике В.Н. Кудрявцеве. Текст доклада опубликован в предыдущем номере журнала. Дискуссия состоялась в марте 1991 года. Круг обсуждаемых проблем включает вопрос об отношении населения к социализму, а также, в частности, к Октябрьской революции, к перестройке в целом, к разным аспектам экономической реформы, к существующим структурам власти, к частной собственности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Социология [статья]
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Н.Дж. Смелзер Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 97-113. 
Продолжение. Начало см.: 1990, N 11—12, 1991, N 1—5, 8. В публикуемом фрагменте рассматривается проблема возникновения неформальных ролей, а также комплекс вопросов, связанных с формированием и деятельностью социальных групп. Образование групп автор объясняет, опираясь на концепцию Фрейда, который считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства преданности и покорности лидерам групп. Причем, это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами. Это обусловлено тем, что мы отождествляем лидеров с могущественными богоподобными личностями, какими в детстве казались нам наши отцы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Римма Павловна Шпакова Социологические исследования. 1991.  № 9. С. 138-143. 
Автор анализирует состояние немецкой социологии в период Веймарской республики, считая эту эпоху особым эпизодом истории немецкой науки. В это время социология приобретает статус университетской науки. Однако ожидание «сильной руки», романтизм и упадок, мистически-активистское стремление к «целостности», экзальтированная вера в рок и случай, характерные для тогдашнего общества, пронизывают и его научные круги. «Время без свойств» — так называют в Германии 1920-е годы. Социология тех лет, с точки зрения автора, так же лишена четких качественных характеристик, точнее, у нее отсутствовало «развивающееся ядро», которое не смогли заменить политические императивы.
ресурс содержит прикрепленный файл