Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N10 за 1996 год

Опубликовано на портале: 25-05-2007
Анна Фенько Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 110-117. 
Философское эссе, в котором автор анализирует два основные архетипа русского сознания. Первый из них, восходя к образу почвы («матушки-земли»), олицетворяет романтизированную, созерцательную ментальную схему, объективно направленную в прошлое («золотой век» всегда позади). Ее суть – в сохранении этнокультурной традиции. Второй архетип представляет образ домашнего очага, ассоциирующийся с рациональным началом человека и его активной деятельностью по «поддержанию огня». Он нацелен на будущее, на перспективу. Вывод: парадокс развития любой национальной культуры в том, что любая традиция поддерживается личным усилием ее носителей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Инна Васильевна Митрофанова Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 122-124. 
Компаративный (Германия) и ретроспективный (дореволюционная Россия) анализ показывает: малые семейные фирмы, обладающие синергетическим эффектом – один из ключевых элементов устойчивой рыночной структуры. Объясняется это, во-первых, многоэлементностью предпринимательского потенциала семьи, включающего в себя не только физический (имущество) и финансовый (денежные ресурсы), но и человеческий капитал (профессионально-образовательный и интеллектуальный уровень). Во-вторых, самозанятость активизирует трудовую деятельность и, соответственно, улучшает состояние рынка труда на местах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Александр Борисович Крутик, М.А. Горенбургов Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 118-120. 
Структура бизнес-комуникаций – один из важнейших аспектов функционирования социума. Поскольку мы живем в открытой экономической системе с ярко выраженной тенденцией к самоорганизации, классический линейный подход к коммуникациям в бизнесе обречен на неуспех. В этой связи, считают авторы комментария, необходимо переходить к синергетической модели коммуникаций. Она рассматривает рынок как нелинейную структуру, управление которой, опираясь на информационные базы данных, имеет не бинарно-альтернативный, а адаптивный, многовариантный характер.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Зинаида Тихоновна Голенкова, Лариса Михайловна Романенко, П. Б. Бирюков Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 145-152. 
Размышляя над исследованиями британских ученых, изложенных на страницах книги «Social Change and the Middle Classes» (L., 1995), авторы текста акцентируют внимание на стабилизирующей функции средних слоев в современном обществе. Средние классы – цементирующая сила постиндустриального социума, которая проявляет себя в различных сферах. Так, в области экономико-социальных отношений – это не просто среда, сглаживающая трения между трудом и капиталом, но общность, в которой происходит уменьшение противоречий в характере труда различных профессий и между городским и сельским образом жизни. В культурной сфере эти группы выступают хранителями норм и знаний.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2007
Игорь Алексеевич Двойменный Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 98-102. 
Анализ криминогенной ситуации в Центрально-черноземном районе России (1992 –1994 гг.) показал, что иностранные граждане, выступая объектами преступлений, одновременно сами совершают многочисленные противоправные действия на территории нашей страны. Самые распространенные из них – преступления в экономической области, кражи личного имущества, наркоторговля, незаконные валютные операции. Это говорит о необходимости не только совершенствования уголовного, но и законодательства, особенно в той его части, которая регулирует порядок выдворения из России правонарушителей-иностранцев.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2007
Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 77-88. 
Основная тема обсуждения, состоявшегося в Институте социологии РАН (апрель 1996 г.) – попытка разграничить теоретическую социологию и историю социальной мысли. По мнению участников дискуссии, первая представляет собой научную дисциплину, изучающую общество конкретного типа как систему, уделяющую особое внимание закономерностям и практикам поведения групп и институтов, из которых оно состоит. Вторая отрасль знаний исследует генезис всех социальных идей, представлений и концепций, включая метафизические, религиозные, утопические и даже вне- и паранаучное знание.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Е.Н. Селезнева Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 127-130. 
Автор комментария считает, что современная культурная политика все еще отошла от советской историцистской схемы – искусственного конструирования и насаждения единообразных образов и моделей, рассчитанных на равное распределение культурных благ среди абстрактного «нового человека». Единственное отличие от пошлого состоит в том, что социалистическую парадигму сменило представление о закономерности транзита общества от тоталитаризма к демократии. Но это не меняет сути – отраслевого регулирования культурных процессов с посредством взаимодействия управленческих структур разного уровня.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-05-2007
Юрий Николаевич Давыдов Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 3-15. 
