Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N3 за 1994 год

Опубликовано на портале: 20-04-2005
Наталия Владимировна Чернина Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 54-61. 
Бедность существовала на всем протяжении советской истории, хотя официально именовалась "малообеспеченностью", или вообще замалчивалась; согласно официальной статистике в 1975 году 16% семей были за чертой нуждаемости. Начиная с 1990-го года экономические реформы привели к постоянному, в течение нескольких лет, уровню бедности в районе 33-40%. Однако изучение общественного мнения выявило, что бедность в представлении большей части населения – это невозможность жить так, как живет большинство, то есть прожиточный минимум воспринимается не как физиологический уровень, а как уровень социальный. Эта уравнительность в сознании респондентов сочетается с представлениями о бедности только в связи с низким уровнем дохода, другие параметры качества жизни на данную оценку не влияют.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Надежда Леонидовна Сиверцева Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 70-75. 
Автор проводит аналогии между современными реформами в системе высшего образования, в частности, в сфере общественно-политических дисциплин, и теми изменениями высшей школы, которые производились большевиками после установления Советской власти. Рассматривается, каким образом в вузах была последовательно организована новая система политического обучения, как при этом целенаправленно проводилось расслоение старой интеллигенции. Такие новации как институты красной профессуры, факультеты общественных наук, политминимум, история партии стали в конечном итоге элементами целостной системы воспитания советских специалистов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2005
Олег Николаевич Яницкий Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 3-14. 
Статья посвящена теоретическим проблемам формирования российской экологической культуры. В истории России выделяются три социально-исторических периода воспроизводства проэкологических ценностей. Предлагаются конструкции парадигм «Системной исключительности» и «Системной адаптируемости» в качестве гипотез, объясняющих механизмы воспроизводства антиэкологических установок массового сознания и слабость социальных институтов, призванных осуществлять экологическую модернизацию российских экономической и политической систем. В заключение формулируются некоторые принципы экологической политики, необходимые для преодоления сложившейся ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2005
Андрей Вячеславович Сиволапов Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 88-92. 
Несоответствие между развитием школы и общим уровнем культурного и технического окружения проявилось особенно ярко в эпоху НТР, когда школа оказалась неспособной сформировать человека, могущего управлять техникой и самим собой в современном мире. Имея в виду наступление новой префигуративной культуры с отсутствием доминирования старшего поколения над младшим, остро встала необходимость изменения роли инноваций в структуре обучения. Социальные требования "новой антропологической реальности" выражаются в реализации демократического характера отношений между обучаемым и обучающим, что сделает образование творческим.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2005
Геннадий Леонидович Воронин Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 94-98. 
Школа как социальный институт также является ареной конфликтов, имеющих место в обществе, что естественно осознается населением как кризис системы образования. В статье проводится анализ конфликтов в школе посредством их типологизации, в качестве основания которой выбран субъект. Сравнивая с аналогичными данными по американским школам, автор выделяет несколько факторов, определяющих "конфликтную" ситуацию, в частности, к ним относятся авторитарный стиль руководства школьным коллективом, а также преобладание среди педагогов женщин.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Антонина Ивановна Ковалева Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 79-85. 
Молодежь России обладает относительно высоким образовательным уровнем, однако качественные характеристики образования не отвечают современным требованиям. Это проявляется как в ограниченных возможностях, которое дает образование, для социального продвижения, так и в несоответствии уровня образования характеру и содержанию труда молодых людей. Отсюда девальвация образования и его невостребованность. При этом реформы направлены не на улучшение качества массовых учебных заведений, а на внедрение селективных подходов к учащимся, созданию элитных колледжей и школ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Марина Петровна Аракелова Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 75-78. 
Современный этап развития женского движения в России необходимо рассматривать в контексте истории женского вопроса, в частности, в сфере образования. Ликвидация неграмотности среди женщин в первой половине 20-х годов являлась главным условием привлечения их к управлению и изъятию из круга традиционных семейных занятий. Значительная часть работы проводилась силами самих трудящихся женщин, при этом повышение их образовательного уровня было связано с интериоризацией советской идеологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Евгений Павлович Прохоров Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 35-39. 
Современная отечественная социология возникла в середине 60-х годов как дисциплина, занимающаяся конкретными исследованиями на основе количественных процедур. В дальнейшем общетеоретическая социология отделилась от отраслевых исследований, в связи с чем возникла проблема расхождения общетеоретических работ и "социологий" в рамках конкретных дисциплин (журналистики, экономики, педагогики и др.). При этом отраслевые исследования конструируют объект своего исследования исходя из конкретных задач, и поэтому имеют общий с другими дисциплинами предмет изучения. Для теоретической же социологии выдвижение методологических проблем в качестве центральных, позволит прояснить структуру самой социологии и её связь с другими науками, что представляется автору чрезвычайно актуальным.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Валентина Сергеевна Сычева Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 66-69. 
