Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 27-03-2006
Дина Кабдуллиновна Танатова Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 145-146. 
Представлена информация по итогам IV Международного социального конгресса: «Социальные процессы и социальные отношения в современной России», проходившего в ноябре 2004 г. в Российском государственном социальном университете. В его работе участвовали исследователи и преподаватели РГСУ, обществоведы из многих вузов и исследовательских центров России и ближнего зарубежья, представители законодательной и исполнительной власти — Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, аппарата Правительства РФ, руководители ряда научных и образовательных учреждений, представители духовенства. Доклады и выступления на секциях были посвящены широкому кругу вопросов изменений в социальной сфере российского общества. Обсуждались такие темы, как сотрудничество науки, образования и бизнеса, роль социальной работы в гражданском обществе, задачи социального управления в контексте административной, пенсионной и жилищно-коммунальной реформ, охрана труда и окружающей среды, затрагивались социально-гуманитарные, психологические, медицинские, экономические и правовые вопросы развития российского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Людмила Петровна Федоренко Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 62-63. 
В статье приведены результаты социологического исследования, проведенного среди студентов небольшого города Краснодарского края. Сбор данных осуществлялся с января по апрель 2005 г. методом группового анкетирования (N=227). Обобщались высказывания студентов, получавших оценки, не соответствующие знаниям, за те или иные "формы благодарности" преподавателям, выяснялось отношение студентов к такого рода неформальной практике. Результаты данного исследования сопоставляются с данными, приведенными в статье Э.О.Леонтьевой "Образование с изнанки: Опыт пилотажного исследования "теневых" отношений в вузе" [Социологические исследования. 2004. № 12. С. 121-129].
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-07-2006
В.И. Леонтьева Социологические исследования. 2005.  № 7. С. 143-144. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-07-2006
Юрий Рудольфович Вишневский Социологические исследования. 2005.  № 7. С. 140-141. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Александр Михайлович Никулин Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 111-119. 
В стратье обобщаются материалы исследований развития аграрной сферы России, проведенных выдающимся русским ученым-аграрником Александром Васильевичем Чаяновым (1887-1937, который в 1920-е годы стал одним из лидеров движения сельскохозяйственной кооперации. Ученый входил в состав коллегии Наркомата земледелия, являлся директором Института сельскохозяйственной экономии и профессором Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии. В 1931 г. он был репрессирован по сфабрикованному делу "Трудовой крестьянской партии" и в 1937 г. расстрелян. Автор отмечает, что внимательное изучение земских статичтических сведений привело Чаянова к осознанию недостаточности традиционных методов изучения крестьянской экономики. Он отметил, что ряд особенностей экономического поведения русских крестьян дореволюционного периода не находил объяснение с точки зрения классической политэкономии. Это, в частности: нежелание применять в хозяйстве рентабельные молотилки; "перевернутый" уровень зарплат в России в годы неурожаев - они были не прямо, а обратно пропорциональными рыночным ценам на хлеб; при благоприятной рыночной конъюнктуре происходило не увеличение, а наоборот - сокращение объемов работ крестьянской семьи, с улучшением условий труда и быта. Ученый проводил сопоставление балансов распределения капиталовложений и доходов в капиталистических и семейно-трудовых крестьянских хозяйствах. В движении сельской производственной кооперации он усматривал средство обеспечения наибольшей социальной справедливости благодаря ее антикапиталистической направленности с одной стороны, и "антигосударственным" (антибюрократическим) принципам осуществления - с другой. Ученый придерживался исторической последовательнсти в изложении развития кооперации как системы: 1. Кредитная кооперация как исходный пункт крестьянской кооперации; 2. Кооперация по закупкам как наиболее старая форма; 3. Кооперация по сбыту; 4. Кооперация по переработке, связанной со сбытом. Главной проблемой успешного кооперирования он считал согласование воли рядовых пайщиков кооперативов с тактикой принятия решений и хозяйственной стратегией центральных кооперативных органов. В 1929 г. Чаянов представил оригинальный план организации социалистических аграрных предприятий - совхозов. Причина неэффективности созданных в ходе коллективизации колхозов и совхозов, а также трагической гибели самого ученого - это, по словам автора, то, что "советская бюрократия, руководившая аграрными реформами, была вовсе нерациональной..., что она руководствовалась своими теневыми номенклатурными оптимумами, которых политически наивный Чаянов никогда не мог постичь" (с. 119).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-07-2006
Социологические исследования. 2005.  № 9. С. 3-9. 
