Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 505

Опубликовано на портале: 27-02-2012
Максим Геннадьевич Руднев Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2009.  № 28. С. 107-128. 
В статье представлены результаты вторичного анализа данных, полученных с помощью методики Ш. Шварца в Европейском социальном исследовании. Анализируется влияние принадлежности к русскоязычному сообществу на жизненные ценности людей, проживающих в разных странах (Израиль, Латвия, Россия, Украина, Эстония). Проводятся кросс-культурные сравнения ценностей, опираясь на методы дисперсионного и регрессионного анализа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2003
Александр Николаевич Мельников Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2000.  № 12. С. 113-128. 
Анализируется влияние формы вопроса (закрытой/открытой) на результаты исследований электорального поведения. Описывается специфика этого влияния в зависимости от некоторых социально-демографических факторов. Предлагается определенная логика вторичного анализа данных, полученных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ходе серии опросов населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2007
Дмитрий Михайлович Рогозин Социологические исследования. 2006.  № 3. С. 98-104. 
В статье представлены результаты эксперимента, направленного на выяснение того, как дополнительные условия, накладываемые на отбор респондента внутри домохозяйства, влияют на репрезентативность семей с разным количеством домочадцев. В частности, автор обращается к вопросам, от кого в семье зависит уровень неответов, кто формирует коммуникативную стратегию семьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-02-2003
Елена Николаевна Данилова, Светлана Гавриловна Климова, Мария Анатольевна Михеенкова Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 1999.  № 11. С. 142-159. 
Работа выполнена в рамках проекта "Разработка методологических принципов и создание логических средств для представления знаний о социальном субъекте". Дается решение некоторых методологических проблем, связанных с возможностью применения логико-комбинаторных методов анализа для эмпирических гуманитарных областей знания, таких, как психология и социология. Представленные результаты имеют междисциплинарный методологический и экспериментальный характер.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-03-2012
Владимир Михайлович Петров Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2004.  № 18. С. 130-153. 
В статье предлагается процедура повышения точности измерений, ограниченных величиной «цены деления» первичных данных. Рассматривается циклическая эволюция социально-политического «климата» и других ветвей социально-психологической жизни России XVIII-XX вв. Дается прогноз развития этих процессов на ближайшие 15-20 лет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-06-2005
Владимир Александрович Ильин Социологические исследования. 1998.  № 4. С. 106-107. 
В статье приводятся данные социологических опросов, проведенных Вологодским научно-координационным центром РАН в 1992-1996 гг. Речь идет о ходе экономических реформ в регионе и их оценке населением, в частности о состоянии научно-технического потенциала области. Приводятся данные о резком падении уровня благосостояния населения, в частности о снижении потребления продуктов питания; о динамике физических объемов промышленного производства; о показателях инвестиционных процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
Jan Lutynski Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 89-98. 
Публикация известного польского социолога посвящена методологическим основам такого способа сбора социологической информации как анкетные методы. Автор рассматривает различные концепции вопроса как средства получения данных, в частности, в разрезе оценки надежности ответа. Описываются и анализируются тестовая, индикаторная и информационная, которой отдается определенное предпочтение, концепции. В рамках последней сопоставляются внутренняя (оценка информации на основе оценки процессов ее формирования) и внешняя (сопоставление результатов, полученных при помощи анкетного вопроса, с теми, которые получены способом, обеспечивающим надежность информации) верификация получаемых данных.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-03-2012
Александр Юрьевич Мягков Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2002.  № 15. С. 52-70. 
В статье представлены результаты методологического анализа различных вопросных техник, используемых в социологических исследованиях для повышения субъективной анонимности и профилактики неискренних ответов респондентов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-07-2013
Дмитрий Михайлович Рогозин, Ксения Максимовна Мануильская Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006.  № 4(80). С. 131-141. 
