Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Г.П. Зинченко Социологические исследования. 1994.  № 11. С. 142-144. 
В настоящее время в соответствии с Конституцией в стране создан новый социально-правовой институт — государственная служба. Социологические проблемы госслужбы — проблемы взаимодействия данного института с государством и обществом. Автор пытается наметить направления изучения данного института, в частности, предлагается очертить весьма важные для изучения вопросы: каким образом потребности общества воздействуют на характер отношений чиновников? какие типы поведения служащих должны считаться дисфункциональными по отношению к общественным потребностям? чем отличаются нормы и ценности госслужбы при различных экономических, социальных, политических, идеологических условиях?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Виктор Васильевич Ильин Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 29-35. 
Автор анализирует две основные существующие в современной социологии методологические парадигмы. Концепция понимающей социологии (М. Вебер и др.) не может адекватно исследовать единичного субъекта как в принципе не моделируемый объект. Поскольку и феноменологическая социология (А. Шюц и др.), по мнению автора, не в состоянии дать адекватный исследовательский метод, в статье предложена новая социологическая концепция. Последняя основана на представлении самореализации субъекта как траектории, определяемой общезначимыми аттракторами (базисными ценностями социума).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-04-2005
Владимир Ильич Чупров Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 50-57. 
Автор обращается к истории становления социологии молодежи в России как отдельной области исследований, утверждает, что к началу 90-х гг. от "управления процессом трудоустройства молодежи и её миграции...работы по профориентации" социология молодежи сформировалась в отдельную отрасль социологической науки, предметом изучения которой является самостоятельная социально-демографическая группа, самостоятельная в социальной структуре общества и обладающая определенными формами проявления и механизмами действия закономерностей функционального развития. Автор выделяет основные подходы к разработке специальных социологических теорий молодежи, а именно: психоаналитическая ориентация, структурно-функциональный подход, культурологический подход. Анализируя результаты соц. исследований 90-х гг., автор делает вывод, что экономическое реформирование не учитывает социальных последствий для молодежи, что приводит к усилению тенденций роста бездуховности, снижения нравственных критериев общественного поведения, ухудшения физического здоровья молодежи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2005
Татьяна Юрьевна Бурмистрова Социологические исследования. 1994.  № 5. С. 22-26. 
Автор предлагает тематическое содержание программы спецкурса «Социология национальных отношений» для студентов гуманитарных вузов и технических вузов, где читаются спецкурсы по проблемам отечественной истории и социологии. Курс является составной частью образовательной программы по теме: Социальные, этнические и демографические общности: жизнедеятельность и отношения на современном этапе цивилизации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2005
И.Ф. Шройер Социологические исследования. 1994.  № 4. С. 118-124. 
Американский социолог – ученик и коллега Тимашева, предпринимает попытку охарактеризовать научное творчество своего учителя, его теории, методы и сферы интересов. Основные положения социологии Тимашева сводятся к следующим: 1) общество – самоопределяющаяся система с точки зрения ее культурных и персональных элементов; 2) изменения последних определяются не внешними факторами, но внутренними переменами; 3) социальные структуры и их движущие силы должны изучаться как человеческие, а не механические процессы. Делается вывод, исследования русского ученого самобытно и их невозможно связать с какой-либо социологической школой, направлением или традицией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Ф.Р. Филиппов Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 62-70. 
Фрагменты рукописи одноименной монографии, написанной заслуженным деятелем науки, доктором философских наук Фридрихом Рафаиловичем Филипповым (1925–1990). В приводимых отрывках особое внимание уделяется определению предмета социологии образования (отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт); социальным функциям системы образования; социальным аспектам непрерывного обучения; выявлению взаимосвязей образования и труда и путей преодоления противоречий между ними (включая такой аспект, как несоответствие высокого уровня образования рутинным видам трудовой деятельности).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2005
Александр Иванович Зимин Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 102-108. 
Развитие отечественной социологии подготовило предпосылки для нового методологического взгляда на образование, в 1980 году один из ведущих специалистов в этой области Ф.Р. Филиппов выпустил книгу "Социология образования", в 1992-м выходит монография "Социология образования" В.Я. Нечаева. Сравнение этих двух работ дает возможность проследить становление новой отраслевой дисциплины, чему и посвящена данная статья. Автор отмечает, что, рассматривая процесс учения как социокультурный феномен, российской социологии приходиться ориентироваться на субъективистскую, например, феноменологическую традицию, которая в нашей стране еще мало разработана.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-06-2005
Анна Николаевна Шилова Социологические исследования. 1994.  № 11. С. 68-72. 
Данный материал представляет собой краткое изложение спецкурса, преподаваемого студентам социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Поскольку девиации могут либо оставаться отклонениями, либо, напротив, модифицироваться в нормы, мы должны не только признать само существование отклонений, но и их необходимость. Механизм превращения отклонения в норму (как и обратный механизм), ускоряющийся в периоды общественных катаклизмов, лежит в основе эволюционных и революционных социальных преобразований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Владимир Олегович Рукавишников Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 16-26. 
