Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуски:
Опубликовано на портале: 24-07-2006
Татьяна Александровна Алексеева Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 103-112. 
В статье выражается озабоченность тем, что на волне освобождения от догм марксизма-ленинизма все чаще заявляет о себе тенденция к «свободе» от политической теории вообще. Автор расценивает это как свидетельство понижения общего уровня культуры, в том числе и политической. В статье выделяются основные этапы развития политического знания (Россия представлена в мировом контексте). Кроме того, в ней исследуется структура политического знания, особенное внимание автора уделяет отношениям между философией политики и политологией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2005
В. Алтухов Общественные науки и современность. 1992.  № 3. С. 38-46. 
В статье политика анализируется как средоточие разнообразных типов и форм человеческой деятельности. Представление о политике как системе противопоставлено в ней фактическому осуществлению в России различных форм политической деятельности – от формирования общетеоретических основ политики до ее осуществления, осмысления и корректировки результатов. Эти подходы конкретизируются при помощи анализа перехода от "старого", коммунистического порядка к новому, посткоммунистическому, альтернативы воплощения примитивной формы капитализма XIX в. и гораздо более сложной формы "социализированного" капитализма конца ХХ в.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
Стэлла Бурова Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 113-118. 
В статье отслеживаются изменения политического ландшафта, сложившиеся в процессе восстановления германского единства. Основная его тенденция – объединение различных политических сил «востока» и «запада»: христианских демократов, либералов, социал-демократов, зеленых. В эту схему, однако не вписались крайне левые организации – Партия демократического социализма (из бывшей ГДР) и Германская коммунистическая партия (из бывшей ФРГ). Тем не менее, объединение политических структур пока не привело к реальному объединению немецкого общества, которое остается расколотым по ликвидированной межгерманской границе. Это создает предпосылки для возникновения вторичной враждебности – острой борьбы политических сил за влияние в новых федеральных землях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-02-2005
Н. Бухарин, Валерий Викторович Миронов Общественные науки и современность. 1992.  № 1. С. 69-75. 
Польша – первая из соцстран, которая покончила с авторитаризмом и гегемонией правящей коммунистической ПОРП. В связи с крахом «реального социализма» политический маятник в стране резко сдвинулся вправо, и на основе движения «Солидарность» сложилась широкая коалиция различных партий и движений, в той или иной мере поддерживающих «капиталистические» преобразования в экономике. Левый фланг политического ландшафта заполнила значительная по численности часть коммунистов, уже давно ориентировавшихся на преобразование в социал-демократию. Особенностью польской политической системы, во-первых, стала организационная слабость и незначительная популярность центристских объединений, а во-вторых, практический провал создания демохристианской партии, что особенно удивительно для страны, 90% населения которой католики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-07-2006
Николай Довженко Общественные науки и современность. 1992.  № 3. С. 116-124. 
Особенность ситуации в Румынии после краха государственно-бюрократического социализма, состоит в том, что политически «правую» задачу демонтажа социализма и демократизации общества в силу исторических причин взяло на себя движение явно левой ориентации – Фронт национального спасения. В результате в стране возникла острейшая конфронтация между номенклатурными реформаторами из Фронта – сторонниками медленной трансформации административно-командной системы, и восстановленными довоенными партиями правого и правоцентристского толка (национал-либералы и демохристиане), приверженными идее радикально-либерального курса. Это обусловило большую, по сравнению с другими государствами Восточной Европы, роль непарламентских методов борьбы между указанными политическими лагерями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Е. Гуськова Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 146-157. 
Основная тенденция партийного-политического развития Югославии в начале 1990-х гг. – стремительное появление многочисленных объединений, максимальное количество которых достигло 119. В левой части политического спектра из осколков некогда единого Союза коммунистов возникли различные социалистические и социал-демократические организации. В каждой из бывших республик появились либеральные и христианско-демократические движения. Специфика распада СФРЮ обусловила рост и популярность этнонационалистических и регионалистских настроений, которые аккумулировали соответствующие партии. Как показывает югославский опыт, парламентаризму и демократии приходится учиться долго, ибо практически в каждом бывших членов федерации сложился безоппозиционный режим, независимо от его ориентации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2005
А.Б. Венгеров Общественные науки и современность. 1992.  № 6. С. 49-63. 
В статье дается определения понятия политического пространства. Автор считает, что оно имеет три измерения: как предпосылки политической организации общества; как цели политических процессов (геополитика); как условия формирования и осуществления политических решений. Также отмечается важность своевременности принятия политических решений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-07-2006
Общественные науки и современность. 1992.  № 3. С. 170-177. 
Процесс формирования новых социальных групп и политических интересов в результате распада советского общества анализируется в статье американского ученого. Подчеркивается, что именно в союзном законодательстве в последние годы появились акты, закрепившие ростки гражданского общества. Автор предсказывает, что в обозримом будущем в России начнет устанавливаться новая система – политический плюрализм.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-02-2005
Дж. Ковачевич Общественные науки и современность. 1992.  № 1. С. 28-35. 
Статья белградского философа, политолога и поэта, директора Института европейских исследований (Белград) представляет собой ряд отрывков из одноименной монографии, изданной в Белграде в 1989 г. Ставится вопрос, как соотносится социализм как идея, как движение, как практика общественной жизни с цивилизационными ценностями человечества. Показана идеалистичность многих постулатов социализма. Говорится, что система – это не только выработка идеала, но прежде всего формула господства и оттеснения отдельных реальных общественных интересов и сил. В социалистической системе человек не стал свободным тружеником и созидателем, но утратил гражданские свойства. Современный общественный кризис, по мнению автора, оказывает на общество отрезвляющее действие.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Р. Тин Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 67-72. 
Исторически тесная и прочная связь религии с государством породила в России политическую культуру, которая, сформировавшись под воздействием авторитарных традиций в политике, сама служила инструментом развития именно этих тенденций, – такова позиция автора текста, американского политолога. Для успеха демократизации постсоветского общества данное качество политической культуры следует изменить. Новая российская идентичность не должна строиться на возобладании конфессионального традиционализма как идеологической базы, а на признании легитимности существования различных интересов многообразных и относительно автономных общественных структур (семьи, религиозных объединений, ассоциаций различного рода, политических партий и т.п.) и их свободном взаимодействии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Общественные науки и современность. 1992.  № 5. С. 134-144. 
Ученые обсуждают трехтомник А.Ахиезера “Россия: критика исторического опыта”. Помимо авторов книги в нем участвовали И.Ионов, С.Матвеева, Н.Плискевич, А.Пригожин, С.Пронин, Б.Славный, И.Яковенко. Отмечается значение появления книги для отечественной философии истории, подчеркивается, что Ахиезер продолжает дореволюционные традиции в этой сфере, что в данном случае мы имеем дело с большой теорией , которую отличает и значительная социокультурная составляющая; выделяются и ее системные составляющие. Рассматривается роль в теории Ахиезера категории раскола. Ряд участников обсуждения рассматривают книгу в контексте западного обществоведения, а также как интерпретацию истории России как единого социокультурного целого. С позиций методологии книги анализируются отдельные аспекты современной ситуации в России, в частности тип лидерства, который характеризуется как инверсионный.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
Валерий Соловей Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 119-129. 
Автор текста, рассматривая исследуемый феномен как проявление инстинкта этнической самозащиты русского народа и реакцию на политически ущербное положение России в составе СССР, предлагает следующую классификацию националистических течений: православно-монархическое; традиционно правое; имперско-националистическое; ведийское (неоязыческое); евразийское; младороссийское (национал-демократическое); субэтноцентрическое (казачье). Показано, что защитный характер национального движения русских не исключает наличия в нем нежелательных радикальных, экстремистских и неонацистских тенденций. Делается вывод, что хотя политическая самореализация русского национализма во всей полноте маловероятна, в обозримом будущем данное направление может рассчитывать, как минимум, на соучастие во власти.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2005
Chavez M. Sobrado, Cullel J. Vargas Общественные науки и современность. 1992.  № 6. С. 101-113. 
Коста-Риканские социологи утверждают: в наши дни произошло изменение основ взаимодействия в условном треугольнике: социальные науки – идеологическая доктрина – власть. Раньше речь, по сути дела, шла о разработке утопических схем, призванных раз и навсегда установить некий «правильный» порядок вещей («индустриальное общество» или «реальный социализм» и т.п.). Дилеммы современности, в отличие от прежних альтернатив, не являются состязанием с целью демонстрации преимуществ того или иного общественного порядка, т.е. выбором между двумя идеологизированными технологиями. Ныне человечество делает выбор между глобальным выживанием и глобальным самоуничтожением. Для решения этой дилеммы требуется конвергентная социальная технология, включающая все положительные наработки человечества, включая позитивные аспекты социалистической мысли.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Hans Gunther Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 87-96. 
В статье вскрываются глубинные связи и взаимодействия между двумя, на первый взгляд, противоположностями: теорией смеха М.Бахтина и теорией трагедии Ф.Ницше. Причем теория Ницше подчеркнуто элитарна, а теория Бахтина, напротив, - эгалитарна. В пароксизме сложнейших социальных превращений ХХ в. эти полюсы оказываются взаимосвязанными. Выявление этой взаимосвязи на глубинном философско-филологическом уровне сегодня весьма актуально.
ресурс содержит прикрепленный файл