Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологический журнал

Опубликовано на портале: 05-07-2006
О. Рамштедт Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 53-64. 
Основное содержание статьи составляет аргументация утверждения, что социологическая концепция Г. Зиммеля (равно как и Э. Дюркгейма и М. Вебера) не устарела. Классические теории отделяют старую, частично преодоленную общественную науку и представляют собой образцовые теоретические конструкции, которые смогли просуществовать долгие годы. Идеи Зиммеля и других классиков социологии возникли как отклик на модернизацию общества и сформулировали основания современного социологического знания. По их мнению, основное притязание социологии — свободное от ценностей исследование того, что структурирует общество — социальные факты, формы взаимодействия, проявления социального действия.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-01-2007
Е.В. Рогальская Социологический журнал. 1994.  № 3. С. 27. 
Публикуется список докторских диссертаций по социальным наукам, утвержденных ВАКом в январе-июле 1993 года. В список вошли: описание двух докторских диссертаций по специальности 22.00.01 — теория методология и история социологии; одной по специальности 22.00.03 — социология труда и экономическая социология и семи диссертаций по специальности 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и образ жизни.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-01-2007
Геворк Арамович Погосян Социологический журнал. 1994.  № 3. С. 190-192. 
Автор рецензии отмечает, что в России публикации по социальным движениям появились сравнительно недавно и имеют публицистический характер. В книге Е.А. Здравомысловой систематизируется опыт изучения общественных движений в западной социологии, в частности, подробно анализируются три главные парадигмы: 1) коллективного поведения (традиционный подход); 2) коллективного действия (теория мобилизации ресурсов); 3) новых общественных движений (концепция идентичности). Две первые представляют американскую социологическую школу, третья — европейскую. По мнению автора рецензии, вопросы, рассмотренные в монографии, выходят далеко за рамки изучения западных концепций; она содержит идеи, которые в перспективе могут стать основой самостоятельной области — социологии массовых общественных движений.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-07-2006
Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 125-129. 
Приводится обзор следующих изданий: Г. Зиммель. Полное собрание сочинений (Simmel G. Gesamtausgabe), под общей редакцией О. Рамштедта (на момент публикации в течение 1989 1992 гг. вышло 7 томов из 24 запланированных; Г. Зиммель и гуманитарные науки (G. Simmel et les sciences humaines / Sous la direction de O. Rammstedt et P. Watier. Paris: Meridiens Klincksieck, 1992); «Зиммелевский вестник» (1991, No. 1, 2) (Simmel—Newsletter), издаваемый Обществом Георга Зиммеля, под. ред. О. Рамштедта, Г. Вагнера и при участии Р. Крамме.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-07-2006
Георг Зиммель Социологический журнал. 1992.  № 2. С. 102-114. 
Отвечая на поставленный вопрос, Г. Зиммель опирается на идею априорности познания, сформулированную И. Кантом. Но поскольку в познании общества субъект не противопоставляется объекту, вопрос переформулируется следующим образом: какие процессы, происходящие в сознании индивидов, определяют их обобществление и бытие в обществе? Зиммель вводит понятие социального априори — доопытных предпосылок, делающих возможным сосуществование индивидов в обществе и его познание. В самой общей формулировке социальное априори — это сознание (или знание) индивидами совершаемого или претерпеваемого обобществления. Сознание, без которого невозможна социальность, распадается на три важных компонента: способность индивида видеть Другого обобщенно (т. е. как социальный тип, навязанный окружением), способность каждого элемента группы объединять в себе черты общества и личности (т. е. синтезировать свойства части организма обобществления и замкнутого органического целого) и, наконец, предпосылка принципиальной гармонии между индивидом и социальным целым (т. е. уготованность для каждого индивида какого-то места в структуре всеобщности), мера которой и есть показатель обобществленности.(Данная статья — это часть первой главы из книги Зиммеля “Soziologie: Untersuchungen ueber die Formen der Vergesellschaftung” (1908)
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-07-2006
Д. Левин Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 91-101. 
