Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологический журнал

Опубликовано на портале: 29-09-2003
Татьяна Муртазаевна Караханова Социологический журнал. 1999.  № 3/4. С. 110-115. 
Статья основана на данных о бюджете времени жителей Пскова, полученных в ходе исследований 1965, 1986, 1995 и 1997/98 гг. С 1986 г. исследования носили панельный характер. Ключевой вывод исследования состоит в том, что продолжительность домашнего труда в расчете на среднюю семью (домохозяйство) растет в значительной степени за счет вклада работающих мужчин. Последние "перешагнули" уровень, зафиксированный исследованием 1965 г. Все отчетливее проявляются признаки "ухода" женщин из сферы семейной бытовой деятельности. Если данная тенденция будет набирать силу, то она может привести к дальнейшей деградации семьи как важнейшего социального института. Изменение роли мужчины в жизни семьи является фактором, в той или иной степени препятствующим данному процессу, хотя эта функция может оказаться временной в связи с ростом общей трудовой нагрузки (суточной, месячной, годовой и т.д.), прежде всего у мужчин. Пока же внутрисемейная консолидация перед лицом социальных потрясений, выражающаяся, в числе прочего, и в увеличении объема бытовой деятельности в различных ее видах, позволяет выживать средней городской семье России.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Светлана Сергеевна Ярошенко Социологический журнал. 2002.  № 3. С. 137-150. 
В данной статье автор обращается к тем случаям, когда женщины в условиях острой нехватки средств переходят в более высокооплачиваемые сегменты занятости вопреки сложившейся практике полового разделения труда. Вопреки традиции представления россиянок "жертвами" патриархального порядка, автор делает акцент на проявлениях женской субъектности в выборе форм занятости и способов преодоления нужды. Анализируемые случаи демонстрируют активную (мобильную) женскую позицию на рынке труда, приведшую к профессиональной самореализации, повышению заработной платы и удовлетворенности. Такие стратегии автор условно обозначает как "мужские": они приводят к выходу за рамки домашней сферы, ориентации на обеспечение семьи и зачастую реализации в "маскулинизированных" отраслях и сегментах занятости. На первый взгляд, это логичное развитие властной позиции женщины внутри семьи, приводящее к включению ее в зону традиционно мужской ответственности. Но происходит ли здесь на самом деле маскулинизация женской позиции? Становится ли женщина "равной мужчине" в публичной сфере (на рынке труда)? Удается ли ей решить материальные проблемы семьи с помощью работы? Каким образом, с помощью каких ресурсов она реализует свое желание больше зарабатывать? И наконец, связано ли это с перераспределением семейных обязанностей, с трансформацией отношений прежнего типа между домашней работой и оплачиваемой занятостью? Эмпирической базой исследования являются интервью, взятые в семьях, которые получили статус нуждающихся в органах социальной защиты Республики Коми в 1999 г.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-09-2003
Сергей Александрович Ушакин Социологический журнал. 1999.  № 3/4. С. 187-214. 
Эмпирическую базу исследования, проведенного в 1997 г., составляют 178 письменных анкет старшеклассников и студентов первого-второго курсов "классического" и "технического" университетов г. Барнаула в возрасте от 15 до 22 лет. Сюжетная специфика постсоветского восприятия потребления проявила себя в студенческих текстах, по меньшей мере, двояко. С одной стороны, потребление, особенно его демонстративные, откровенно публичные формы, являясь существенным механизмом формирования половой идентичности, все чаще воспринимается как мужской вид деятельности. С другой стороны, формы, способы и ассортимент потребления, приписываемые новорусским мужчинам, поражают своей повторяемостью, предсказуемостью. Новорусский стиль жизни примечателен не столько своим качеством потребления, сколько количеством. Оказавшись не в состоянии найти адекватные символические означающие, способные гомологически воспроизвести специфическое экономическое положение новых богатых, респонденты выбрали путь количественной репрезентации, переводя "вкус роскоши" в термины "вкуса необходимости". Отсутствие развитого поля постсоветского культурного производства привело к тому, что акцент в описаниях новых русских оказался смещенным с области производства на область потребления символических продуктов. Кроме того, ограниченное число новорусских статусных объектов логически привело к их "количественной интенсификации". Комбинация этих двух факторов (собственной истории культурного потребления студентов и развития культуры в обществе) способна ответить на вопрос, почему отличительной чертой новорусского мужчины является количество приобретенных им предметов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Ирина Наумовна Тартаковская Социологический журнал. 2002.  № 3. С. 112-125. 
Статья посвящена анализу поведения мужчин на рынке труда. По мнению И.Н. Тартаковской, произошедшие в 1990-2000-е годы перемены значительно углубили кризис маскулинности, хотя феномен «несостоявшейся маскулинности» вряд ли можно однозначно отождествлять лишь с современным российским социально-экономическим кризисом. Автор полагает, что возможность «несостоятельности» заложена в самом понятии маскулинности, которая предполагает внутреннюю иерархию между «настоящими», состоявшимися мужчинами, и теми, кто не смог соответствовать этому критерию. Главная черта «несостоявшейся маскулинности» как типа трудового поведения связана с признанием своего поражения в области профессиональной карьеры. Представлен анализ особенностей трудовой мотивации мужчин, их отношения с социальным окружением и положения в семье. В завершении статьи рассматривается кризис традиционной мужской роли и феномен маргинализации мужчин.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Ирина Марксовна Козина Социологический журнал. 2002.  № 3. С. 126-136. 
В данной работе рассматривается роль и значение полоролевых стереотипов в формировании и воспроизводстве гендерной структуры трудового рынка. В сфере занятости эти стереотипы предстают в виде "гендерного образа рабочего места", которое может определяться как "мужское", "женское" или "гендерно-нейтральное". Важно то, что "гендерный образ профессии" и "гендерный образ рабочего места" понятия не равнозначные, так как рабочее место, помимо общей профессиональной составляющей, характеризуется конкретными социально-культурными, технологическими и экономическими условиями. В практике трудоустройства рабочие места в рамках типично "женской" профессии могут быть обозначены как "мужские" и наоборот. Например, рабочее место бухгалтера в крупной коммерческой фирме маркируется в качестве "мужского", а в магазине — "женского". Статья базируется на материалах лонгитюдного исследования гендерных различий в стратегиях занятости.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию