Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 709

Опубликовано на портале: 26-09-2005
В.С. Полянский Социологические исследования. 1999.  № 3. С. 11-20. 
Автор формулирует несколько исходных определений исторического сознания, памяти, этнического и национального самосознания. Этническое самосознание он рассматривает как подсистему национального. Соответственно, историческая память народа оказывается шире исторической памяти отдельного этноса. На основе введенных определений автор выделяет структурные компоненты исторической памяти и ее важнейшие, с точки зрения социолога, свойства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2006
J. Alsted
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 122-128. 
Автор отмечает, что на сочетании изучения истории и анализа социальных перемен сосредоточены почти все наиболее плодотворные работы по исторической социологии. Рассмотрен труд Дж. Холла "Власть и свобода" (1985), в котором сравниваются четыре мировые религии и цивилизации: Христианство, Ислам, Иудаизм, Конфуцианство. Холл указал на те факторы, которые на его взгляд более всего способствовали взлету западноевропейской цивилизации (централизация западной христианской церкви, политическое соперничество малых государств, автономия городов и меньшая, чем в других местах, феодальная зависимость крестьян). Рассматривается работа Мартина Шоу "Теория глобального государства", в которой показано развитие после 1950-х гг. глобальной демократической революции и предложена концепция формирования глобального государства. Не углубляясь в обсуждение вопроса о степени предопределенности истории, автор констатирует, что большинство специалистов по исторической социологии считают историю более или менее открытой. Отмечается, что Гидденс и Мэнн показали тщетность попыток выработать базовую концепцию общества и дать ему универсальное определение. Показано, что при описании обществ как совокупности сетей власти, вырастающих из устойчивых связей между людьми, понятие общества теряет сопоставимость. Концепция становится настолько рыхлой, что рискует утратить объяснительную силу. Автор выделил три стратегии обсуждения в исторической социологии концепции эволюции: уход от вопроса о том, имеет ли исторический процес определенную направленность; отбрасывание понятия эволюции; принятие эволюции как подходящего описания социальных перемен. Кратко проанализирована структура классических эволюционных и прогрессистских теорий (на примере теории стадий Спенсера и формационной теории Маркса), особо рассмотрены представления о нелинейной эволюции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Михаил Яковлевич Бобров, Инна Феликсовна Девятко, Гарольд Ефимович Зборовский, Борис Николаевич Миронов, Александр Юрьевич Рожков, J. Alsted Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 41-53. 
Публикуются ответы специалистов на ряд вопросов: о сущности, содержании и месте в социологическом знании исторической социологии; ее понятийном аппарате; ее структуре, актуальных проблемах и трудностях в их решении; об историческом сознании, историческом знании, исторической памяти. Проф. Я. Алстед (Дания) отметил, что изучение социальных перемен требует и масштабного понимания, и конкретных исследований истории. Такое сочетание обеспечивает историческая социология. У нее общий с остальной социологией базовый теоретический аппарат, перед ней стоят те же теоретические проблемы, но с акцентом на историческую перспективу. Проф. М.Я. Бобров (Барнаул) рассмотрел общие и особые законы и категории исторической социологии. Проф. И.Ф. Девятко (Москва) указала на роль историографических исследований и развития социологических методов сбора данных в становлении исторической социологии. Проф. Г.Е. Зборовский (Екатеринбург) рассмотрел историческую социологию как отрасль социологического знания на стыке социологии и истории, имеющую особый предмет и объект исследования. Проф. Б.Н. Миронов (Санкт-Петербург) охарактеризовал теоретические, верификационные и прикладные задачи исторической социологии, указал ее актуальные исследовательские проблемы (включая осмысление российской истории в рамках макросоциологических теорий). Проф. А.Ю. Рожков (Краснодар) полагает, что процессы социокультурной трансформации подчинены ритмам смены поколений. Историческая социология призвана, по его мнению, исследовать модели жизнедеятельности человека и общества в генерационной и межгенерационной перспективе, продуцируя теоретические обобщения. Проф. Н.В. Романовский (Москва) предложил рассматривать историческую социологию «как часть социологии, обеспечивающую своими методами знанию об обществе / человеке единство прошлого, настоящего и будущего, дающую временной и пространственный континуум социологическому теоретизированию и эмпирическим исследованиям путем включения исторического прошлого в анализ исследуемого социологом объекта и тем самым определяющую его исторически данные параметры» .
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2005
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 114-121. 
Подводя пятилетние итоги рубрики «Историческая социология» в журнале «Социологические исследования», автор статьи также обращается к проблеме развития исторической социологии в целом. Подчеркивается, что проблемы исторической социологии целесообразно видеть в свете положения в социологии. Историческую социологию поэтому можно определить как часть социологии, обеспечивающую своими методами единство анализа прошлого, настоящего и будущего, временной континуум социологического теоретизирования и эмпирических исследований путем включения исторического прошлого в анализ исследуемого социологом объекта и тем самым определяющую его исторически данные параметры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-06-2005
Алла Ивановна Черных Социологические исследования. 2001.  № 10. С. 16-25. 
Обращение к истории расширяет предметные рамки социологии, углубляет понимание социальных процессов; если говорить о российской социологии, то ситуация усугубляется господством в ней марксистского подхода. Исследователи разделяли ту точку зрения, что социология занимается общим, изучая современность, а история изучает особенное в прошедших эпохах. Автор рассматривает процесс взаиморазвития истории и социологии на примерах Германии и Франции, показывая общие тенденции развития науки, складывающиеся из совокупности национальных дисциплин.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-07-2006
Георг Зиммель Социологический журнал. 1992.  № 2. С. 102-114. 
Отвечая на поставленный вопрос, Г. Зиммель опирается на идею априорности познания, сформулированную И. Кантом. Но поскольку в познании общества субъект не противопоставляется объекту, вопрос переформулируется следующим образом: какие процессы, происходящие в сознании индивидов, определяют их обобществление и бытие в обществе? Зиммель вводит понятие социального априори — доопытных предпосылок, делающих возможным сосуществование индивидов в обществе и его познание. В самой общей формулировке социальное априори — это сознание (или знание) индивидами совершаемого или претерпеваемого обобществления. Сознание, без которого невозможна социальность, распадается на три важных компонента: способность индивида видеть Другого обобщенно (т. е. как социальный тип, навязанный окружением), способность каждого элемента группы объединять в себе черты общества и личности (т. е. синтезировать свойства части организма обобществления и замкнутого органического целого) и, наконец, предпосылка принципиальной гармонии между индивидом и социальным целым (т. е. уготованность для каждого индивида какого-то места в структуре всеобщности), мера которой и есть показатель обобществленности.(Данная статья — это часть первой главы из книги Зиммеля “Soziologie: Untersuchungen ueber die Formen der Vergesellschaftung” (1908)
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-01-2005
Мария Георгиевна Бурлуцкая Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 126-132. 
Опубликованная в журнале (1999. № 9) статья И .А . Бутенко «Что означает "учить студентов социологическому анализу"?» высветила ряд вопросов, которые живо интересуют читателей, в первую очередь преподавателей социологии. Об этом свидетельствуют материалы обсуждения названной статьи на кафедре социологии Уральского государственного педагогического университета (УГПУ). В обсуждении приняли участие доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Л.Я. Рубина, кандидаты наук, доценты С.Н. Айрапетова, М.А. Арапова, Г.А. Захаров, А.А. Любякин, Ю.В. Миков, Л.Е. Петрова, В.И. Чеснокова, И.В. Шапко, кандидат социологических наук, ст. преподаватель М.Г. Бурлуцкая, ст. преподаватель P.P. Асадулина, ассистент М.В. Епифанцева, магистранты О.П. Гридина, Н.Ю. Масленцева, Е.Л. Семенова. Здесь публикуются материалы дискуссии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-05-2006
Михаил Николаевич Руткевич Социологические исследования. 1993.  № 10. С. 3-12. 
Автор обращается к анализу той критики принципиальных установок марксизма, которой увлеклись многие из тех, кто прежде причислял себя к ортодоксальным марксистам. В статье рассматривается лишь один вопрос, имеющий, однако, принципиальное значение для социологии и социальной философии. Речь идет о диалектике взаимодействия материальных и духовных факторов в жизни общества, о соотношении этих факторов, о первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-07-2013
Франц Эдмундович Шереги Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 5(105). С. 142-164. 