Редакционная статья, информирующая о двух важных событиях научной жизни. Во-первых, речь идет об основных темах, которые обсуждались на прошедшей в июле 2004 г. международной конференции по социальной теории, организованной Исследовательским комитетом Международной социологической ассоциации (Рио-де-Жанейро). Во-вторых, публикация знакомит с повесткой дня 16 конгресса Международной социологической ассоциации, который должен состояться летом 2006 г. в Дурбане (Южно-Африканская республика).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Андрей Николаевич Медушевский Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 119-128. 
В статье рассматривается подход Токвиля к анализу становления демократических правовых и социальных институтов в Америке, Англии и Франции конца XVIII - первой четверти XIX века. Автор подчеркивает, что историческое значение его работ состоит в осмыслении демократии как глобального явления на основе исследования переходных процессов в обществах этих стран. Он отмечает, что подобно Монтескье, Токвиль начинал свои исследования в рамках сравнительного правоведения, в частности, уголовного и гражданского права Америки и стран Западной Европы. Социологическая модель Токвиля представлена как модель перехода от сословно-иерархического феодального общества к демократии как юридическому равенству, постепенно охватывающего весь цивилизованный мир. Он возможен в двух формах: эволюционным путем, т.е. посредством реформ (англо-саксонский вариант), и через революцию (классический вариант - Революция 1789 г. во Франции). Отмечено, что центральное место в его творчестве занимает изучение механизма становления современной демократии и порожденного этим процессом социального конфликта - соотношения старого порядка и революции. В работе "Демократия в Америке" Токвиль провел анализ возникновения, развития и характерных признаков демократических институтов США. В работе "Старый порядок и революция" он предпринял попытку проанализировать специфику возникновения конституционно-демократических институтов во Франции. В поле внимания Токвиля попал бонапартизм как специфическая разновидность авторитаризма Нового времени. Его возникновение он рассматривает как синтез двух основных принципов демократической революции - народного суверенитета (всеобщее избирательное право) и представительства (как делегирования властных полномочий от народа - парламенту, а от последнего - одному лицу).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Феликс Изосимович Шарков, Вера Ивановна Баранова Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 106-110. 
В статье рассматриваются некоторые особенности проведения мониторингов по изучению воздействия СМИ на их аудиторию, которую авторы определяют как "устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их интересов и потребностей" (с. 106). По мнению авторов, методика систематического наблюдения за процессом воздействия СМИ на аудиторию, а также определения ее реакции на на эти воздействия пока не разработана. Ввиду того, что восприятие и оценка полученной от СМИ информации оказывается различной в разных социальных группах, авторы считают необходимым сочетание мониторинга с другими методами сбора денных. При характеристике этапов подготовки и проведения мониторинга воздействия СМИ внимание акцентируется на важности и ответственности этапа подбора экспертов. Рассмотрен перспективный метод сбора информации о просмотре передач исследуемыми зрителями путем добавления к традиционно используемым дневникам просмотра особой техники фиксации характеристик пользователя (устройств, при нажатии кнопок которых зритель вводит соответствующую информацию о себе). Основное внимание в статье уделено процедурным вопросам подготовки подобного мониторинга СМИ - сбор сведений для формирования выборки, конструирование панели исследования, контроль качества работы панели, установка датчиков у респондентов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Виктор Константинович Левашев Социологические исследования. 2005.  № 7. С. 72-77. 
Автор обращается к данным мониторинга на тему «Как живешь, Россия?», которые были получены в 2004 г. сотрудниками ИСПИ РАН. Речь идет о том, как россияне ощущают свою безопасность. В частности, рассматривается отношение к терроризму, которое представляет собой важный фактор ощущения безопасности в обществе. В территориальном размещении выборки использовалось экономико-географическое районирование страны при соблюдении пропорции численности населения и пропорции между городским и сельским населением.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Сергей Васильевич Рязанцев, Елена Евгеньевна Письменная Социологические исследования. 2005.  № 7. С. 31-42. 
