Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N4 за 2006 год

Опубликовано на портале: 05-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 26-37. 
В статье, публикуемой в двух номерах журнала, изучается вопрос о роли и участии женщин в деловом управлении (бизнес и менеджмент). Представлены результаты социологического исследования "Новое поколение предпринимателей и менеджеров", проведенного в 2004 г. в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (его авторы - Т.И. Заславская, Э.Н. Крылатых, М.А. Шабанова). В ходе него анкетировались слушатели названной Академии по программам обучения управленцев теории и практике современного менеджмента, дающим диплом MBA - Master of Business Administration (охвачено 1016 человек или 51% генеральной совокупности). Был выявлен высокий удельный вес женщин в составе слушателей программ МВА (31%, что почти вдвое превышает долю женщин в директорском корпусе России) при том, что обучение ведется без отрыва от основной работы и помимо интеллектуальных усилий требует крупных материальных затрат (около $ 10 000 в год). Автор характеризует попутно особенности развития в России женского предпринимательства. Констатируется, что в советский период женщины занимали в основном низшие и значительно реже (по сравнению с мужчинами) средние должностные позиции в области хозяйственного управления. Женщины-директора были представлены в основном в легкой и пищевой промышленности, сфере услуг и торговле. Рассмотрены причины такой гендерной асимметрии. Сообщается, что проникновение женщин в директорский корпус несколько облегчила совершившаяся после кризиса 1998 г. легитимация российского бизнеса. Подробно рассматриваются социально-демографические характеристики контингента слушателей и слушательниц курсов МВА, их распределение по профилю базового образования, сферам занятости, должностному статусу. Дальнейшее описание и анализ результатов исследования публикуются во второй части статьи в следующем номере журнала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Валентина Васильевна Выборнова, Елена Алексеевна Дунаева Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 99-105. 
Статья посвящена исследованию условий профессиональной социализации молодежи. Выбор профессии рассматривается авторами как одно из важнейших условий самоопределения личности и успешной интеграции ее в общество. Отмечается. что в начале 2000-х гг. немалая часть выпускников вузов и начальной профессиональной школы не смогла трудоустроиться. В 1999 г. авторы провели социологическое исследование: "Родители и школа". в школах города Тобольска. Согласно его результатам, родители недостаточно информированы по вопросам правового обеспечения образования своих детей. В качестве наиболее важного показателя успешного социального старта молодежи выделен уровень образования, достигнутый к моменту социального самоопределения. Подчеркивается необходимость обеспечения школами подготовки учащихся к "вхождению" в профессию, к ее осознанному выбору. Согласно данным проведенного авторами опроса чем выше статус учебного заведения, тем выше доля тех. кто рассматривает получение образования как средство достижения благополучия и успеха в жизни. Делается вывод, что для успешного выполнения социализирующей функции "школа призвана способствовать включению подрастающего поколения в структуры общества более высокого порядка: производственные, экономические, политические с присущими им нормами, ценностями, образцами поведения" (с. 104).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Sarah Ashwin
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 57-68. 
В статье автора из Великобритании дается общая характеристика особенностей советского гендерного строя, при котором общественный труд выступал как обязанность и для мужчин, и для женщин (от них ожидалось сочетание полной занятости с исполнением ролей матери и домохозяйки). Автор использовала результаты лонгитюдного исследования, проведенного с ее участием с 1999 по 2001 год в Москве, Самаре, Сыктывкаре и Ульяновске и отмечает, что у российских женщин, несмотря на прогнозы, и в начале XXI века сохраняются высокие показатели трудовой занятости: женщины по-прежнему составляют чуть менее половины экономически активного населения России. Делается вывод, что такая привязанность женщин к оплачиваемому труду связана не только с экономическими проблемами, но и с их стремлением обеспечить себе материальную и психологическую независимость. Приводятся данные исследования ИСИТО по затратам времени на домашний труд среди семейных пар, согласно которым неработающие мужчины, живущие с работающими партнершами, выполняют в неделю лишь на 7 часов больше домашней работы, тогда как неработающие женщины тратят на такую работу в среднем на 12 часов больше, чем их работающие партнеры. Дана ссылка на проведенное в Великобритании исследование, в ходе которого установлено, что в этой стране работа мужчин в доме снижает конфликтность семей. В России, по мнению автора, барьером на пути к более полному участию мужчин в домашнем труде остается жесткое социальное разграничение такого труда на "мужские" и "женские" дела.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Борис Сергеевич Гладарев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 68-76. 