Задача статьи — вычленение основной проблематики социологии Зиммеля. По мнению автора, к ключевым здесь относятся следующие проблемы: сущность и структура индивидуального «я»; формы социального взаимодействия (обобществления) — социальные процессы, социальные типы и модели развития. Автор выделяет также стратегические вопросы, рассматриваемые в работах Зиммеля — мода (периодический социальный процесс), аристократ (социальный тип), социальная дифференциация (модель развития), свобода.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-07-2006
Александр Фридрихович Филиппов Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 65-81. 
Статья посвящена реконструкции элементарных основ теоретической социологии Г. Зиммеля. Главное внимание уделено ключевой категории «обобществления», под которой понимается та форма, в какой индивиды на основе своих интересов, целей и т. п. образуют единство общества. Социология, по Зиммелю, — это наука о формах обобществления и одновременно особый метод познания общества. Он заключается в абстрагировании исследователя от «материальной тотальности» исторических фактов, то есть от содержательной перспективы, а также интуитивном вычленении этих форм. Отмежевываясь от психологизма, Зиммель утверждается, что формы обобществления (например, законы, нравы и т. д.) одновременно могут быть содержанием (например, душевной жизни индивида) и наоборот. Учитывая структурную сложность предмета и метода социологического анализа, Зиммель приходит к необходимости выделить три уровня теоретической социологии: общую, чистую (формальную) и философскую.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 04-12-2006
Наталья Вадимовна Веселкова Социологический журнал. 1994.  № 3. С. 103-110. 
Рассматриваются теоретические и методологические особенности интервью с различной степенью формализованности, применяемых при качественном и количественном подходах. Приводится схема формальной классификации интервью, предложенная Р. Горденом в 1970 гг., описываются последующие попытки внести упорядоченность в методический инструментарий полуформализованного опроса — идеи Дж. Мэджа (два принципиально разных подхода к классификации интервью), Д. Мейхью и Ф. Цвейга («истории жизни»), Д. Циммермана и Д. Уайдера (дневниковые интервью), М. Бреннера (интервью-самоотчет) и др.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Laurent Thévenot
Перев.: Александр Дмитриевич Хлопин (ориг.: Русский) Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 5-39. 
Перевод текста выполнен по изданию: Thevenot L. Pragmatiques de la connaissance // Sociologie et connaissance. Nouvelles approches cognitives / A. Borzeix, A. Bouvier, P. Pharo (eds.). Paris: Ed. du CNRS, 1998. P. 101-139. В данном номере публикуется первая часть перевода. Для критического анализа направлений когнитивной социологии Л. Тевено анализирует связь, существующую между знанием, социальным и действием. В частности, он рассматривает центральную тему для социологии дюркгеймианского направления, а значит, и для социального конструктивизма - соотношение объективного, социального и практического, - а также некоторые переклички с феноменологией, возникающие в связи с обращением М. Мосса к идее освоенного тела. Далее, исходя из ограничений, налагаемых подобным конституированием социальной реальности, автор рассматривает возможные трактовки мыслительных операций представления - как когнитивную операцию сопоставления, как политическое действие по установлению порядка и как инструментальное действие. При таком подходе автору удается отказаться от менталистской когнитивистской модели и сохранить связь знания с формами коллектива и практической деятельностью в мире.
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Леонид Григорьевич Ионин Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 74-90. 