Осенью этого года в издательстве «Academia» выходит книга известного российского социолога, директора Центра социального прогнозирования, автора более чем 40 работ по методологии социологических исследований Франца Эдмундовича Шереги: «Категориальные модели в социологии». — М. Academia, 2011. Предлагаем вниманию читателей главу из этой книги.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Константин Михайлович Ольховиков, Георгий Петрович Орлов Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 3-12. 
Автор статьи полагает, что дискуссию о понятийном аппарате социологии необходимо начинать с различения классификаций и типологий в социологическом мышлении. В фокусе внимания автора статьи центральные категории социологии, которые рассматриваются в качестве инструмента приращения исследовательских понятий, их применения в современной культурной и духовной ситуации. Категории социологии понимаются как границы установок теоретического мышления и исследовательских терминов, проведенных с целью получения понятной модели исследуемых социальных явлений, допускающей также применение причинных объяснений и презентацию общенаучно релевантных результатов исследований. Центральными категориями социологического мышления называются человек, язык, культура, понимаемые в терминах успеха (или прогресса) и предсказуемости (или порядка).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-02-2006
Георгий Петрович Орлов Социологические исследования. 1997.  № 10. С. 109-116. 
В статье рассматриваются различные способы формирования категориального аппарата социологии. Речь идет и о заимствованиях из различных областей знания, и о путях институционализации понятий. В частности, о проблеме идеологизации социологических категорий. Систему категорий автор представляет прежде всего как систему тематических блоков. Поскольку формирование категориальной системы может быть представлено как исторический и логический процесс, оно выступает в виде последовательности этапов, каждый из которых продолжает оставаться актуальным и, вместе с тем, переходит в последующий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-08-2003
Галия Галеевна Татарова Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2002.  № 14. С. 33-52. 
Проблематика соотношения качественных и количественных методов в социологии преломляется в предметную область - методологию анализа данных. Обозначаются структурные элементы этой области. Предлагается классификация исследовательских практик, основанная на характере априорных представлений об искомых эмпирических закономерностях и степени структурированности исходных для анализа данных. Приводится описание классов данных в контексте взаимосвязи языков анализа (типологического, факторного, причинного) с общей стратегией (восходящей, нисходящей) анализа данных.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2003
Валерий Борисович Якубович Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 1995.  № 5-6. С. 16-27. 
Анализируется взаимовлияние количественной и качественной методологий социологического исследования как современное продолжение исторически сложившегося взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного направлений научного знания. Приводятся примеры таких взаимовлияний из истории науки. В условиях повышения динамики социальных процессов возможности статистического, количественного подхода становятся ограниченными, а методология качественного анализа оказывается более плодотворной, поскольку позволяет определить новые тенденции развития в начальной стадии их проявления. Опираясь на материалы дискуссий в западной социологии, автор дает сравнительную схему принципов качественной и количественной парадигм.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-03-2005
Ринат Магдиевич Нугаев, Магди Алимджанович Нугаев Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 100-105. 
В виде самостоятельных предметов изучения социологи выделили субъективные и объективные компоненты качества жизни. Исследования последних 20 лет раскрыли связь с качеством жизни личностного статуса и ценностей индивидов. Понятие «качество жизни» сложный, амбивалентный, многоуровневый конструкт, предмет разных подходов. Представленный в статье обзор показывает пестроту подходов и методик измерения качества жизни и возможности синтетических программ, способных представить общую теоретическую и эмпирическую картины этого конструкта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-08-2004
Инна Борисовна Назарова Социологические исследования. 1999.  № 11. С. 108-114. 
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в ходе организации и проведения формализованного интервью: подбор и обучение интервьюеров, недостижимость, качество заполнения опросника, понимание вопросов респондентами. Автор анализирует влияние личности интервьюера: его психологических качеств и социально-демографических характеристик (образование, возраст, пол) на качество проведения интервью. В статье также рассматриваются примеры вопросов опросника, когда респондент чаще всего затруднялся дать ответ или отказывался отвечать (7-е и 8-е позиции в вопросах).
ресурс содержит прикрепленный файл