Авторы рассматривают безработицу на Северном Кавказе, опираясь на сведения от разных источников информации. Это данные статистики региональных служб и министерств, интервью с непосредственными участниками рынка труда и экспертами, законодательная база региона, контент-анализ региональной прессы. Исследователи приходят к выводу, что официальные показатели уровня безработицы нуждаются в корректировке с учетом региональных, а иногда и локальных особенностей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-01-2006
Наталья Ивановна Скок Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 124-127. 
Автор исходит из того, что «биосоциальный потенциал» человека имеет в основе «жизненную энергию», включающую биологическую и социальную компоненту. Под первой понимаются физические и нервно-психические особенности индивида. Вторая компонента во многом зависит от «социума». У инвалида биологическая компонента жизненного потенциала нарушена, а социальная деформирована из-за ослабления социальных связей и изменения прежнего социального статуса. В силу этого инвалиды часто не могут самостоятельно осуществлять реабилитационные и адаптационные мероприятия, нуждаются во внешней помощи. Автор провел выборочное социологическое исследование положения инвалидов на юге Тюменской области, цель которого заключалась в установлении степени мотивации инвалидов на реабилитацию и трудовую деятельность, выяснении основных факторов, «определяющих выбор вектора реализации биосоциального потенциала» (с. 125). При определении уровня мотивации инвалидов на достижение успеха использован опросник А. Реан. Желание иметь реабилитационную программу проявили 76% респондентов. Те же, кто ее имеют, отметили ее недостаточную эффективность (причины: отсутствие реабилитационных методов, нехватка средств, дефицит времени). Выводы: Эффективность реализации биосоциального потенциала лиц с ограниченными возможностями зависит почти исключительно от наличия реабилитационной инфраструктуры и финансовых средств, а их удовлетворенность своим положением – преимущественно от материальной обеспеченности и наличия работы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Георгий Александрович Праздников Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 42-47. 
19 сентября 2003 г. в Берлине министр образования РФ В.М. Филиппов подписал соглашение о присоединении нашей страны к Болонской декларации. Начало Болонскому процессу было положено в 1988 г. в день празднования 90-летия Болонского университета, когда 250 ректоров подписали Великую хартию университетов (в статье приводятся основные принципы, сформулированные в данной Хартии), завершится же он должен к 2010 г. Цель процесса – создать единое общеевропейское образовательное пространство, в границах которого студенты и преподаватели смогут свободно переходить из университета в университет, а полученный документ об образовании будет признан во всей Европе, что значительно расширит для каждого возможности трудовой мобильности. Автор статьи рассматривает некоторые перспективы и противоречия этого процесса. Отмечается, что основные принципы Хартии, по сути, являются фундаментальными и для российского образования, что важно избежать абсолютизации инструментально-прагматической подготовки "экспертов-специалистов" и замыкания образования в узко профессиональных рамках, продолжая ориентироваться на поддержание целостного комплекса качеств "образованного, обученного, воспитанного и творчески развитого человека".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-08-2005
Ирина Олеговна Шевченко, Павел Владимирович Шевченко Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 95-101. 
Актуальность темы обусловлена последствиями социально-экономических изменений в стране и продолжением процессов глубинных трансформаций института семьи (в России и других странах). Эмпирическая база – результаты проведенного авторами в 2003 г. исследования больших семей в г. Москве с применением методов анкетирования и свободного интервью (охвачено 198 семей). Некоторые результаты: большая семья чаще всего трехдетная (75% обследованных семей); встречаются семьи с четырьмя (18%) и пятью (6%) детьми; большее их число уже редкость. Как и раньше, для такой семьи характерны невысокие доходы, но имеется прослойка богатых многодетных родителей. Если в «среднестатистической семье» наиболее распространен примерно равный вклад родителей в семейный бюджет, то в «большой семье» преобладает вклад отца (мать осуществляет уход за детьми, их воспитание и ведет хозяйство). Помощь со стороны официальных государственных структур незначительна. Основные проблемы «больших» семей: нехватка жилплощади, денег, времени, болезни детей, невозможность «отключиться». «Стереотип» воспитания: вырастить детей хорошими людьми, но не на первом месте – дать хорошее образование. Во многом многодетная семья не рациональна (по мотивам многодетности и воспитательным ориентирам).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-05-2005
Теодор Ильич Ойзерман Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 24-34. 