В статье анализируются результаты полевого исследования: "Пользователи мобильных телефонов в России. Сетевая перспектива". Оно было проведено автором в Петербурге при поддержке France Telecom и Teleno, включало 14 глубинных интервью с 7 мужчинами и 7 женщинами (20-30 лет) и организацию ведения дневников повседневной коммуникации (записи в них вели информанты). Выявлены гендерные отличия в историях покупки мобильного телефона. Женские истории опираются на дискурсивную модель, обозначенную автором как "найди меня": сотовый телефон облегчает возможность быть "позванной" или "приглашенной". Мужские нарративы связаны с соображениями эффективности и престижа ("считалось очень престижно"; "захотелось выделиться в обществе"). Имеют место существенные отличия между мужчинами и женщинами в предпочтениях в отношении размеров, дизайна, оформления изделий (женщины чаще выбирают миниатюрные аппараты с откидной крышкой, яркой окраской и обилием аксессуаров). В ходе изучения дневников коммуникации автор установил следующее: 1. Женщины говорят по мобильным телефонам менее продолжительно, чем мужчины, но делают и принимают больше звонков. 2. Направление звонков и SMS характеризуется гетеросексуальной симметрией (женщины чаще общаются с мужчинами, а мужчины – с женщинами). 3. Анализ распределения звонков по ситуациям и целям общения ("координация совместных действий", "ухаживающие звонки", "помощь и консультации", "деловые ситуации") не позволил выявить заметных гендерных отличий. Автор соглашается с выводом норвежских исследователей Р. Линга и Б. Иттри, что в плане практического применения мобильные телефоны относятся к гендерно нейтральным технологиям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2007
Мария Евгеньевна Светланова Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 136-141. 
Рассматривается тема приобщения к полноценной социальной жизни детей, лишенных родительской опеки. Во вводной части автор уточняет, в каком значении используется ею понятия "маргинал" и "маргинальность", а также знакомит с историей данного Интердома, созданного еще в 30-е гг. прошлого века для обеспечения воспитания и образования осиротевших детей коммунистических революционеров и борцов-антифашистов, оказавшихся в СССР. Представлены результаты пилотажного исследования, проведенного в 2005 г. среди бывших воспитанников и выпускников Ивановской международной школы-интерната (опрашивались выпускники от 1971 до 1976 года). В тот период имелся ряд факторов позитивной социализации как внутри страны, так и за ее пределами (участие детдомовцев в олимпиадах и всесоюзных конкурсах, работа в Иванове учителей из Германии, Польши, Испании, Китая и других стран для преподавания родного языка, поездки в летние лагеря - "Артек", "Орленок", работа кружков и т.д.). Хотя в работе интердома имелись определенные трудности, была обеспечена материальная и социальная защищенность детей, которые оказались окружены заботой и вниманием. В интервью один из воспитанников (теперь ему 47 лет) отмечают, что ему пришлось осознать свою недостаточную адаптированность к внешнему миру. К жизни в большом обществе "Надо было научиться... Это общество совсем по-другому мыслит... Их совсем по-другому воспитали, чем нас" (с. 140)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Валентина Сергеевна Сычева Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 25, 98. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 14-02-2007
Анатолий Васильевич Дмитриев, Игорь Юрьевич Залысин Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 152-154. 
Рецензируется книга: Проданов В. НАСИЛИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ. София: Изд-во "Захарий Стоянов", 2005.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2007
Татьяна Михайловна Кононыгина Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 154-155. 
Рецензируется книга:НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОТРЕБНОСТЬ В НЕМ (Отв. ред. Г.А. Ключарев). М.: ИКСИ РАН, Наука, 2005. 173 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2007
В.А. Дорофеев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 150-152. 
Рецензируется книга: Бобров М.Я. ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ И ИСТОРИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ЖИЗНИ СОЦИОСФЕРЫ. Барнаул, 2003.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Т. Викторов Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 156-157. 
