Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N9 за 1997 год

Опубликовано на портале: 07-05-2006
Анастасия Сергеевна Скороходова Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 93-98. 
В статье описываются биография и взгляды Владимира Константиновича Гейнса, носившего псевдоним «Вильям Фрей», который он взял в знак начала новой жизни, уезжая в одну из социалистических коммун в Америке (Фрей – от англ. free). Вначале дается характеристика доктрины религиозного позитивизма, созданного Огюстом Контом в поздний период своего творчества. Религиозными позитивистами стали называть тех последователей Конта, кто принял его учение целиком: как научный позитивизм, так и позитивную религию. Фрей был одним из немногих в России, кто принял позитивную религию Конта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Любовь Николаевна Цой Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 103-112. 
Статья является ответом на статью В.С. Дудченко «Онтосинтез конфликта. К методологии исследования» (Социологические исследования. 1996. № 10). Выделяются четыре критических выпада в сторону конфликтологии и конфликтологов, сделанные В.С. Дудченко в своей статье: 1) нужна альтернатива существующим конфликтологическим программам в России, 2) конфликт перестал быть проблемой, 3) критика ряда конфликтологических программ (в которых описаны технологии борьбы за власть, манипулирования людьми), 4) конфликтологи порождают конфликты. На эти выпады и отвечает автор предлагаемой статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 154-155. 
Представлена подборка статей из русскоязычных журналов на 1997 год.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Юрий Леонидович Василевский Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 78-88. 
В статье освещаются следующие вопросы: 1) отношение к Богу, 2) межстрановые различия, 3) различия между возрастными группами, 4) динамика религиозного самоопределения, 5) отношения атеизма и христианства, 6) значимость исторических событий для духовной жизни, 7) рост числа сект и нетрадиционных религий. Статья основана на результатах анкетных опросов, которые были проведены в 1992-1994 гг. в России, Украине и Белоруссии в ходе 33 учительских конференций, организованных западными христианскими конфессиями. Всего опрошено 10 тыс. учителей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Виталий Иванович Шеремет, Игорь Алексеевич Кузьмин Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 142-145. 
В статье анализируются учебные пособия для недавно введенного нового школьного курса по обществознанию. Курс был разбит на две части, для каждой из которых было написано учебное пособие (оба изданы в 1996 г.): «Введение в обществознание» (для 8-9 классов) и «Человек и общество» (для 10-11 классов).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 3-15. 
Статья представляет собой интервью с М.Н. Руткевичем. Интервью включает в себя несколько смысловых тем: 1) этапы жизненного и научного пути юбиляра, 2) развитие зарождавшейся советской социологии, 3) основные труды Руткевича и главные идеи этих работ, 4) оценка современного состояния российской социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Анна Леонидовна Свердлова Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 89-92. 
Статья представляет историю развития системы общественного призрения в России и включает три раздела, отражающих этапы развития данной системы: 1) нищенство и христианское мировоззрение, 2) петровские реформы и «социальная защита населения», 3) формирование системы социальной защиты населения во времена правления Екатерины II.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 102, 112, 138, 156, 157. 
Представлена подборка книг по социологии, вышедших в 1996-1997 годах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 146-151. 
Представлен обзор двух книг. 1) Социология молодежи. Учебник (Отв. ред. В.Т. Лисовский), 1996 г. 2) Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире, 1996 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 139-142. 
Статья представляет собой рецензию на книгу И.П. Поповой «Маргинальность. Социологический анализ» (1996 г.). Автор останавливается на следующих смысловых узлах рецензируемой книги: 1) история термина «маргинальность» (в этой связи становится понятным название статьи: Маргиана – это древнеперсидская окраинная область), 2) определение маргинальности, 3) духовно-идеологический аспект маргинальности, 4) маргинальность и социальная мобильность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 156. 
Представлены результаты опроса Фонда "Общественное мнение" на тему: московская аудитория журнала "Деньги".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Азер Гамидович Эфендиев, Ольга Мухаметшевна Дудина Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 41-56. 
Статья основана на исследовании «Студент Москвы: проблемы и настроения», проведенном в 1995 г. силами кафедры социологии и психологии МАИ. Было опрошено 1286 студентов 2 и 4 курсов московских вузов. Выборка осуществлялась в 2 ступени. На первой ступени отбирались вузы. Всего было отобрано 12 вузов различной направленности: классические, технические, экономические, юридические, медицинские, педагогические и т.д. На второй ступени по квотам набирались студенты. Авторы также используют результаты ряда других исследований, проведенных силами той же кафедры. В статье рассматриваются следующие вопросы: 1) воспроизводство студенческой молодежи, 2) уровень жизни студентов, 3) дополнительные заработки, 4) учебная деятельность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Кристоф Элер, Кристиан Золле Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 123-132. 
В Германии дискуссия о преподавании социологии как непрофилирующей дисциплины началась еще в 1920-е гг. Однако вопрос о практической увязке с учебными программами по другим (профилирующим) дисциплинам отчетливо встает только к концу 1960-х гг. В 1992 г. начались исследования учебного курса «социология» как непрофилирующей дисциплины, проводимые в рамках научного центра изучения профессий и высшей школы Кассельского университета. В данной статье представлены результаты одного из проектов: были опрошены (письменно и по телефону) 131 преподаватель социологии от 71 курса отдельных вузов. Основной целью исследования было выяснение роли курса по социологии в профессиональной подготовке студентов различных непрофилирующих предметов. Главным образом, выбирались сопряженные дисциплины (такие, как экономика, юриспруденция, психология, педагогика, география), а также несколько более далекие (медицина, архитектура, сельскохозяйственные науки, машиностроение, информатика).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Валентина Викторовна Лапаева Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 16-28. 
В первой части статьи автор рассматривает возможности становления общественного мнения в России как социального института. Автор считает, что общественное мнение можно считать социальным институтом только тогда, когда граждане имеют возможность публично высказываться по проблемам общественной жизни и влиять своим голосом на решение этих проблем, т.е. в этом случае общественное мнение представляет собой своего рода «механизм реагирования на социально значимые проблемы». Автор кратко прослеживает историю формирования понятия гражданского общества и отмечает, что в России независимое общественное мнение уже сформировалось (хотя и за очень короткий срок), однако остается неясным, сформировалось ли общественное мнение как институт гражданского общества. Автор дает отрицательный ответ на этот вопрос, т.к. считает, что современное общественное мнение не способно быть локомотивом общественных перемен, потому что оно оказалось расколотым на приверженцев полярных взглядов относительно общественного устройства. Раскол, в свою очередь, позволил власти практически не считаться с общественным мнением. Вторая часть статьи посвящена значению общественного мнения для законотворческого процесса. Рассматриваются две крайние позиции по этому вопросу: 1) решения должны принимать компетентные люди во власти, а общественное мнение является только ограничивающим фактором при принятии решений; 2) законодательная деятельность должна соответствовать общественному мнению. Обе этих точки зрения автор отвергает, причем особое внимание уделяет критике второй позиции, т.к. первая применялась на практике в СССР и в особой критике не нуждается. Главные аргументы против сведения законодательства к общественному мнению таковы: 1) общественное мнение не тождественно общей воле, 2) двойственность человека как гражданина государства и как члена гражданского общества. В итоге автор делает вывод, что общественное мнение должно играть роль исходного материала, на основании которого законодатель создает качественно отличный от общественного мнения продукт. Заключительная часть статьи посвящена вопросам взаимоотношения социологов и законодателей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Юлия Михайловна Розанова Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 69-77. 
Статья начинается кратким обзором работ о проблемах среднего образования в России. Автор отмечает, что система образования в современной России постепенно утрачивает многие положительные стороны советской образовательной системы, а система среднего профессионального образования (ПТУ, техникумы) пострадала больше всего. Кратко и схематично представлена история средних профессиональных образовательных учреждений. Признавая, что в настоящий момент ситуация в среде ПТУ и техникумов достаточно тревожная, автор нашел пример успешной адаптации к сложившимся условиям. В качестве такого примера называется Московский технический колледж (МТК), о котором и написана основная часть статьи. Среди преподавателей и студентов колледжа был проведен анкетный опрос (опрошено 23 преподавателя, 150 студентов 1 и 2 курсов, 30 абитуриентов с подготовительных курсов), в том числе выделен вопрос о факторах успешного функционирования колледжа.
ресурс содержит прикрепленный файл