(Окончание, начало см.: в №6). В этой части статьи автор анализирует наиболее характерные черты структуры общественного мнения и динамики настроений населения России. Анализ данных различных опросов позволяет говорить о крайне высокой, в сравнении с Восточной Европой, социальной цене политики реформ. Вывод: опыт нескольких прошедших лет показал, что ликвидация тоталитарного коммунизма не привела к установлению подлинно демократической системы, а переустройство экономики на рыночно-конкурентных основах осуществляется отнюдь не в атмосфере одобрения его большинством участников данного процесса. Создание новой системы социальной безопасности становится для нашей страны актуальнейшей задачей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-04-2005
Владимир Олегович Рукавишников Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 25-31. 
В статье предпринята попытка обобщения опыта переходного периода, основанная на сравнении выводов, полученных в ходе исследований, проводившихся в 1989 - 1994 гг. в России и опубликованных материалов исследований в экс-социалистических странах (ГДР, Болгарии, Чехии, Румынии). Закономерными чертами переходного периода, по утверждению автора, является массовая маргинализация части населения, которая является следствием структурных изменений в экономике и падения жизненного уровня большинства населения; повышение социальной мобильности; утрата значения критерия политической благонадежности в кадровой политике, сокращение числа желающих получить высшее образование, т.к. происходят заметные изменения в составе элит; изменения роли ряда социальных институтов, прежде всего духовенства и религиозных сообществ, армии в общественно-политической жизни; изменение состава и роли структурообразующих факторов, в частности, возрастание значения таких характеристик как доход и источники его получения. Получаемые эмпирические данные, по словам автора, могут быть осмыслены в рамках новых теоретических концепций, адекватных изменившейся социальной реальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-04-2005
Альберт Иванович Кравченко Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 40-49. 
В статье дан исторический анализ становления социологии в целом и социологии труда в частности за последние 100 лет с акцентом на последнее десятилетие ХХ века. Автор отмечает, что на протяжении столетия российская социология создавалась несоциологами: юристами, философами, экономистами, и в этом проявилось особенности исторического развития и неравномерного роста научного знания в России. В институонализации социологического образования в Росссии автор выделяет два ключевых момента - это 90-е годы ХIХ в., время экономического подъема после отмены крепостного права; и 90-е годы ХХ века, период экономического кризиса, связанного с распадом советского государства. В социологии труда, как считает автор, следует выделять две ветви - промышленную и аграрную, т.к. они различаются не только объектом исследования, кругом персоналий, но и нелинейным историческим развитием. Исходной точкой возникновения промышленной социологии может служить "рабочий вопрос" (рост городской преступности, обострение жилищной проблемы, обнищание городского населения и тд.). В. Берви-Флеровский был первым русским промышленным социологом. Исходной точкой развития аграрной социологии считается вопрос о русской поземельной общине. Многочисленные общинные теории внесли весомый вклад в мировую науку. В постреволюционный и послевоенный периоды исчез основной объект исследования - община, колхозы и совхозы эпохи социализма представляли собой разновидности сельских промышленных комплексов. В 90-е гг., как отмечает автор, социология труда идентифицировалась лишь с одной ветвью - промышленной социологией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Геннадий Иванович Козырев Социологические исследования. 1994.  № 10. С. 133-137. 
Публикуется программа спецкурса "Социология конфликта" с комментарием тематических разделов. Автор дает обзор опыта преподавания социологии конфликта как учебной дисциплины в различных российских вузах. В статье даются рекомендации по конкретным формам и методам проведения занятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2006
Галина Александровна Ивахненко Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 118-122. 
Цитирование – механизм коммуникаций между различными научными дисциплинами, поэтому выявление основных индикаторов цитатной речи позволяет установить особенности конституирования данной отрасли знания. Анализ цитирования в двух основных социологических изданиях середины 1970-х гг. показал: хотя их тематический репертуар и концептуальный лексикон в равной мере несли на себе ярко выраженную, типичную для эпохи застоя идеологическую нагрузку, «СОЦИС» всегда стремился дифференцировать самостоятельную дисциплинарную область исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-07-2005
В.Т. Манчук Социологические исследования. 1994.  № 7. С. 62-65. 
Опыт малочисленных народов Севера демонстрирует, что бесконтрольная производственно-техническая активность оборачивается гибельным оскудением как природных, так и ценностно-смысловых условий человеческого существования. Плачевные показатели состояния здоровья аборигенных групп: метаболическая адаптация, системы регуляции гомеостаза углеводов и лепидов, экопатологические синдромы (эндемический зоб), распространенность суицидального синдрома и др., указывают на возрастание негативной роли антропогенного воздействия на среду обитания северян-автохтонов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-05-2006
В.А. Пономарчук, Антон Владимирович Толстых Социологические исследования. 1994.  № 12. С. 59-76. 
Мониторинг учебного процесса в общеобразовательных школах г. Жуковский (1994 г.) выявил две наиболее проблемные его «фазы»: 1) начало обучения (с 6 или 7 лет); 2) продолжение учебы в 10–11 классах. Основные выводы таковы. Предпочтения родителей о начале учебы прямо пропорционально зависят от посещения/непосещения ребенком дошкольных детских учреждений, которые оцениваются родителями более позитивно, чем «нулевые» классы. Несмотря на падение престижа образования, трудное материальное положение многих семей, соблазн быстрых заработков для подростков и пр., более 75% школьников и их родителей настроены на получение среднего образования в полном объеме.
ресурс содержит прикрепленный файл