Аннотируются книги:РОССИЯ: ЦЕНТР И РЕГИОНЫ. ВЫПУСК 15 (Отв. ред. В.Н. Иванов, В.Н. Кузнецов, Г.Ю. Семигин). РИЦ ИСПИ РАН, 2005. 415 с. Орлова И.Б. КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗА РОССИИ. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. 68 с. Столяров В.И. СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. УЧЕБНИК. М.: Флинта, Наука, 2004. 400 с. Матвеева Н.А. ИНЕРЦИОННОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ). Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 263 с. МНОГОЛИКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ (Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. Пер. с англ. В.В. Сапова под ред. М.М. Лебедевой). М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Владимир Петрович Горяинов Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 3-16. 
Операционализируется понятие социального времени с помощью количественных критериев его поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости. Проверяется рабочая гипотеза о том, что разные общества параллельно живут в разном социальном времени, которое отличается от времени природного (физического и астрономического). Выявляется качественная специфика социального времени: оно "субъективно, оценочно, даже идеологично, ибо во многом зависит от восприятия действующими в нем субъектами" (с. 4). В порядке рабочей гипотезы принимается положение: "динамические признаки переживаемого социального времени содержатся в отрефлектированных ответах респондентов на вопрос мониторинга: в какой степени их устраивает сейсас жизнь, которую они ведут" (с. 5). Здесь автор опирается на материалы публикации Н.Ф. Наумовой "Время человека" (Социологический журнал. 1997. № 3), в которой ведется поиск показателей социального времени. В качестве "системы отсчета" социального времени автор выбрал обозначенный Н.Ф. Наумовой ориентир "стрелы времени" - "Собственная жизнь" и проверяет на эмпирическом материале высказанную ею гипотезу о том, что разные слои общества живут в разном субъективном времени. В эмпирической части статьи автор попытался выявить методом регрессионного анализа динамических рядов (на базе исследований ВЦИОМ) группы отношений респондентов к той жизни, которую они ведут, а также (по знаку и значению углового коэффициента регрессии) установить направление и темп изменений социального времени.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2007
Наталья Васильевна Коровицына Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 145-147. 
"Восточноевропейские исследования" - новый международный журнал
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Галина Ивановна Осадчая Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 144-145. 
Сообщение об итогах проведения в ноябре 2005 г. в Российском государственном социальном университете V Международного социального конгресса "Социальная модернизация России: итоги, уроки, перспективы". На пленарном заседании выступили: академик РАН Г.В. Осипов (о тенденциях социально-политических трансформаций российского общества), член-корреспондент РАН В.И. Жуков (о политической модернизации России), депутат Государственной Думы РФ В.А. Семенов (о социальных параметрах бюджета РФ на 2006 год), Президент Международной социологической ассоциации, профессор Ягеллонского Университета (Польша) П. Штомпка (Социальная служба и доверие в глобализирующемся мире), Советник посланника Республики Беларусь в РФ В.Е. Садохо (о социальных преобразованиях в Республике Беларусь), директор Института экономики РАН, д.э.н. Р.С. Гриндберг (к вопросу о социальности экономической политики России) и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2007
Г.Т. Галиев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 148-149. 
КОНГРЕСС СОЦИОЛОГОВ ТЮРКСКОГО МИРА
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Ольга Николаевна Аксенова Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 142-143. 
Сравниваются предпочтения учащихся школ, студентов вузов и учащихся ПТУ и техникумов в отношении просмотра ими общественно-политических телепередач. Исследование проведено в 2002 г. в городе Воронеж (руководитель - кандидат исторических наук Е.Ю. Красова). Метод сбора данных - анкетный опрос (N=200). Некоторые результаты: 1. Доля аполитичной молодежи наиболее значительна среди учащихся ПТУ (57,5%) и техникумов (42,5%). 2. Из новостных передач молодежь отдает наибольшее предпочтение программе "Время" (ОРТ) (55%). 3. Только у 12,5% респондентов просмотр политических программ не вызывают никаких чувств, среди 43,%% респондентов эти программы вызывают интерес, у 29% - рождают чувства тревоги и неуверенности в будущем, у 21% - пробуждают надежды на будущее.
ресурс содержит прикрепленный файл