Вопрос о доходе — не только важнейший, но и наиболее трудно операционализируемый социально-демографический признак. Даже незначительные изменения в восприятии смысловых конструкций такого вопроса приводят к катастрофическим последствиям — неадекватному, не отвечающему теоретической схеме исследования ответу. Причина заключается в неконсистентности двух субстанций, в которых пребывают денежные знаки. Одна отражает мир числовых операций, набор натуральных чисел, подлежащий самым разнообразным операциям с натуральными числами, разработанным за последнее тысячелетие; вторая — некоторые образы, интерпретации, другими словами, мир символических знаков, имеющих к числу весьма опосредованное отношение.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-02-2003
Ирина Юрьевна Агапова Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 1999.  № 11. С. 73-100. 
Рассматривается возможность применения метода минимального контекста для выявления, анализа и систематизации элементов категориальной структуры рекламного сообщения, наиболее эффективно воздействующих на определенные группы потенциальных потребителей. Обосновывается адекватность данного метода для разработки единого набора биполярных шкал семантического дифференциала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-03-2012
Мария Николаевна Боровикова Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2003.  № 17. С. 167-189. 
В статье сравниваются результаты использования методов многомерного шкалирования (в том числе многомерного развертывания) и «кор-респондентного» анализа на примере исследования пространства восприятия студентами сказочных персонажей. Делаются выводы о сходстве и различиях этих результатов и о преимуществах и недостатках методов. Также рассматриваются вопросы выбора того или иного метода в зависимости от исследовательской ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2009
Александр Юрьевич Мягков Социологические исследования. 2008.  № 9. С. 20-30. 
Автор обращает внимание на частую недооценку среди социологов, проводящих опросные исследования, возможной неискренности респондентов. Выделены две крайние позиции в отношении фактора неискренности: 1) Неискренних ответов "не бывает, есть только невысказанное мнение"; 2) в опросных исследованиях испытуемые в большинстве случаев стремятся отвечать неискренне, что особенно касается качественных, "интенсивных" интервью. Приводится материал из истории измерений искренности респондентов в США еще в 1940-х годах (Хайман, Денвер), сообщается об экспериментах 1980-х - 1990-х гг. по выявлению неискренности в ответах на вопросы о потреблении респондентами наркотиков, о характере их сексуального поведения, о размере их доходов, об их электоральном поведении и т.д. Рассматриваются причины уклонения респондента (или интервьюируемого) от адекватных и искренних ответов на сенситивные вопросы (опасения по поводу обеспечения анонимности опроса, стремление избежать смущения, нежелание обидеть собеседника и др.). Обращается внимание на то, что удельный вес искренних ответов повышается в анкетировании по сравнению с персональным интервью, поскольку при анонимном опросе респонденты избавляются от необходимости сообщать вслух неприятные вещи о себе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2005
Heinz Hartmann, Christoph Wehkamp
Перев.: Алла Ивановна Черных (ориг.: Русский) Социологические исследования. 1996.  № 8. С. 153-155. 
Книжное обозрение Российский специализированный журнал "Социс" публикует не только статьи по социологии и социальным наукам, но также информацию о книгах. Хотя в большинстве случаев в ней содержатся лишь библиографические данные, иногда включены и обзоры книг. Эта информация – какой бы скудной она ни была - позволяет сделать выводы относительно объема выпускаемых в России книг в области социологии и дает представление о том, какие темы предпочитают российские авторы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-04-2012
Анна Владимировна Матовская Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2006.  № 22. С. 61-76. 
В статье анализируются существующие методы контроля ошибок интервьюеров, приводятся примеры ошибок, выявленные при проведении специального исследования с применением метода нарративного интервью с интервьюерами. Рассматриваются возможности использования этого метода для контроля качества работы интервьюеров, формулируются требования к нарративному импульсу и постнарративной стадии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2003
О.В. Селиванов Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 1996.  № 7. С. 154-160. 
Описывается опыт набора интервьюеров через службу занятости. Приводятся социально-демографические характеристики обратившихся для трудоустройства после краткой беседы в службе занятости и отказавшихся от работы интервьюером после подробной ознакомительной беседы.
ресурс содержит прикрепленный файл