В статье рассматриваются история возникновения этнометодологии и ее рецепция в российской науке, излагаются теоретико-методологические основания этого социологического направления. Автор статьи предлагает собственную интерпретацию смысла и задач этнометодологического исследования, его места в современном социологическом знании, возможных перспектив развития. Л.Г. Ионин анализирует содержание двух работ основателя этнометодологии Гарольда Гарфинкеля - "Исследование по этнометодологии" (Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1967) и "Программа этнометодологии (Ethnomethodology's program: Working out Durkheim's aphorism. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2002), в которых приведены основные понятия, теоретико-методологические принципы, а также процедуры и методы этнометодологического исследования. Исходя из основополагающих суждений Гарфинкеля, Ионин делает вывод, что этнометоды - это методы, применяемые обыденными деятелями для того, чтобы сделать "вещи" описуемыми, постижимыми, разумными, и сами эти методы представляют собой описания, посредством которых конституируются "вещи". "Если мы скажем, что ЭМ есть изучение описаний (accounts), мы не погрешим против истины", пишет Л.Г. Ионин. Отсюда и его сравнение этнометодологии с non-fiction — описанием, или репрезентацией предмета, которая представлена как факт. Ионин подчеркивает, что определение non-fiction совпадает с определением этнометодологами предмета их исследований: практические действия людей в повседневной жизни и есть описания (accounts), или реперезентации вещей, представляемые самими авторами описаний как факт. Идея этнометодологии не как системы, а как каталога исследований, — делает вывод Ионин, связана с постмодернистским видением вещей. По мнению автора статьи, несмотря на релятивизм и описательность, этнометодология, возможно, более отвечает духу времени, чем традиционная "формально-аналитическая" социология, которая пока не в состоянии ответить на критику ее теоретико-методологических оснований.
Опубликовано на портале: 05-07-2006
Т. Огане Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 82-91. 
В статье подчеркивается, что социология Г. Зиммеля должна рассматриваться в тесной связи с эпохой рубежа XIX и XX веков, когда критическому пересмотру подверглись системы О. Конта и Г. Спенсера. Отсюда две основные задачи, которые, по мнению автора, ставил перед собой Зиммель: построить социологию на прочном фундаменте, преодолев ее кризис; выяснить положение индивида по отношению к социальному целому. Автор статьи приходит к двум ключевым выводам: Зиммель, обосновывая социологию как науку о формах, не смог обойтись без категории содержания; зиммелевский индивид — это некое единство (поскольку и количество, и сочетание групп, в которые он входит, отличны от тех, в которые входят другие). Однако это единство существует через конфликт индивида по отношению к притязаниям групп, потому автономия индивида рассматривается как основная проблема эпохи.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-07-2006
Георг Зиммель Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 114-119. 
Зиммель рассматривает враждебность человека к человеку (и противоположную ей потребность в симпатии) как естественное и исторически обусловленное свойство. На почве родственной общности возникает более сильный антагонизм, чем в ее отсутствии (это может относиться не только к людям, состоящим в родстве или близких отношениях, но и, например, конфессиям или соседствующим государствам). В качестве фундамента особо острого антагонизма между индивидами Зиммель выделяет общность свойств и общность благодаря включенности в единую социальную связь. (Данная статья — это фрагмент из главы «Спор», посвященной социологии конфликта и опубликованной в книге Зиммеля “Soziologie: Untersuchungen ueber die Formen der Vergesellschaftung” (1908). Этот отрывок был издан автором и как самостоятельный текст под тем же названием).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 01-02-2007
Rod Watson
Перев.: А.М. Корбут (ориг.: Русский) Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 91-128. 
Статья посвящена рассмотрению основных положений этнометодологического подхода к анализу текстуальных продуктов. С точки зрения автора, несмотря на повсеместность текстов в современной культуре, до сих пор они по большей части рассматривались либо как литературные произведения, либо как предмет психологических исследований, либо как источник социологических данных. Этнометодология позволяет изучать текстуальные материалы в качестве элементов повседневной жизни, как они производятся, понимаются и используются самими рядовыми членами общества для решения практических задач. На многочисленных примерах автор обосновывает необходимость анализировать любой текст в формате работы, которая затрачивается на его чтение, поскольку в отрыве от нее текст лишается своих специфических характеристик. Доказывается, что текст не обладает раз и навсегда заданным значением, его смысл постоянно устанавливается и пересматривается в зависимости от локальных социальных обстоятельств его чтения и употребления. В то же время, текст некоторым образом «подталкивает» читателя к определенному прочтению, предоставляя ему ресурсы, которые он должен активизировать для достижения прагматических целей. Применяя ряд этнометологических понятий — «рефлексивность», «пара текст—чтение», «гештальт-текстура», автор указывает на обыденные деятельностные аспекты функционирования текстов в социальных ситуациях. Эти аспекты, по мнению автора, сегодня упускаются из виду профессиональными социологами.