Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 21-06-2007
Екатерина Михайловна Щербакова Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 108-115. 
В статье анализируются данные Всероссийсой переписи населения 2002 г. по уровню образования населения России. В качестве основных автор выделил два вопроса программы переписи: "Учитесь ли Вы в образовательном учреждении?" и "Ваше образование?". Данные, полученные в ходе последней периписи, сопоставляются с результатами предшествовавшей ей переписи 1989 года. Представляют интерес следующие моменты: 1. При общем повышении показателей уровня образования населения и образовательного уровня молодых поколений за межпериписной период увеличилась в 2,1 раза и достигла 0,5 млн. человек группа лиц с начальным общим образованием, а в возрастной группе от 15 до 19 лет возросла и достигла 5,8% доля лиц с уровнем образования не выше начального. 2. Если до 1989 г. уровень образования мужчин в целом по всем показателям был выше, чем женщин, то в 2002 г. по доле лиц со средним профессиональным и высшим образованием женщины опередили мужчин. 3. По данным переписи 2002 г. в молодых поколениях сельских жителей лиц с профессиональным образованием оказалось меньше, чем в поколениях их родителей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-11-2006
Наталья Викторовна Волкова Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 142-147. 
Автор представляет результаты качественно-количественного изучения карьерных стратегий молодых специалистов, получивших экономические специальности в государственных вузах города Бийска (Алтайский край) в 2001-2003 годы. Базой анализа выступают данные конкретного исследования, проведенного автором в 2005 году среди молодых специалистов, окончивших Бийский технологический институт (80 человек) и Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина (30 человек). Для проведения статистического анализа выделены две зависимые переменные: величина оплаты труда и должностная категория (руководитель, специалист, служащий). Предполагалось, что значения этих переменных определяются уровнем образования и эффективностью "накопления" профессионального потенциала (приводятся результаты факторного анализа). Иерархический кластерный анализ позволил выделить три кластера молодых специалистов. Это "карьеристы" (не оформлялись по распределению на гарантированное место работы, предпочли выбрать предприятие с высокой оплатой труда, заняв в нем должность специалиста) "экспериментаторы" (оказались склонны к смене места работы и видов деятельности) и "консерваторы" (трудоустроились на гарантированное вузом место работы, где проходили практику). Как показали результаты расчетов, "экспериментаторы" наиболее успешны в плане нахождения "доходных" мест работы; наименее успешны в этом отношении "консерваторы".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-06-2007
Инна Борисовна Назарова Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 115-119. 
В статье представлена типология преподавателей высшей школы. Автор выстраивает ее на основе материалов исследования, проведенного среди преподавателей 14 вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода (проинтервьюировано 359 преподавателей экономических дисциплин). Выделено 10 типов преподавателей, отличающиеся нацеленностью на передачу педагогического опыта молодым коллегам и ученикам, ориентацией в отношении академической и административной карьеры, сочетанием преподавательской и научной работы, стремлением совмещать основную работу с совместительством и подработками, участием в бизнесе и т.д. Автор отмечает, что пропорции выделенных типов зависят от ситуации в обществе и в высшей школе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
Татьяна Алексеевна Титова, Вадим Евгеньевич Козлов Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 47-54. 
Представлены итоги конкретного социологического исследования по проблемам этнической толерантности, которое было проведено в Республике Татарстан с декабря 2002 г. по январь 2004 г. Изучались четыре группы этнических меньшинств, проживающих в городах Казань и Набережные Челны: чуваши, украинцы, немцы, армяне. Некоторые результаты: Уровень "этноцентричной" идентичности среди всех четырех рассматриваемых этнических групп оказался невысок. Среди армян несколько чаще, чем в во всех исследованных группах, проявляется "негативное отношение к межнациональным бракам и одобрение любых средств защиты этнических интересов своего народа" (с. 50). Ущемление своих гражданских прав и возможностей из-за национальной принадлежности в Казани испытывали ("часто" или "иногда") примерно 1/3 респондентов чувашской, украинской и немецкой национальности. Среди украинцев отмечено наиболее значительное дистанцирование от татар. Немцы показали себя как наиболее закрытая этническая группа. Они также пессимистичны в оценках перспектив относительно развития своей общины в Татарстане. Этим, по мнению авторов, объясняется некая индифферентность этнических немцев Татарстана к проблемам, воспринимаемым в других этнических группах более остро. Единственное, что еще спасает немецкую диаспору от быстрого исчезновения - межнациональные браки, которые несколько замедляющие темпы их миграции в Германию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2007
Е.В. Сысоев Социологические исследования. 2006.  № 3. С. 71-78. 
Автор анализирует результаты исследования, проведенного в 2004 г. с целью изучения этнической толерантности в неоднородных по этническому составу Кулундинском и Благовещенском районах Алтайского края. В статье рассматриваются демонстрируемый и латентный аттитюды толерантности, а также предлагается типология толерантных/нетолерантных людей в зависимости от этнической группы, уровня образования, характера труда, пола и возраста.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-04-2007
Лариса Игоревна Никовская Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 79-85. 
Автор формулирует принципы конфликтологического подхода к исследованию социальных трансформаций. Анализ проявлений политической конфликтности в современном российском обществе используется для подтверждения гипотезы о формировании конфликта между монополизирующейся политической властью и плюрализмом гражданских интересов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Ольга Александровна Коленникова Социологические исследования. 2006.  № 2. С. 69-76. 
Опираясь на ряд социологических и статистических источников, автор выявляет вектор тех трансформаций, которые начались в правоохранительных органах с приходом к власти В.Путина. Под вывеской возврата к государственному социализму, как более справедливому в глазах населения общественному строю, на деле осуществляется формирование кланового силового государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-04-2007
Ван Хайянь Социологические исследования. 2006.  № 7. С. 50-53. 
