Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологический журнал

Выпуски:
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Светлана Сергеевна Ярошенко Социологический журнал. 2002.  № 3. С. 137-150. 
В данной статье автор обращается к тем случаям, когда женщины в условиях острой нехватки средств переходят в более высокооплачиваемые сегменты занятости вопреки сложившейся практике полового разделения труда. Вопреки традиции представления россиянок "жертвами" патриархального порядка, автор делает акцент на проявлениях женской субъектности в выборе форм занятости и способов преодоления нужды. Анализируемые случаи демонстрируют активную (мобильную) женскую позицию на рынке труда, приведшую к профессиональной самореализации, повышению заработной платы и удовлетворенности. Такие стратегии автор условно обозначает как "мужские": они приводят к выходу за рамки домашней сферы, ориентации на обеспечение семьи и зачастую реализации в "маскулинизированных" отраслях и сегментах занятости. На первый взгляд, это логичное развитие властной позиции женщины внутри семьи, приводящее к включению ее в зону традиционно мужской ответственности. Но происходит ли здесь на самом деле маскулинизация женской позиции? Становится ли женщина "равной мужчине" в публичной сфере (на рынке труда)? Удается ли ей решить материальные проблемы семьи с помощью работы? Каким образом, с помощью каких ресурсов она реализует свое желание больше зарабатывать? И наконец, связано ли это с перераспределением семейных обязанностей, с трансформацией отношений прежнего типа между домашней работой и оплачиваемой занятостью? Эмпирической базой исследования являются интервью, взятые в семьях, которые получили статус нуждающихся в органах социальной защиты Республики Коми в 1999 г.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Ирина Наумовна Тартаковская Социологический журнал. 2002.  № 3. С. 112-125. 
Статья посвящена анализу поведения мужчин на рынке труда. По мнению И.Н. Тартаковской, произошедшие в 1990-2000-е годы перемены значительно углубили кризис маскулинности, хотя феномен «несостоявшейся маскулинности» вряд ли можно однозначно отождествлять лишь с современным российским социально-экономическим кризисом. Автор полагает, что возможность «несостоятельности» заложена в самом понятии маскулинности, которая предполагает внутреннюю иерархию между «настоящими», состоявшимися мужчинами, и теми, кто не смог соответствовать этому критерию. Главная черта «несостоявшейся маскулинности» как типа трудового поведения связана с признанием своего поражения в области профессиональной карьеры. Представлен анализ особенностей трудовой мотивации мужчин, их отношения с социальным окружением и положения в семье. В завершении статьи рассматривается кризис традиционной мужской роли и феномен маргинализации мужчин.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Ирина Марксовна Козина Социологический журнал. 2002.  № 3. С. 126-136. 
В данной работе рассматривается роль и значение полоролевых стереотипов в формировании и воспроизводстве гендерной структуры трудового рынка. В сфере занятости эти стереотипы предстают в виде "гендерного образа рабочего места", которое может определяться как "мужское", "женское" или "гендерно-нейтральное". Важно то, что "гендерный образ профессии" и "гендерный образ рабочего места" понятия не равнозначные, так как рабочее место, помимо общей профессиональной составляющей, характеризуется конкретными социально-культурными, технологическими и экономическими условиями. В практике трудоустройства рабочие места в рамках типично "женской" профессии могут быть обозначены как "мужские" и наоборот. Например, рабочее место бухгалтера в крупной коммерческой фирме маркируется в качестве "мужского", а в магазине — "женского". Статья базируется на материалах лонгитюдного исследования гендерных различий в стратегиях занятости.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Александр Лазаревич Темницкий Социологический журнал. 2002.  № 2. С. 76-93. 
В данной статье рассматриваются факторы, воздействовавшие на характер, формирование и изменение трудовых взаимоотношений на предприятиях Москвы и области в 1990-е годы. Среди "горизонтальных" трудовых взаимоотношений (между рабочими) первостепенное внимание уделяется взаимосвязи коллективистских и индивидуалистических ориентаций, среди "вертикальных" (между рабочими и руководителями) — патерналистских и партнерских ориентаций.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию