Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 02-07-2004
Рубен Грантович Апресян Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 19-29. 
Автор рассматривает проблемы социально-этической ответственности бизнеса, характеризует деловую этику как особую область прикладных исследований. Рассматривается деятельность предпринимателей в условиях рынка и отмечается необходимость государственно-правовых регуляторов, направленных на защиту и поддержание природной и культурной среды. Исследуется специфика предпринимательства как рода деятельности с выделением таких моментов, как созидательность, независимость, взаимополезность. Вывод автора: предпринимательство – это и социальный феномен, и личностный тип, и своего рода философия, предполагающие необходимость особой этики бизнеса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-07-2004
Вадим Валерьевич Радаев Общественные науки и современность. 1995.  № 1. С. 33-39. 
Предпринимательство – новое для постсоветского пространства явление. С этой точки зрения интересно, что предприниматели понимают под принятием предпринимательского решения. Для выяснения этого проведен социологический опрос 277 руководителей московских негосударственных предприятий. Приводятся ответы на вопрос о содержании и типе действий, оцениваемых как удачные предпринимательские решения. Из исследования следует вывод о расширительном толковании деловыми людьми понятия предпринимательской деятельности, включающем любые хозяйственные начинания. И в данное время (т.е. в 1994 г.) оно не может быть принято в качестве критерия классификации соответствующих действий, по использованию в качестве проблематизирующего инструмента, способствующего выявлению смыслового содержания принимаемых хозяйственных решений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-05-2004
Юрий Юрьевич Петрунин Общественные науки и современность. 1998.  № 3. С. 97-105. 
На экономическое поведение человека влияют этические категории (мораль, религия, деловой этикет и т.д.). Существует три концептуальных подхода к моральным проблемам бизнеса: утилитаризм, деонтическая этика и этика справедливости. Согласно утилитарной концепции морально оправданным является экономическое действие, в итоге приводящее к максимуму пользы для всех лиц, оказавшихся в сфере действия его результатов. Ключевое понятие деонтической этики (этика долга) – права человека, гарантирующие, помимо прочего, свободу деловых и коммерческих начинаний. Концепция справедливости апеллирует к социальной значимости бизнес-инициатив, которые, как минимум, не должны наносить прямой или косвенный ущерб не участвующим в них лицам. Основной вывод – моральные проблемы современной деловой жизни настолько многообразны, что решать их исходя из позиций одного направления непродуктивно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-05-2004
Наталья Николаевна Зарубина Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 96-105. 
В статье обсуждается актуальная проблема соотношения этики предпринимательства и этики общества, напряженный диалог предпринимателя и общества, определяющий его нравственные ориентации. Автор ставит под сомнение идею о превосходстве этики ответственности (индивидуалистической, достижительной, релятивистской) над этикой служения (коллективистской, ценностно-ориентированной) как современного варианта этики над традиционным. Нравственные проблемы в развитых странах, как показано в статье, решаются скорее в контексте симбиоза этих нравственных ориентаций. Обосновывается первенство этики служения обществу и ответственности перед ним по сравнению с социально-безответственным поведением предпринимателя. Демонстрируются позитивные и негативные стороны предпринимательской этики в России XIX века, причем эгоцентризм мелкого предпринимателя противопоставляется идее социального служения, распространенной среди крупных предпринимателей до последней трети XIX века.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2004
Сергей Васильевич Рязанцев Общественные науки и современность. 2000.  № 5. С. 73-86. 
На материалах социологических опросов, проведенных в Ставропольском крае в 1990-е гг., автор статьи на примере армянской диаспоры рассматривает феномен этнического предпринимательства в контексте массовых миграций. Показано, что оно – одна из форм концентрации внутренних ресурсов и социального капитала этнической группы, попавшей в новое социально-культурное окружение. Выделены и проанализированы стадии экономической адаптации мигрантских общин: маргинализация, мобилизация предпринимательской активности, стабилизация (освоение этнической ниши). Делается вывод о том, что главной причиной конфликтов, связанных с бизнесом этнических меньшинств, выступает неготовность принимающего населения воспринять изменения конфигурации социального пространства региона, возникающие в результате экономической деятельности приезжих.
ресурс содержит прикрепленный файл