Автор, анализируя современную социальную ситуацию, описывает ее некоторые тенденции, - стремительное социальное и имущественное расслоение общества, торможение проводимых реформ, как со стороны бюрократического аппарата, так и со стороны "низших" слоев общества. Используя данные опросов общественного мнения, проводимых ВЦИОМ и Институтом социологии РАН, можно говорить не только о явном ухудшении жизни по оценке россиян, но и о том, что часть населения адаптируется к существующим экономическим условиям. При этом большая часть респондентов ощущает дискомфорт от деятельности правительства, которое работает только по "программе разрушения".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Эдуард Николаевич Фетисов, И. М. Синагатуллин Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 85-88. 
Статья отражает результаты компаративного исследования, проводимого в течение 1992-го года среди российских (Башкортостан, Москва) и американских (Флорида) преподавателей школ и других специалистов системы образования. Помимо анкетирования использовались такие методы как интервьюирование и личная беседа, задавались вопросы, связанные с общими и частными проблемами образования. Были выявлены как моменты совпадения мнений, скажем, размеры госфинансирования представляются недостаточными представителям обеих стран, так и различия взглядов, в частности, на соотношение объемов практической и теоретической подготовки, совместного обучения нормальных и ущербных детей и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Анатолий Григорьевич Егоров Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 40-45. 
Автор определяет военно-политическую стратегию как становой хребет многоаспектной, но цельной и единой научной концепции безопасности государства. В связи с этим возникает необходимость разработки долговременного прогноза развития вооруженных сил страны с учетом альтернативных вариантов, что в свою очередь требует определения методологических и методических основ такого прогноза. Исходящая из него военная доктрина, должна тем не менее перепроверять некоторые положения сделанного прогноза на моделях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Владимир Ильич Чупров Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 45-53. 
Автор анализирует результаты исследований "Призывник-92" и "Призывник-93", проведенных в 1992-1993 годах по репрезентативной для России выборке Центром социологии молодежи ИСПИ РАН. Воспроизводство армии происходит в основном за счет рабочего класса, при этом наличие гражданской профессии сдерживает готовность служить по контракту, но среди будущих контрактников большинство заняты в негосударственном секторе экономики. Больше всего в профессиональной службе привлекает материальный достаток и возможность самореализации, хотя 80% респондентов не интересовались военной службой до призыва в вооруженные силы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2005
Lech Zaher
Перев.: И. В. Ладодо (ориг.: Русский) Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 143-149. 
Автор предпринимает попытку дать ответ на вопрос, является ли падение коммунистических режимов Восточной Европы подтверждением критики марксистской теории. В отличие от тоталитаризма, демократия является в значительной степени вопросом практики, а не принципов, - любые ортодоксальные попытки реализации "власти народа" приводили к обратному. При этом использование моделей тоталитарного и демократического управления в качестве идеальных типов, показывает, что все модели и их применение требуют исчерпывающего истолкования своих посылок и оценки не только специалистов, но и граждан.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Валентин Данилович Озмитин Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 61-65. 
Автор рассматривает возможности и перспективы становления в России с ее особым культурным и историческим опытом самоокупаемых крестьянских хозяйств, которые бы могли насытить отечественный продовольственный рынок. Представлен ретроспективный обзор различных реформ сельского хозяйства, начиная от петровского времени, и заканчивая пертурбациями советского периода. Оценивая в этой связи начавшиеся с середины 80-х годов попытки перестроить сельское производство, автор характеризует тенденции приватизации земли и перехода к договорным отношениям между крестьянином и государством.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Валентин Геннадьевич Немировский Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 23-29. 
На определение предмета и методологию социологической науки в отечественной практике помимо социального запроса естественным образом влияют культурные и ментальные традиции. Возникший с исчезновением гегемонии марксизма-ленинизма вакуум заполняется идеологическими концептами западного происхождения, не всегда отвечающими современным представлениям. В этом плане российская культурная традиция с акцентом на духовно-нравственном мире человека оказывается в центре актуальных научных методологий, опирающихся на синергетический подход и принцип всеобщей информационно-коммуникативной связи всех, в том числе, социальных явлений.
ресурс содержит прикрепленный файл