Сопоставляя идеи немецкого экономиста и социолога и русского культурфилософа, автор текста приходит к следующему заключению. Общая цель теоретико-концептуальных исканий обоих социальных мыслителей состояла в развитии новой для их времени социологии с антропологической методикой исследования, исходящей из постулата онтологической уникальности поступка индивида (как это обычно трактует культурология). Роль же соединительного звена между двумя отраслями гуманитарного знания и для Вебера, и для Бахтина играла этика, сквозь призму которой анализируются глубинные пласты индивидуальной человеческой мотивации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Б.П. Красовский Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 124-127. 
Сплошной контент-анализ газетных объявлений фирм (от продажи автомобилей до интимных услуг; газеты «Экспресс-реклама» и «Экстра-М») показал, что основная задача рекламы – создание у потребителя информативного образа товара – пока не выполняется. Создается впечатление, что рекламодатели не учитывают особенности потребителя. Реклама дорогих товаров/услуг построена и выполнена так же, как реклама товаров каждодневного пользования. Игнорируется и фактор недоверия россиян к рекламе как таковой. В результате масса людей испытывает к новым символам, образам и «слоганам» недоверие или отвращение.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2007
Вячеслав Сергеевич Дудченко Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 50-62. 
В тексте анализируется диапазон использования при разрешении конфликтных ситуаций методики «онтологического синтеза» – синтеза перманентно меняющихся реальностей окружающего мира и образов и программ, составляющих стержень культуры. Показано, что онтосинтез позволяет перейти от эмоционально-стихийного уровня восприятия конфронтации к сознательному его регулированию. Основная цель этого состоит в замене «правил игры» – принятии социальной группой в качестве культурного императива стратегии «выигрыш – выигрыш», суть которой в том, что успех представителей одной из конфликтующих сторон возможен только в случае частичного успеха другой стороны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2007
Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 89-97. 
Философское эссе о метафизических, ценностных и правовых основах «классического либерального консерватизма» – учения об абсолютной ценности мыслей, жизни и достоинства индивида. Как считает автор, данная парадигма вмещает в себя, во-первых, идеальные представления о правовых рамках реализации насущных нуждах людей (безнравственность, греховность и порочность корыстных классово-корпоративных философем). Во-вторых, в ней присутствуют инструментально-операциональные установки: самой элите общества невыгодно быть «своекорыстной» (то есть полагать право инструментом господства) ни в экономическом, ни в политическом плане.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
В. Паретто Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 139-144. 
В публикуемом отрывке на примерах из истории Франции XIX в. (дело Дрейфуса, забастовка в Chalon-sur-Saon) анализируется роль субъективного фактора в развитии морального кризиса. Люди фанатично верят, что их собственные представления о каком-либо предмете или явлении тождественны реальности и видят в своих действиях проявление жертвенного альтруизма. В действительности событие, вокруг которого кипят общественные страсти, может иметь рутинный характер, но для людей их субъективное видение ситуации становится побудительной силой, активизирующей нравственный выбор, который сопровождается соответствующими поступками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2007
Лариса Николаевна Федотова Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 71-76. 
Методики изучения эффективности воздействия рекламы на потребителя группируются в две базовые стратегии: лабораторные исследования (различные замеры реакции на составляющие рекламного объявления) и массовые опросы (предпочтения определяются по вербальному поведению). Автор комментария считает, что при этих подходах объектом исследования становится статичный акт коммуникации, а не ее динамичный процесс. Вывод: чтобы определить подлинный эффект рекламы, необходимо рассматривать анализировать ее как особый социальный феномен и исследовать с помощью многофакторной, многомерной коммуникационной модели.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-05-2007
Петр Панфилович Великий Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 35-43. 
Мониторинг сельских регионов Поволжья (1991–1994 гг.) свидетельствует, что с упразднением централизованного планирования в деревне с особой силой проявились все скрываемые в советское время проблемы, особенно эфемерность связи человека с землей. В тоже время новые ценности не получили достаточного распространения: мотивация социально-экономического поведения не вбирает в себя рыночных элементов – от 77,8 до 82,9% респондентов предпочитают скромный но гарантированный доход. Это значит, что задуманная экономическая реформа села чревата «эффектом бумеранга»: вместо ожидаемого фермерства в деревне умножатся ряды люмпенов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
П. Ансар Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 131-138. 
В главе 8 автор анализирует диапазоны использования методологического индивидуализма при анализе социального конфликта. Поскольку упомянутая методика заключается в выявлении глубинных феноменов индивидуального поведения, это приводит к искаженному пониманию конфликтной ситуации. Вместо анализа распределения социального пространства между группами и вычленения стратегий их агентов идет углубленное изучение агрегированного персонального поведения акторов конфронтации. Однако, такое, сопряженное с непредвиденными эффектами агрегирование, не тождественно коллективному феномену каковым является социальный конфликт.
ресурс содержит прикрепленный файл