Академик Т.И. Ойзерман считает неоправданной приводимую в марксистской литературе характеристику «буржуазных» экономистов (включая порой и классиков политической экономии) как апологетов капиталистического строя. Для опровержения этой оценки привлекаются их работы. Отмечается, что основатель политэкономии А. Смит считал, что стоимость создает исключительно живой труд. Его выдающийся продолжатель Д. Рикардо также опирается на воспринятую затем и К. Марксом трудовую теорию стоимости и приходил к выводу, что прибыль капиталиста и заработная плата рабочего находятся в отношении обратной пропорциональности. Дж. Ст. Милль, которого Маркс отнес к вульгарным экономистам, развивал идеи реформирования общества путем перераспределения прибылей, а в его «Основаниях политической экономии» имеется высказывание: «Фабричный работник имеет в своем труде меньше личного интереса, чем член коммунистической ассоциации, потому что трудится не в пользу товарищества, к которому принадлежит сам, как трудится член коммунистической ассоциации…». Акад. Т.И. Ойзерман отмечает в этой связи, что можно как угодно относиться к воззрениям Милля, но ни поклонником, ни апологетом капитализма этого либерала не назовешь. Это относится также и к творчеству «буржуазных» теоретиков экономической науки XX в., уделявших внимание критическому анализу и «самокритике» капиталистической системы, таких как Т. Веблен, Дж. М. Кейнс, Д.К. Гелбрейт и др. Рассматриваются идеи Л. Эрхарда – выдающегося экономиста, автора концепции «социальной рыночной экономики», который, став в 50-е гг. министром экономики ФРГ, ввел в нее действенные механизмы планирования и социального регулирования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-09-2005
Анастасия Ивановна Афанасьева, Виктор Иванович Меркушин Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 11-22. 
В статье сделан акцент на доминантах народного «военного сознания»: патриотизме, массовом героизме, единстве фронта и тыла, гордости за Победу. Авторы опираются на результаты исследования, проведенного социологическим центром РАГС при Президенте РФ (опрос в 18 субъектах РФ, N = 1601). Его цель заключалась в изучении состояния и функционирования исторической памяти россиян. Предмет исследования – отражение исторических оценок ВОВ в сознании людей. Проводится дифференциация «живой», непосредственной памяти народа и обобщенной, реконструированной памяти (историческая литература, учебники, СМИ, художественные произведения). Учтено «вторжение» идеологического компонента. Интерес граждан России к истории ВОВ исследуется по ряду позиций: по степени его проявления, по распространенности мнения о возможности победы СССР без открытия союзниками второго фронта, по оценкам праздника «День Победы» и роли Сталина в войне, по наличию (или отсутствию) знания имен полководцев Войны и Героев Советского Союза. В массовом сознании победа над фашизмом устойчиво связана с именем Сталина, и здесь имеет место возрастание доли положительных оценок от младшей возрастной группы (47,6%) к старшей (84,4%). Делается вывод, что историческая память формируется главным образом в учебных заведениях (этот источник знаний о ВОВ – на первом месте по числу ответов, особенно в младших возрастных группах), поэтому так важно обеспечение школ и вузов качественной учебной литературой о советском периоде истории. Затронуты вопросы идеализации и фальсификации истории ВОВ. Идеализацию авторы объясняют тем, что «психическая травма от потерь нуждалась в психологической компенсации» (с. 20). Подчеркивается, что с 1990-х годов стал действовать кумулятивный эффект накопления негативного отношения к советскому прошлому, что проявилась в стремлении переписать историю ВОВ, сопровождаемом фальсификацией по всем ее аспектам. Результатом стали: вторая психологическая травма, пережитая ветеранами Войны и ровесниками Победы; наметившийся в массовом сознании скепсис и ирония в отношении к фронтовикам и труженикам тыла, но большинство респондентов проявляет к ним уважение. В выводах в качестве важного фактора победы отмечено то, что руководство страны, несмотря на издержки, смогло донести до народа идею о нависшей над Родиной смертельной опасности.
ресурс содержит прикрепленный файл