Опираясь на данные, полученные Академией социальных наук КНР в 2001-2002 гг., автор выделяет десять основных групп населения современного Китая. Динамика выделенных групп соотнесена с традиционным делением общества на элиту, средний, базовый и низший социальные слои.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-04-2007
Татьяна Анатольевна Рассадина Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 95-101. 
В структуре ценностей общественного сознания автор выделяет три комплекса: инновационный, традиционный, советский. Притом, что во всех социальных группах отмечается активный поиск новых ценностно-смысловых ориентиров, институциализации трансформированных ценностей, их закрепления в качестве регулярных и долговременных практик, по мнению исследователя, не происходит.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2007
Владимир Самуилович Собкин Социологические исследования. 2006.  № 8. С. 106-115. 
В статье рассматриваются факторы, влияющие на изменения мотивации и ценностно-целевых ориентаций учебной деятельности учащихся. Кроме того, автор анализирует изменения в основных компонентах этой деятельности, наметившиеся за последние 15 лет. Публикация основана на материалах социологического опроса московских школьников, проведенного в 2002 г. в рамках программы РАО «Социология образования».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2007
Юлия Фридриховна Флоринская Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 79-89. 
Представлены результаты исследования процессов миграции в малых городах: Кириши Ленинградской области, Десногорск и Ярцево Смоленской области, Вязники Владимирской области, Исилькуль Омской области. Дается краткая характеристика по каждому городу: основные градообразующие предприятия, городская инфраструктура, уровень общей безработицы, средняя зарплата в производственном секторе и т.д. Выяснилось, что в городах Вязники и Ярцево с бездействующей крупной промышленностью значительная часть их жителей регулярно выезжает на заработки: 25-30% домохозяйств имеют своего работника на выезде. Для сравнения сообщается, что в крупных российских городах, таких как Смоленск, Иркутск, Москва, этот показатель находится в пределах 8-12%. Исследование позволило установить, что обычно на выезде работает глава семьи, но в каждом пятом домохозяйстве к нему присоединяются жена или взрослые дети. В статье рассматриваются способы нахождения выездной работы, география поездок, эффективность выездов, удовлетворенность получаемыми при этом заработками, восприятие мигрантами положительных и отрицательных сторон данного рода деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-07-2007
Святослав Иванович Григорьев Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 124-131. 
Автор исследует своеобразный сектор информационного рынка, который сформировался в России после реформ Александра II. Речь идет о практике представления в придворную цензуру оригинальных текстов рекламы с упоминанием высочайших особ, их портретов, товаров с изображениями и т.п. В статье проводится параллель современным российским формам использования символического капитала власти.
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Д Н Замятин, Н.Ю. Замятина Социологические исследования. 2006.  № 2. С. 64-68. 
Присущий современной российской власти и все усиливающийся «региональный синкретизм» возникает в значительной мере как следствие борьбы с террористическими угрозами. Авторы полагают, что можно вести речь о превращении регионов в целостные и миниатюрные образы России. Региональная модель географического образа в статье выстроена на примере Северной Осетии-Алании в контексте Бесланской трагедии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-04-2007
Н.В. Губина Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 122-126. 
Социальный тонус автор определяет как готовность людей к социальному действию и взаимодействию. Изменение его в соответствии с уровнем проблемности жизни демонстрируется на примере г. Нижнекамска. Эмпирическую базу полученных выводов составляют данные социологических опросов, которые проводились на протяжении десяти лет с целью изучения различных аспектов жизни горожан.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2006
Виктор Георгиевич Городяненко Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 124-133. 
Автор рассматривает вопрос о роли и значении изданной в России и Украине новой учебной социологической литературы в качестве средства институционализации социологии, канала передачи академических знаний от старшего поколения к младшему, а также инструмента формирования профессионального мастерства. Анализируются отдельные учебные издания и пособия по социологии, вышедшие в конце XX – начале XXI вв. в России и Украине. Отмечается, что когда в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в СССР социология получила статус учебной дисциплины, появилась учебная литература первого поколения, отличавшаяся значительной идеологической нагруженностью (что видно по названиям книг и самой дисциплины - "Марксистско-ленинская социология" ) при игнорировании основных достижений мировой социологической мысли. Ситуация улучшается в первой половине 1990-х годов, когда появляется второе поколение учебной социологической литературы. В ней осуществляется знакомство с теориями западной социологии, но нередко отсутствует ориентация на отечественные реалии. Появились тогда же и учебники по отраслевым социологическим дисциплинам. К третьему поколению автор ориентировочно отнес все последующие (со второй половины 1990-х годов и до текущего момента) учебные издания. Их дополнили публикации переводных учебников (первым из которых стал учебник Гидденса) появление различных хрестоматий, а также фундаментальных трудов классиков мировой социологии. Также рассмотрены словарно-справочные издания. Среди них особо отмечен как заслуживающий внимания библиографический словарь "Социологи России и СНГ XIX-XX вв.". Приведена статистическая таблица по количеству учебников, учебных пособий (отдельно по общей социологии, по отраслевым и специальным направлениям социологической мысли), хрестоматий, словарей и справочников, а также социологических практикумов, изданных на русском и украинском языках в конце XX - начале XXI века. По мнению автора, жесткое деление на "учебную" и "неучебную" литературу не приносит пользы ни преподаванию социологии в вузе, ни социологической науке в целом, а задача учебника - не только обучение теориям, методам и т.д., но и формирование аналитического мышления студента, способности самостоятельно разбираться в существе проблем.
ресурс содержит прикрепленный файл