Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Борис Сергеевич Гладарев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 68-76. 
В статье анализируются результаты полевого исследования: "Пользователи мобильных телефонов в России. Сетевая перспектива". Оно было проведено автором в Петербурге при поддержке France Telecom и Teleno, включало 14 глубинных интервью с 7 мужчинами и 7 женщинами (20-30 лет) и организацию ведения дневников повседневной коммуникации (записи в них вели информанты). Выявлены гендерные отличия в историях покупки мобильного телефона. Женские истории опираются на дискурсивную модель, обозначенную автором как "найди меня": сотовый телефон облегчает возможность быть "позванной" или "приглашенной". Мужские нарративы связаны с соображениями эффективности и престижа ("считалось очень престижно"; "захотелось выделиться в обществе"). Имеют место существенные отличия между мужчинами и женщинами в предпочтениях в отношении размеров, дизайна, оформления изделий (женщины чаще выбирают миниатюрные аппараты с откидной крышкой, яркой окраской и обилием аксессуаров). В ходе изучения дневников коммуникации автор установил следующее: 1. Женщины говорят по мобильным телефонам менее продолжительно, чем мужчины, но делают и принимают больше звонков. 2. Направление звонков и SMS характеризуется гетеросексуальной симметрией (женщины чаще общаются с мужчинами, а мужчины – с женщинами). 3. Анализ распределения звонков по ситуациям и целям общения ("координация совместных действий", "ухаживающие звонки", "помощь и консультации", "деловые ситуации") не позволил выявить заметных гендерных отличий. Автор соглашается с выводом норвежских исследователей Р. Линга и Б. Иттри, что в плане практического применения мобильные телефоны относятся к гендерно нейтральным технологиям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2007
Василий Александрович Аникин Социологические исследования. 2006.  № 12. С. 15-21. 
В статье анализируются материалы исследования, проведенного в 2006 г. Институтом социологии РАН совместно с Представительством фонда им. Ф. Эберта в РФ. Автор обращается к данным, характеризующим социально-психологическое состояние россиян, особенности проблем, с которыми сталкиваются наши сограждане, а также специфику их переживаний и страхов.
Опубликовано на портале: 16-03-2007
Виктор Тайдаков, П. Максимов Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 153-157. 
Приведены названия статей социологической, социально-экономической, социально-политической, социальной и культурологической тематики, опубликованных в журналах:
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 04-02-2007
Галина Александровна Ивахненко Социологические исследования. 2006.  № 5. С. 78-81. 
Материалом для статьи послужили данные социологических исследований, проведенных автором в 2001-2002 и 2004 гг. среди московских студентов. Автор рассматривает не только объективные показатели здоровья студентов (наличие хронических и других заболеваний, характер досуга), но и такие субъективные индикаторы, как частота посещаемости медицинских учреждений, наличие вредных привычек, их распространенность, отношение респондентов к своему самочувствию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-01-2009
Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 38-42. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2007
Мария Евгеньевна Светланова Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 136-141. 
Рассматривается тема приобщения к полноценной социальной жизни детей, лишенных родительской опеки. Во вводной части автор уточняет, в каком значении используется ею понятия "маргинал" и "маргинальность", а также знакомит с историей данного Интердома, созданного еще в 30-е гг. прошлого века для обеспечения воспитания и образования осиротевших детей коммунистических революционеров и борцов-антифашистов, оказавшихся в СССР. Представлены результаты пилотажного исследования, проведенного в 2005 г. среди бывших воспитанников и выпускников Ивановской международной школы-интерната (опрашивались выпускники от 1971 до 1976 года). В тот период имелся ряд факторов позитивной социализации как внутри страны, так и за ее пределами (участие детдомовцев в олимпиадах и всесоюзных конкурсах, работа в Иванове учителей из Германии, Польши, Испании, Китая и других стран для преподавания родного языка, поездки в летние лагеря - "Артек", "Орленок", работа кружков и т.д.). Хотя в работе интердома имелись определенные трудности, была обеспечена материальная и социальная защищенность детей, которые оказались окружены заботой и вниманием. В интервью один из воспитанников (теперь ему 47 лет) отмечают, что ему пришлось осознать свою недостаточную адаптированность к внешнему миру. К жизни в большом обществе "Надо было научиться... Это общество совсем по-другому мыслит... Их совсем по-другому воспитали, чем нас" (с. 140)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-07-2007
Илга Карловна Апине Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 65-70. 
В статье рассматриваются самоощущение и поведение русских, проживающих в Латвии. Использованы результаты нескольких социологических исследований, проведенных автором в 1998-2004 гг., данные статистики и работы других исследователей. Автор утверждает, что, несмотря на слабую консолидированность и крайнюю неоднородность этой части латвийских жителей, имеются основания говорить о формировании новой идентичности русского населения.
Опубликовано на портале: 26-02-2007
Жан Терентьевич Тощенко, Галина Александровна Цветкова Социологические исследования. 2006.  № 8. С. 78-87. 
В настоящей публикации сравниваются данные исследований, проведенных в 1995 и в 2005 гг. по теме «Демократия и местное самоуправление». Исследования выполнялись в рамках международного проекта, охватывающего 28 стран мира. Результаты, полученные российскими исследователями, отражают специфику региональных процессов формирования местного самоуправления, возникшую под действием географического положения региона, национальных обычаев и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-02-2007
Галина Анатольевна Парахонская Социологические исследования. 2006.  № 5. С. 113-117. 
