Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N4 за 1992 год

Опубликовано на портале: 16-11-2005
Петр Александрович Плютто Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 130-136. 
А.А. Богданов (Малиновский) – известный русский философ, ученый и политический деятель, стоявший на позициях либерального коллективизма был репрессирован в 1928 г. Опираясь на архивные материалы, Автор статьи показывает: что уже в начале 1920-х гг. Богданов, разрабатывавший в то время «теорию среднего класса», по сути, предсказал перерождение большевизма в тоталитарную диктатуру. Ученому удалось подметить, что «из головы старых вождей социализма» рождается «нечто с железным лицом».
ресурс содержит прикрепленный файл
Братство [статья]
Опубликовано на портале: 16-11-2005
Елена Ивановна Рерих Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 122-130. 
Разделы 551–609 бесед. В заключительной части публикации особый интерес представляют тезисы о важности Знания. Именно на нем основывается Братство, ибо истинное познание, идущее сверху и снизу, живет братским общением. Оно же – основа естественной иерархии, которая истекает из приоритета знания и примата духа. В совершенном обществе не может существовать местничества, поскольку первенство – это великая жертва со стороны того, кому оно принадлежит.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-10-2005
Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 33-36. 
Со-президент Советской социологической ассоциации размышляет о перспективах сохранения единого научного сообщества на территории бывшего СССР. По его мнению, Ассоциация, естественно, в измененном виде может эффективно координировать социологические исследования и далее. Она должна содействовать развитию гуманитарного направления социологии, включая ее прикладную составляющую. В рамках названного направления предстоит преодолеть доминировавший в советскую эпоху технократический способ мышления и основанные на нем подходы, и заменить все это социо-аналитическими и социо-критическими знаниями об обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2005
Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 150-158. 
Рецензируются книги Задорожнюк Э.Г., Симуша. П.И., «Дедовщина в армии», а также «Краткий словарь по социологии» и «Современная западная социология. Словарь».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-11-2005
Владимир Алексеевич Гусев Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 64-69. 
В статье, предваряющей публикацию работ Ильина, делается попытка сформулировать общие основы этики политического консерватизма. Она, по мнению, автора, заключается в ответственности при принятии решения – в строгом учете всех его эффектов и возможных побочных последствий политического шага; в готовности отказаться от каких-либо действий, если их осуществление может тяжело сказаться на обществе. Консерватизм в политике – это не просто «искусство возможного», но искусство «возможно менее болезненного и возможно более надежного».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-10-2005
Розалина Владимировна Рывкина, Леонид Янович Косалс, К.А. Ковалкина Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 37-45. 
Результаты опроса экспертов с целью определить характер воздействия политики КПСС и Советского государства на аборигенные народы Севера. Основной вывод: малочисленные северные этносы в результате советского эксперимента оказались в социальном и культурном тупике. Их традиционная культура понесла невосполнимый урон, а включение в современную индустриальную цивилизацию оказалось неполноценным и ущербным. В итоге аборигенные популяции превратились в народы-маргиналы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-10-2005
Вилен Николаевич Иванов Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 15-22. 
Автор текста анализирует национальную конфликтность в перестроечное и постперестроечное время. По его мнению, крайнее ее обострение, как в открытых формах (Сумгаитский погром, осетино-ингушский конфликт и т.п.), так и в виде роста этнофобий (порядка 56-65% россиян испытывают неприязнь к каким-либо народам) объясняется концепцией «обратного насилия». Согласно ей, проявление произвола в сфере межэтнического взаимодействия рождает страх и ненависть, которые, становясь доминантой массового сознания, требуют сатисфакции за историческую несправедливость, то есть нынешнее поколение как бы «оплачивает» предыдущие трагедии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-10-2005
И.М. Кириллов, Ю.В. Шиленко Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 51-55. 
Результаты всесоюзного единовременного выборочного обследования учащихся (1990 г.) с целью выявления мотивации и отношения к здоровому образу жизни. Одним из критериев последнего является неупотребление алкоголя и его заменителей. Опрос показал, что, хотя в целом среди подростков превалирует отрицательное отношение к алкоголю и особенно суррогатам, каждый четвертый учащийся ПТУ и техникумов и каждый седьмой школьник полагают возможным и непредосудительным пить в кафе, барах и т.п.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-11-2005
И.А. Ильин Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 70-78. 
