Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N1 за 2006 год

Опубликовано на портале: 14-11-2006
Наталия Николаевна Козлова Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 134-141. 
В статье рассмотрено несколько недавно изданных учебников по социологии для вузов в целях выявления их гендерной составляющей. Фиксируется наличие гендерной асимметрии в используемом понятийном аппарате, а также в устойчивых словосочетаниях (авторы всех подобранных исследовательницей книг – мужчины). Показано, что в изучаемых книгах присутствует явная гендерная асимметрия. Так, в учебнике А.И. Кравченко при обозначении пар первым всегда указывается мужчина и отдается предпочтение терминам мужского рода. В учебнике под редакцией П.Д. Павленка в основном фигурирует обращение к мужской аудитории и апелляция к мужскому опыту. В используемой в учебнике С.С. Фролова лексике, как показывает исследовательница, проявляется традиционное для патриархальной картины мира отождествление понятий «человек» и «мужчина». Женщины в большинстве приведенных автором учебника примеров выступают «как носительницы сугубо женского опыта и представительницы своего пола». Отмечено, что С.С. Фролов «после упоминания статуса мужчины пишет в скобках статус женщины», квотируя этим, как полагает исследовательница, его вторичность. Один из выводов по анализу литературы: на индивидуальном уровне «функционирования гендерной проблематики в образовательном дискурсе» имеет место установка авторов на принижение социального статуса женщины, что выражается, в частности, в критике феминизма и в «откровенном сожалении о потере мужчинами лидирующих позиций в современном обществе» (с. 139). Для устранения гендерной асимметрии предлагается введение гендерной цензуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Татьяна Владимировна Ващалова Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 65-72. 
В статье рассматриваются социогенные риски нарушения функционирования социотехнических систем (аварийность). Отмечается, что специалисты (не социологи) выделяют три составляющие, или уровня рисков возникновения аварий промышленных систем: этнокультурный, групповой, индивидуальный. Риски первого уровня связаны с наличием (или отсутствием) этнокультурных норм и правил, влияющих на те или иные факторы рискогенного социального или группового поведения. На втором – групповом уровне проявляются особенности ценностно-нормативных систем социальных групп. Примером тому является поведение тех владельцев предприятий, которые ради увеличения прибыли минимизируют затраты на амортизацию оборудования и обеспечение техники безопасности. Индивидуальная составляющая социогенных рисков наряду с поведенческими установками операторов технических систем определяется их индивидуальными (психическими, физиологическими и иными) качествами. Автор стремится выявить вклад отдельных процессов и категорий населения в техносферную аварийность в России постперестроечного времени. Используются официальные статистические данные по техносферным авариям и сводки о социально-экономическом и медико-демографическом состоянии российского населения. В ходе исследования была выявлена связь алкоголизации населения с пожарами и взрывами в зданиях и сооружениях различного назначения. Автор сообщает о возрастании числа криминальных поджогов в первой половине 90-х годов, отмечает (наряду с другими факторами) влияние «невротизации общества» на рост числа аварий на транспорте.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Татьяна Алексеевна Бондаренко Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 99-103. 
Статья посвящена рассмотрению особенностей стереотипов восприятия правоохранительных органов, сформировавшихся у населения в Дальневосточном федеральном округе. В этих целях автор провела исследование, в котором приняли участие 587 респондентов - жителей Хабаровского края и Амурской области. В ходе него проводился ассоциативный эксперимент. На первом этапе респонденту предъявлялось слово - стимул (то есть наименование правоохранительной службы: "ФСБ", "МЧС", "МВД", "прокуратура", "Федеральная служба исполнения наказаний", "таможенные органы") с просьбой дать первые приходящие на ум ассоциации. Второй этап включал семантическую обработку и анализ полученного материала. Классификация слов (ассоциативных высказываний) по категориям осуществлена на основе общих признаков с учетом характера ассоциации: (положительная, отрицательная или нейтральная) и содержащейся в высказывании элемента оценки деятельности службы и ее сотрудников (положительная или отрицательная). Некоторые результаты: Образ ФСБ как службы в основном положительный (доминируют ассоциации: "защита", "мощь", "быстрота", "бдит", "работает", предотвращает"), также как и оценки работающих в ней сотрудников. Высоки также оценки по МЧС. МВД и прокуратура оценены средне. Хуже обстоит дело с ФСИН и таможенными органами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-11-2006
Наталья Викторовна Волкова Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 142-147. 
Автор представляет результаты качественно-количественного изучения карьерных стратегий молодых специалистов, получивших экономические специальности в государственных вузах города Бийска (Алтайский край) в 2001-2003 годы. Базой анализа выступают данные конкретного исследования, проведенного автором в 2005 году среди молодых специалистов, окончивших Бийский технологический институт (80 человек) и Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина (30 человек). Для проведения статистического анализа выделены две зависимые переменные: величина оплаты труда и должностная категория (руководитель, специалист, служащий). Предполагалось, что значения этих переменных определяются уровнем образования и эффективностью "накопления" профессионального потенциала (приводятся результаты факторного анализа). Иерархический кластерный анализ позволил выделить три кластера молодых специалистов. Это "карьеристы" (не оформлялись по распределению на гарантированное место работы, предпочли выбрать предприятие с высокой оплатой труда, заняв в нем должность специалиста) "экспериментаторы" (оказались склонны к смене места работы и видов деятельности) и "консерваторы" (трудоустроились на гарантированное вузом место работы, где проходили практику). Как показали результаты расчетов, "экспериментаторы" наиболее успешны в плане нахождения "доходных" мест работы; наименее успешны в этом отношении "консерваторы".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2006
Виктор Георгиевич Городяненко Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 124-133. 
Автор рассматривает вопрос о роли и значении изданной в России и Украине новой учебной социологической литературы в качестве средства институционализации социологии, канала передачи академических знаний от старшего поколения к младшему, а также инструмента формирования профессионального мастерства. Анализируются отдельные учебные издания и пособия по социологии, вышедшие в конце XX – начале XXI вв. в России и Украине. Отмечается, что когда в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в СССР социология получила статус учебной дисциплины, появилась учебная литература первого поколения, отличавшаяся значительной идеологической нагруженностью (что видно по названиям книг и самой дисциплины - "Марксистско-ленинская социология" ) при игнорировании основных достижений мировой социологической мысли. Ситуация улучшается в первой половине 1990-х годов, когда появляется второе поколение учебной социологической литературы. В ней осуществляется знакомство с теориями западной социологии, но нередко отсутствует ориентация на отечественные реалии. Появились тогда же и учебники по отраслевым социологическим дисциплинам. К третьему поколению автор ориентировочно отнес все последующие (со второй половины 1990-х годов и до текущего момента) учебные издания. Их дополнили публикации переводных учебников (первым из которых стал учебник Гидденса) появление различных хрестоматий, а также фундаментальных трудов классиков мировой социологии. Также рассмотрены словарно-справочные издания. Среди них особо отмечен как заслуживающий внимания библиографический словарь "Социологи России и СНГ XIX-XX вв.". Приведена статистическая таблица по количеству учебников, учебных пособий (отдельно по общей социологии, по отраслевым и специальным направлениям социологической мысли), хрестоматий, словарей и справочников, а также социологических практикумов, изданных на русском и украинском языках в конце XX - начале XXI века. По мнению автора, жесткое деление на "учебную" и "неучебную" литературу не приносит пользы ни преподаванию социологии в вузе, ни социологической науке в целом, а задача учебника - не только обучение теориям, методам и т.д., но и формирование аналитического мышления студента, способности самостоятельно разбираться в существе проблем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Евгения Сергеевна Балабанова Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 54-64. 
В статье анализируются отношения социально-экономической зависимости в их связи с властными отношениями. Автор рассматривает взаимодействие находящихся в неравных условиях участников обмена с помощью теоретической модели отношений «зависимого» и «провайдера». «Зависимый» испытывает высокую потребность в конкретном благе или ресурсе. Монопольно владеющий ими или обладающий контролем доступа к ним «провайдер» выступает как безальтернативный поставщик. «Зависимый» не является уникальным поставщиком необходимых «провайдеру» ресурсов; в большей степени он заинтересован в «провайдере», чем «провайдер» – в нем. В роли «зависимых» могут выступать как отдельные индивиды, так и социальные группы, регионы, государства. "Провайдерами" могут быть индивиды и надындивидуальные образования: работодатели, благотворительные организации, государства, транснациональные корпорации. Выделены два класса причин неравного доступа к экономическим ресурсам: 1. Внешние причины (естественные факторы среды, искусственные ограничения прав собственности); 2.Причины, обусловленные характеристиками зависимых. Рассмотрен ряд примеров внешних причин такого неравенства. Это правовые нормы патриархального общества, запрещавшие женщине получать образование и работать, что "привязывало" ее к единственному источнику средств существования - мужчине - главе семьи. Показано, что искусственные ограничения доступа граждан к экономическим ресурсам известны из недавней советской истории. Это запрет на занятие предпринимательской деятельностью, невозможность владеть средствами производства и, за небольшими исключениями, недвижимостью, ограничение трудовой мобильности. "Экономика дефицита" лишала советских граждан выбирать поставщиков, подчиняя их потребности диктату производителей-монополистов. Далее рассматриваются вызывающие неравенство характеристики зависимых. Таковы, в частности, индивидуальные качества человека, ограничивающие его шансы успешного трудоустройства. Исследуются формы социальной власти и контроля "провайдера" над поведением и сознанием "зависимого".
ресурс содержит прикрепленный файл