Автор, доцент Тверского государственного университета, делится опытом преподавания курса, рассчитанного на 36 часов (4 часа – лекции, 6 часов - семинарские занятия, 26 – практикум). Статья содержит перечень тем и примеры практических заданий, предлагаемых студентам в процессе освоения курса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-04-2007
Татьяна Алексеевна Бондаренко Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 114-119. 
Автор методом ассоциативного эксперимента исследует стереотип восприятия гражданами сотрудника ОВД, а также выясняет посредством анкетирования источники формирования общественного мнения о деятельности милиции. Кроме того, в статье приводятся результаты анализа социально-демографических данных аудитории наиболее популярных «милицейских» сериалов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-06-2007
Владимир Константинович Новик, Дмитрий Григорьевич Передня Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 101-107. 
Авторы рассматривают вопрос о том, каковы особенности образа современной российской армии в массовом сознании граждан России. Констатируется, что функционирование армии определяется прежде всего развитием материального производства, состоянием ВПК, а также личным составом, характером взаимоотношений между военнослужащими. Имидж охарактеризован как образ-представление, наделяющий объект (армию) теми свойствами, которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для того, кто этот образ воспринимает. Показано, что усилия государственных органов, направленные на формирование положительного имиджа российской армии носят разрозненный характер. Представлены данные проведенного одним из авторов статьи социологического опроса молодых людей (N=125) о том, что они думают о российской армии. Констатируется наличие стереотипизации и мифологизации в восприятии облика армии массовым сознанием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2007
К.Е. Новицкая Социологические исследования. 2006.  № 12. С. 78-83. 
Цель статьи – раскрытие роли субъектов микроуровня в формировании институциональной среды, регулирующей отношения в сфере оплаты медицинских услуг, анализ проблемы выстраивания отношений между индивидуальными акторами, наделенными разным ресурсным потенциалом – работниками и пациентами медицинских учреждений. В исследовании использованы данные опроса общественного мнения, проведенного в декабре 2002 г. ВЦИОМ (ныне Левада-центр) по анкете, разработанной в Независимом институте социальной политики.
Опубликовано на портале: 24-04-2007
Розалина Владимировна Рывкина Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 138-146. 
Приводятся два распространенных значения понятия "интеллигенция": 1) отдельные мыслящие люди; 2) особый социальный слой. Автор считает, что в научном исследовании интеллигенцию следует рассматривать только во втором значении и утверждает о том, что как социальный слой она больше в России не существует. Это не означает, что в России совсем нет интеллигентных людей, просто они перестали представлять собой отдельный социальный слой в структуре общества (наряду с ним ушли в прошлое и многие другие слои советской эпохи). Уход интеллигенции с исторической сцены связан с исчерпанием ее социальной роли. Кроме того, она оказалась "плохим пророком", поскольку, призывая к обновлению системы, не сумела предвидеть последствий этого процесса. Общество, которое появилось в результате слома советского строя, оказалось не демократией западного типа, но обществом олигархии и криминала. Причинами исчезновения интеллигенции в России, по мнению автора, явились также ее «размывание», «моральный износ», утрата социальной базы. Большинство бывших представителей данного слоя растворилось среди «новых бедных», а меньшинство пополнило новый правящий класс и бизнес-слой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2007
Владимир Шамильевич Нахушев Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 129-138. 
В статье представлены размышления автора о сущности современной российской интеллигенции. Обращается внимание на то, что в обыденном словоупотреблении интеллигентность связывают с культурой поведения, чувств, общения, с культурой ума, речи и т.д. Высказано мнение, что интеллигенция выделяется прежде всего по своим высоким человеческим качествам и составляет "наиболее пассионарную интеллектуально-нравственную элиту всех социальных групп общества, объективно свободную от узко корпоративных интересов" (с. 130). Автор выражает несогласие с теми, кто утверждает о "конце интеллигенции". Дан обзор различных точек зрения о качествах российской интеллигенции, ее общественном и духовном облике, отношении к власти и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Евгений Петрович Тавокин Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 3-10. 
Рассматривается изменение содержания термина информация в ходе развития науки и технических средств массовых коммуникаций (первая половина XX века - Д. Хартли, Н. Виннер, К. Шеннон). Констатируется, что в настоящее время "информация" выступает (в наиболее широкой трактовке) "как общенаучное понятие, означающее обмен данными не только между людьми, но и между человеком и автоматом, между автоматом и автоматом, а также обмен сигналами в животном и растительном мире" (с. 4). Автор критикует те подходы, в которых информация выступает как некая особого рода сущность, истолковывается как "имманентное свойство материи", "первооснова Вселенной" и т.д. Обращается внимание на то, что в самоуправляемых и самоорганизующихся системах взаимодействие компонентов друг с другом и с внешней средой имеет особую отражательную функцию и отличается избирательностью. Автор предлагает свое определение информации как материализованного результата сознательного или безсознательного отражения субъектом определенных фрагментов реального или идеального мира, предназначенного для восприятия другим(и) субъектом(ами). Выделены такие функции информации, как коммуникативная, управленческая, научно-познавательная, учебно-ворспитательная, идеолого-пропагандистская.
ресурс содержит прикрепленный файл