Текст шести очерков с одинаковым названием, опубликованных в 1956 г. в Париже. Основная их идея – крушение Российской империи произошло вследствие утраты русским обществом монархического правосознания, то есть некой совокупности значимых ценностей, действенной воли, дисциплины, религиозной веры и пр., которые были утрачены не только широкими кругами русской интеллигенции, но и чиновничеством и генералитетом. Их вытеснили анархо-демократические иллюзии и республиканский образ мыслей. Все это поколебало уверенность правящей династии, и в результате пришла смута, сменившаяся советской тиранией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-10-2005
Аркадий Ильич Пригожин Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 22-32. 
Автор статьи выражает сомнения в перспективе «обвальной приватизации». По его мнению, коль скоро, реальность постсоветского периода – бессубъектные оргсистемы, основное направление деятельности по модернизации общества лежат на уровне его элементного состава. В этом контексте перспективы приватизационных процессов в России заметно улучшатся в случае соединения приватизации с индивидуальным началом. Практически это означает, что начинать нужно с малого бизнеса, как наиболее понятного и приемлемого уровня восприятия людьми изменений отношений в сфере собственности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2005
И.М. Кутасова, А.В. Валов Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 147-149. 
Рецензия на книгу «История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс»
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-10-2005
Марина Андриановна Шабанова Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 55-63. 
Автор текста, основываясь на данных интервьюирования сезонных строителей, прибывших в один из сельских районов Западной Сибири, делает ряд обобщений относительно социальных перспектив данной формы трудовой деятельности. В целом самодеятельные отходы на заработки уменьшают степень зависимости индивида от государственных структур, ослабляют степень социальной приниженности, увеличивают индивидуальную свободу и пр. Однако цена этого «освобождения» – длительный отрыв от семьи, тяжелый физический труд, отсутствие социальной защиты и т.п. Это приводит к складыванию особой психологии «гастарбайтера», которая создает трудности с устройством на работу по возвращении домой, в «нормальную» социальную среду.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-11-2005
Robert King Merton Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 91-96. 
Окончание публикации фрагментов работы Мертона. В этой части завершается рассмотрение типов социальной адаптации – ретритизма и мятежа. Далее автор переходит к исследованию предрасположенности социальных структур к аномии. Особый акцент делается на выявление роли семьи в передаче форм отклоняющегося поведения: семья выступает как его непроизвольный воспитатель. Основной вывод: поскольку основная функция социальной структуры – обеспечение предсказуемости и регулируемости общественного поведения, моральная несогласованность целей и средств внутри нее – первопричина девиации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Социология [статья]
Опубликовано на портале: 15-11-2005
Н.Дж. Смелзер Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 79-91. 
Данный отрывок публикации посвящен исследованию неравенства как социального явления. Наибольшее внимание уделяется его генезису сущности и причинам возникновения и сохранения. В этой связи приводится подробный критический анализ существующим концепциям неравенства: теории функционализма («награждение лучших»), теории конфликта («защита привилегий»), теории М. Вебера («богатство – престиж – власть»), теории У. Уорнера («класс как репутация»), теории Д. Треймана («класс как образ жизни»). Далее анализируется влияние социальной стратификации на образ жизни различных групп людей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-11-2005
Елена Владимировна Осипова Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 97-105. 
Суть политической культуры Великобритании – консенсус относительно основополагающих ценностей общества, его целей и путей их достижения. Он выражается в согласии граждан с законами и нормативной поддержки конституционного порядка (правление с их общего согласия достигнутого на выборах). Этому сопутствует адекватный политический стиль (совокупности рутинных процедур выработки и принятия решений), ставший эталоном для Западного мира. Вследствие этого с конца XVIII века политические изменения были эволюционными и кумулятивными; адаптация устоявшихся социально-политических институтов позволила соединить стабильность с динамизмом.
ресурс содержит прикрепленный файл